Информационное  письмо ЦБ РФ от 30.05.2008 N 37
       "Вопросы, связанные с  применением  Положения  Банка  России  
    от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи  уполномоченными банками   
 информации  о нарушениях  лицами, осуществляющими   валютные  операции,  
актов валютного законодательства Российской  Федерации  и  актов  органов 
          валютного регулирования" (далее - Положение N 308-П)"

     1. В каком случае уполномоченный банк сообщает о нарушении резидентом
требований  части 1  статьи 19  Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон)?
     Согласно  части 1  статьи 19  Закона при осуществлении внешнеторговой
деятельности  резиденты  обязаны  в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами  (контрактами),  обеспечить  получение  от нерезидентов на свои
банковские  счета  в  уполномоченных  банках иностранной валюты или валюты
Российской  Федерации,  причитающейся в соответствии с условиями указанных
договоров  (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для
них  работы,  оказанные  им  услуги, переданные им информацию и результаты
интеллектуальной  деятельности,  в  том числе исключительные права на них,
либо    обеспечить   возврат  в  Российскую  Федерацию  денежных  средств,
уплаченных    нерезидентам   за  не  ввезенные  на  таможенную  территорию
Российской  Федерации  (не  полученные на таможенной территории Российской
Федерации)  товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные
информацию   и  результаты  интеллектуальной  деятельности,  в  том  числе
исключительные права на них.
     На основании части 9 статьи 23 Закона уполномоченные банки как агенты
валютного  контроля  передают  органу  валютного  контроля, имеющему право
применять    санкции    к  лицу,  осуществляющему  валютные  операции  или
открывающему  счета  (вклады)  в  банке за пределами территории Российской
Федерации    с  нарушением  актов  валютного  законодательства  Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования, информацию о нарушениях
актов  валютного  законодательства  Российской  Федерации  и актов органов
валютного регулирования при наличии такой информации.
     Если    внешнеторговым    контрактом   установлены  конкретные  сроки
зачисления  иностранной  валюты  или  валюты  Российской Федерации на счет
резидента   в  уполномоченном  банке  либо  конкретные  сроки  возврата  в
Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных резидентом нерезиденту в
качестве авансового платежа, и если в указанные сроки денежные средства от
нерезидента    не    поступают  и  резидентом  в  уполномоченный  банк  не
представлены  документы,  подтверждающие  получение  им  товара,  оказание
услуг,    выполнение    работ,    передачу    информации    и  результатов
интеллектуальной  деятельности,  либо документы, изменяющие первоначальные
условия  внешнеторгового  контракта,  то  уполномоченный  банк  сообщает о
нарушении  резидентом  требований  части 1  статьи 19  Закона. В указанном
случае  датой  нарушения  будет  являться дата, следующая за установленной
(или рассчитываемой) датой по внешнеторговому контракту.

     2. Является ли нарушением актов валютного законодательства Российской
Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования непредставление или
несвоевременное  представление  клиентом  по запросу уполномоченного банка
документов  и  информации,  связанных с проведением валютных операций, при
отсутствии    установленного  Банком  России  требования  о  представлении
уполномоченному    банку    подтверждающих  документов  и  информации  при
проведении валютных операций?
     При    отсутствии    установленного    Банком   России  требования  о
представлении уполномоченному банку подтверждающих документов и информации
при  осуществлении  валютных  операций  уполномоченный  банк  на основании
пункта 3  части 1  статьи 23  Закона имеет право запрашивать и получать от
клиентов    документы  и  информацию,  связанные  с  проведением  валютных
операций.  При  этом  в  запросе уполномоченный банк может установить срок
представления    указанных  документов  и  информации,  который  не  может
составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
     В  случае если по запросу уполномоченного банка (в котором установлен
срок    представления    документов)  клиент  не  представил  документы  и
информацию,  связанные  с  проведением валютных операций, или представил с
нарушением    установленного  срока,  то  уполномоченный  банк  направляет
сообщение  о  нарушении клиентом нормы пункта 1 части 2 статьи 24 Закона в
порядке, установленном Положением N 308-П.

     3.  Следует  ли  уполномоченному  банку в соответствии с требованиями
Положения N 308-П направлять в территориальное учреждение Банка России для
последующего направления в Росфиннадзор информацию о лицах, осуществляющих
валютные операции с нарушением требований актов валютного законодательства
Российской  Федерации и актов органов валютного регулирования, если они не
являются клиентами данного уполномоченного банка?
     Исходя  из  требований  части 9 статьи 23 Закона уполномоченные банки
передают  в  территориальное  учреждение  Банка  России  для  последующего
направления  в Росфиннадзор информацию о нарушениях лицами, за исключением
кредитных  организаций  и  валютных  бирж,  являющимися  клиентами данного
уполномоченного банка.
     На  основании части 10 статьи 23 Закона уполномоченные банки передают
информацию    в  соответствии  с  частью 9  статьи 23  Закона  в  порядке,
установленном Банком России.
     Такой порядок установлен Положением N 308-П, в соответствии с которым
уполномоченные    банки    передают    информацию   о  нарушениях  лицами,
осуществляющими    валютные    операции,   являющимися  их  клиентами  (за
исключением  кредитных  организаций  и  валютных  бирж),  актов  валютного
законодательства    Российской    Федерации   и  актов  органов  валютного
регулирования.

     4.  Какое  программное  обеспечение могут использовать уполномоченные
банки в целях выполнения требований Положения N 308-П?
     Для  формирования  электронного  сообщения  (далее -  ЭС) в форматах,
установленных  Приложением 2  к  Положению  N 308-П,  уполномоченные банки
могут использовать:
     - программное обеспечение, разработанное сторонними организациями;
     - программное обеспечение, разработанное Банком России;
     - собственное программное обеспечение.

     5.  Какая  информация  о  дате  нарушения  указывается  в ЭС в случае
нарушения  клиентом  требований  пункта 1.3  Инструкции  Банка  России  от
15.06.2004  N 117-И  "О порядке  представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным  банкам  документов и информации при осуществлении валютных
операций,  порядке  учета  уполномоченными  банками  валютных  операций  и
оформления  паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и пунктов 2.4 и
2.7  Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления
резидентами  уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации,
связанных    с    проведением    валютных   операций  с  нерезидентами  по
внешнеторговым  сделкам, и осуществлением уполномоченными банками контроля
за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)?
     При   несоблюдении  резидентами  установленных  сроков  представления
документов -  справки о валютных операциях (пункт 1.3 Инструкции N 117-И),
справки о подтверждающих документах (пункт 2.4 Положения N 258-П), справки
о поступлении валюты Российской Федерации и справки о расчетах через счета
за  рубежом  (пункт 2.7  Положения N 258-П) в ЭС в качестве даты нарушения
указывается  дата,  следующая за датой истечения срока, установленного для
представления резидентом в уполномоченный банк указанных документов.

     6.  Каким  образом следует заполнять поле "Сумма валютной операции" в
ЭС  в  случае, если выявлено нарушение клиентом требований актов валютного
законодательства    Российской    Федерации   и  актов  органов  валютного
регулирования  и  при этом платеж осуществлен в валюте, отличной от валюты
счета клиента?
     Если    клиентом    допущено  нарушение  требований  актов  валютного
законодательства    Российской    Федерации   и  актов  органов  валютного
регулирования  и  при этом платеж осуществлен в валюте, отличной от валюты
счета   клиента,  то  сумма  валютной  операции,  связанной  с  допущенным
нарушением,  может  быть  указана  в  ЭС  как в валюте, списанной со счета
клиента, так и в валюте платежа.

                                                      Материал подготовлен
                                     Департаментом финансового мониторинга
                                                      и валютного контроля
 


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510