ОТМЕНЕНО Указанием ЦБ РФ от 26.03.2004 № 1405-У.


                  Письмо ЦБР от 11 мая 2000 г. N 104-Т
      "Об усилении контроля за достоверностью отчетности кредитных
                              организаций"

     Банк  России рассмотрел состояние работы территориальных  учреждений
Банка  России  по  контролю за достоверностью отчетности,  представляемой
кредитными  организациями,  и  отмечает,  что  несмотря  на  определенные
положительные  результаты,  состояние  учета  и  отчетности  в  кредитных
организациях  не может быть признано удовлетворительным. В связи  с  этим
вопрос достоверности учета и отчетности продолжает оставаться актуальным.
     В  течение 1999 года достоверность отчетности была проверена у  1026
действующих кредитных организаций, или у 76,1%, при этом нарушения Правил
ведения   бухгалтерского  учета  в  кредитных   организациях   и   других
нормативных  документов  Банка России, в том числе  по  оценке  рисков  и
формированию   соответствующих  резервов   выявлены   у   660   кредитных
организаций, или у 64,3% от числа проверенных. Кроме того, проверено  575
филиалов действующих иногородних кредитных организаций или 51,6% от числа
филиалов  иногородних банков и выявлены нарушения у 363 филиалов,  или  у
63,1% проверенных филиалов.
     При  этом по-прежнему не во всех территориальных учреждениях  работа
по  контролю за достоверностью учета и отчетности организована на должном
уровне и нередко носит элементы формализма как при организации проверок и
выборе  проверяемых вопросов, так и при применении по  их  результатам  к
кредитным организациям мер воздействия.
     Приведенный  в  Указании  Банка  России  оперативного  характера  от
28.09.98   N   257-Т   перечень   вопросов,  подлежащих   первоочередному
рассмотрению  при проведении проверок достоверности отчетности  кредитных
организаций,  для  многих территориальных учреждений стал  исчерпывающим.
Даже при незначительном количестве банков и филиалов в регионе некоторыми
территориальными учреждениями не обеспечена проверка целого ряда вопросов
из  предложенных  в  приложениях  к Указанию  Банка  России  оперативного
характера  от 04.02.99 N 52-Т. Это затрудняет возможность сделать  выводы
об общем состоянии достоверности учета и отчетности.
     Несмотря  на  рекомендации Банка России от 30.06.98 N  04-15-3/2621,
эффективность   работы   территориальных  учреждений   по   контролю   за
достоверностью учета и отчетности во многих случаях снижена  также  из-за
отсутствия   должного  взаимодействия  подразделений  надзорного   блока,
включая обмен имеющейся информацией о деятельности кредитных организаций.
Не  все  территориальные  учреждения  требуют  от  кредитных  организаций
устранения  в  ходе  проверок  выявленных нарушений,  даже  тех,  которые
согласно нормативным документам Банка России подлежат исправлению в  день
выявления.   Предъявление  же  соответствующих   требований   руководству
кредитных  организаций  после подготовки и подписания  акта  проверки,  а
также   рассмотрения   его  руководителем  территориального   учреждения,
назначившим   данную   проверку,  приводит  к   представлению   кредитной
организацией недостоверной отчетности и на одну - две последующие даты.
     Проведение  повторных  проверок кредитных  организаций,  допустивших
представление недостоверной отчетности, нередко планируется на отдаленные
сроки,  которые  в последующем переносятся, причем даже  в  тех  случаях,
когда   отчетность  кредитных  организаций  свидетельствует  о   неполном
выполнении  предъявленных  к  ним  требований  по  устранению  выявленных
нарушений.
     Явно  недостаточно  проверяются по вопросам  достоверности  учета  и
отчетности  филиалы  иногородних банков,  что  приводит  к  недостоверной
сводной  отчетности в целом по кредитной организации. Не единичны  случаи
разработки   и   применения  кредитными  организациями   внутрибанковских
документов   и   правил  проведения  отдельных  операций,  противоречащих
действующим   нормативным   актам   Банка   России.   При   этом   работа
территориальных  учреждений, осуществляющих надзор за  банками,  имеющими
иногородние  филиалы, не всегда проводится в соответствии с  требованиями
Инструкции  Банка  России  от  11.09.97 N 65  в  части  взаимодействия  с
территориальными  учреждениями,  осуществляющими  надзор   за   филиалами
иногородних банков.
     Наибольшее  число  нарушений  по-прежнему  выявляется  при  проверке
оценки кредитных рисков по ссудной и приравненной к ней задолженности,  а
также  при проверке Расчетов обязательных резервов, депонируемых в  Банке
России.
     В  истекшем  году  у   51,2%   проверенных   кредитных   организаций
установлены нарушения при классификации  ссудной  и  приравненной  к  ней
задолженности по группам риска, вследствие чего кредитные риски  занижены
на 15,4 млрд. рублей, а  недосоздание  резерва  на  возможные  потери  по
ссудам составило 10,2 млрд. рублей, вдвое превысив сумму  сформированного
на момент проверки резерва на возможные потери по ссудной  задолженности,
по которой производилась оценка качества кредитного портфеля.
     В результате занижения рисков вложений в ценные бумаги недосозданный
резерв  под  обесценение вложений в ценные бумаги  составил  порядка  0,6
млрд.  рублей, в 3 раза превысив сформированный на момент проверки резерв
по  проверенному портфелю ценных бумаг. Многочисленные нарушения выявлены
при оценке риска по внебалансовым инструментам.
     Практически  остается стабильным уровень (порядка 8 - 9%%) кредитных
организаций,  у  которых  при проверках выявляются  факты  неправомерного
заполнения   расшифровок   отдельных  балансовых   счетов   для   расчета
обязательных нормативов, определяемых в соответствии с Инструкцией  Банка
России  от  01.10.97  N  1, приводящие к фиктивному выполнению  кредитной
организацией   экономических  нормативов,  а  также  искажению   значения
собственных средств (капитала).
     Имеется  ряд нарушений достоверности учета и отчетности и по  другим
позициям.
     Нарушения,  установленные  в  процессе  проведенных  в   1999   году
проверок,  в  совокупности привели к завышению финансового  результата  у
54,2%  проверенных  кредитных организаций на сумму 11,3  млрд.  рублей  и
соответствующему завышению размера собственных средств (капитала)  у  50%
проверенных кредитных организаций на сумму 10,9 млрд. рублей.
     Это  позволяет сделать вывод о неудовлетворительном качестве  работы
бухгалтерских  служб и служб внутреннего контроля ряда  банков,  а  также
низком  уровне управления кредитной организацией в целом. В то  же  время
территориальными  учреждениями  не учитываются  указанные  нарушения  при
определении степени устойчивости кредитной организации.
     В свою очередь анализ выявленных фактов недостоверности отчетности и
предъявленных  территориальными  учреждениями  по  результатам   проверок
требований  к  кредитным организациям, в ряде случаев  свидетельствует  о
недостаточной  эффективности  требований, предъявляемых  территориальными
учреждениями  к  кредитным  организациям в  рамках  надзора,  допускающим
представление недостоверной отчетности. Применяемые меры подчас связаны с
наличием общих недостатков в деятельности кредитных организаций, а  не  с
установлением конкретных фактов неудовлетворительного состояния  учета  и
отчетности.  Предусмотренные нормативными документами Банка  России  меры
надзорного  реагирования используются не в полной мере  и  в  большинстве
случаев  сводятся к неоднократным предъявлениям требований об  устранении
выявленных нарушений без применения более действенных мер, даже в случаях
выявления  существенных  искажений в отчетности.  Рекомендованные  Банком
России  в  письме от 28.07.97 N 492 меры воздействия в виде  предъявления
требований  о  замене  руководителей исполнительных  органов  и  главного
бухгалтера  кредитной  организации в 1999 году были  применены  только  в
отношении  28 кредитных организаций, при этом в составе причин, вызвавших
такое  требование,  недостоверность  отчетности  значилась  лишь   у   15
кредитных организаций.
     Из  175  кредитных  организаций, у которых в IV квартале  1999  года
проверками   были   выявлены   нарушения,  меры   воздействия   (в   т.ч.
предупредительные) применялись территориальными учреждениями лишь  к  113
кредитным  организациям  (64,6%), при  этом  только  в  20  случаях  были
предъявлены штрафы на сумму 29,9 млн. рублей (взыскано 3,2 млн.  рублей),
по   4   кредитным  организациям  о  выявленных  нарушениях  сообщено   в
правоохранительные органы. Такое положение с применением мер  воздействия
в  условиях,  когда  у 47% кредитных организаций, допустивших  нарушения,
подобные  недостатки  уже отмечались предшествующими  проверками,  нельзя
считать нормальным.
     На снижение эффективности работы по контролю за достоверностью учета
и  отчетности  в определенной степени оказало влияние отсутствие  в  ряде
территориальных учреждений Банка России должного контроля за  проведением
аудита   кредитных  организаций,  слабое  взаимодействие  с  аудиторскими
организациями (аудиторами). Анализ поступающих в Банк России  аудиторских
заключений    о    достоверности   отчетности    кредитных    организаций
свидетельствует о низком качестве многих из них. Это подтверждается также
данными   инспекционных   проверок  кредитных   организаций,   проводимых
уполномоченными  представителями Банка России,  выводы  которых  зачастую
существенно отличаются от выводов аудиторов.
     Принимая  во  внимание, что вопросы контроля достоверности  учета  и
отчетности  кредитных организаций являются одним из  важнейших  элементов
надзорной  работы,  а достоверность учета и отчетности является  ключевым
условием  правильного определения рисков, принимаемых на  себя  кредитной
организацией, данной проблеме необходимо уделять особое внимание.
     Банк   России   отмечает  также  случаи  поступления  некачественной
информации   о   деятельности   кредитных   организаций,   представляемой
территориальными  учреждениями в соответствии с нормативными  документами
Банка России по другим направлениям надзорной работы.
     Информация  территориальных  учреждений  о  выявленных  недостатках,
представляемая  в  соответствии  с Указанием  Банка  России  оперативного
характера  от  04.02.99 N 52-Т в аналитических записках "О недостатках  в
работе  действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых  к
ним  в  процессе  надзора",  нередко  носит  описательный  характер,   не
указывается, какие положения и какого нормативного документа Банка России
нарушены, в какой степени выявленные нарушения оказали влияние на  оценку
деятельности   кредитной  организации,  состояние   собственных   средств
(капитала)  и,  в  конечном  счете,  на выполнение  пруденциальных  норм,
устранены  ли  допущенные  нарушения в период  проверки,  каковы  причины
неустранения,  какие меры приняты к кредитной организации по  результатам
проверки.  Информация отдельных территориальных учреждений о  результатах
проверок достоверности учета и отчетности носит "тезисный" характер,  что
снижает качество представляемой информации об общем состоянии контроля за
достоверностью учета и отчетности по соответствующим территориям.

     В этой связи Банк России обязывает территориальные учреждения:
     -   устранить  недостатки  и  упущения  в  работе  по  контролю   за
достоверностью  учета  и отчетности кредитных организаций  (информация  о
недостатках  в  деятельности  по конкретному территориальному  учреждению
будет передана дополнительно по системе РЕМАРТ);
     - во исполнение Указания Банка России от 20.06.97 N 473 осуществлять
проведение   повторных   проверок  достоверности   отчетности   кредитных
организаций,  прежде всего в случаях, когда выявленные  в  ходе  проверок
нарушения не были устранены;
     -  рассмотреть  эффективность  действующих  в  настоящее  время  мер
воздействия в отношении кредитных организаций. Применять адекватные  меры
надзорного  реагирования  в отношении кредитных организаций,  допускающих
представление   недостоверной  отчетности,  особенно  -   при   повторных
нарушениях,  способствующих  сокрытию  реального  финансового   состояния
кредитных  организаций  и  нарушений  пруденциальных  норм  деятельности,
использовать  при этом жесткие меры воздействия, включая  ходатайство  об
отзыве лицензии у кредитной организации;
     -  обеспечить  более эффективное взаимодействие служб документарного
банковского надзора и инспектирования с учетом рекомендаций Банка  России
по  данному  вопросу,  а  также взаимодействие надзорных  служб  и  служб
бухгалтерского учета по вопросам методологии и практики учета в кредитных
организациях;
     -  осуществлять выборочные проверки достоверности учета и отчетности
кредитных  организаций  не только на последнюю отчетную  дату,  но  и  по
состоянию  на  1  января, особенно по вопросам правильности  отражения  в
учете  доходов и расходов, формирования резервов на возможные  потери  по
ссудной  и приравненной к ней задолженности и под обесценение вложений  в
ценные бумаги, правильности расчетов собственных средств (капитала) банка
и обязательных нормативов деятельности, состояния внутреннего контроля;
     -  активизировать  работу  по контролю за проведением  обязательного
ежегодного  аудита  кредитных  организаций  и  деятельностью  аудиторских
организаций  с  учетом  замечаний, изложенных  в  Указании  Банка  России
оперативного характера от 23 марта 2000 года N 74-Т;
     - требовать от кредитных организаций устранения выявленных нарушений
непосредственно  в период проведения инспекционных проверок,  особенно  в
части  нарушения  Правил ведения бухгалтерского учета,  оценки  рисков  и
создания  соответствующих резервов, что позволит  повысить  эффективность
данных проверок;
     - усилить контроль за достоверностью отчетности филиалов иногородних
банков.  Шире  практиковать проведение совместных  проверок  деятельности
иногородних филиалов и головных офисов банков;
     - активнее привлекать к проверкам достоверности отчетности кредитных
организаций  специалистов соответствующих подразделений  территориального
учреждения,   являющихся  пользователями  проверяемых  форм   отчетности.
Сведения   о  результатах  проверки  достоверности  отчетности  кредитных
организаций  по  формам  согласно приложениям  к  Указанию  Банка  России
оперативного   характера   от  04.02.99  N  52-Т   прилагаются   к   акту
инспекционной проверки;
     -  при поступлении жалоб клиентов на задержку кредитной организацией
проведения   платежей   и  выплат  вкладчикам,  проводить   проверки   их
обоснованности  с  выходом  на  место,  а  также  проверять   полноту   и
правильность  отражения  кредитной  организацией  неисполненных  в   срок
платежных  документов  клиентов, в том числе  в  бюджет  всех  уровней  и
внебюджетные фонды.

                                                              В.Н.Горюнов



АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510