ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                           от 6 марта 2006 г. N 34

                        ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
                 НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
                              ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ


               Вопросы по применению Инструкции Банка России
        от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами
             и нерезидентами уполномоченным банкам документов
             и информации при осуществлении валютных операций,
              порядке учета уполномоченными банками валютных
                  операций и оформления паспортов сделок"
                       (далее - Инструкция N 117-И)

     1.  Какая  сумма  должна быть указана резидентом в пункте 6.2 листа 2
паспорта  сделки  (далее  -  ПС)  (Приложение 4 к Инструкции N 117-И)  при
переоформлении  ПС  по  кредитному договору (договору займа), оформленному
после  18.06.2004  (дата вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ "О
валютном  регулировании  и  валютном  контроле"):  сумма  задолженности по
основному  долгу,  сложившаяся на день переоформления ПС с учетом денежных
средств, которые были получены (предоставлены) и/или возвращены резидентом
до  переоформления  ПС, или сумма задолженности, указанная в первоначально
оформленном ПС?
     Какая  информация  указывается  в  пунктах  6.3  и 6.4 листа 2 ПС при
переоформлении  ПС  (Приложение 4  к  Инструкции  N  117-И)  по кредитному
договору (договору займа)?
     При  переоформлении  резидентом  ПС  по кредитному договору (договору
займа)  информация,  указанная  в  пункте  6.2  листа 2 ПС, переносится из
первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС без изменения.
     Информация,    указанная  в  пунктах  6.3  и  6.4  листа  2  ПС,  при
переоформлении  ПС  переносится из первоначально оформленного ПС также без
изменения.  Однако  в  случае  если  в  графики  предстоящих  платежей  по
получению  (предоставлению)  и/или  по  возврату  средств,  которые  будут
осуществляться  после  даты переоформления ПС, были внесены изменения, при
переоформлении  ПС  указанные  изменения должны быть учтены при заполнении
пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.

     2.  Какой  код  вида  валютной операции следует указывать в справке о
валютных операциях при переводе страховой компанией - резидентом страховых
выплат нерезиденту при наступлении страхового случая?
     При  переводе  страховой компанией - резидентом страхового возмещения
нерезиденту  при  наступлении  страхового  случая  рекомендуем указывать в
справке о валютных операциях код 70080 "прочие платежи резидентов в пользу
нерезидентов по неторговым операциям" (Приложение 2 к Инструкции N 117-И).

     3. Требуется ли оформление ПС по валютной операции между резидентом и
нерезидентом  за  бункеровку  топливом  судов  нерезидентов  в  российских
портах,    вывозимым   с  таможенной  территории  Российской  Федерации  в
таможенном режиме "перемещение припасов"?
     На  основании  пункта  3.1 Инструкции N 117-И действие установленного
разделом   II  Инструкции  N  117-И  порядка  оформления  паспорта  сделки
распространяется,  в  частности,  на  валютные операции между резидентом и
нерезидентом,  заключающиеся  в  осуществлении  расчетов  за  вывозимые  с
таможенной  территории  Российской  Федерации  товары  по  внешнеторговому
договору  (контракту),  заключенному между резидентом (юридическим лицом и
физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
     В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003
N    164-ФЗ  "Об  основах  государственного  регулирования  внешнеторговой
деятельности"  (далее  -  Федеральный  закон  N 164-ФЗ) под внешнеторговой
деятельностью  понимается  деятельность  по осуществлению сделок в области
внешней  торговли,  в  частности,  товарами.  При  этом  в  соответствии с
пунктами  7  и  28  статьи 2  Федерального  закона  N  164-ФЗ  под внешней
торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз
товара  с  таможенной территории Российской Федерации без обязательства об
обратном ввозе.
     Вместе  с  тем  Таможенным кодексом Российской Федерации (статья 264)
установлен  специальный  таможенный  режим  -  "перемещение припасов", при
котором товары, предназначенные, в частности, для использования на морских
(речных)  судах,  а  также  товары,  предназначенные  для  продажи  членам
экипажей  и  пассажирам  таких  морских (речных) судов, перемещаются через
таможенную  границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения
запретов    и    ограничений  экономического  характера,  установленных  в
соответствии  с  законодательством  Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности.
     Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в российских
портах  указанное  топливо  вывозится  с  таможенной территории Российской
Федерации  в  таможенном  режиме "перемещение припасов", а не в таможенном
режиме  "экспорт",  оформления  паспорта сделки при осуществлении расчетов
между  резидентом  и  нерезидентом  за  бункеровку  судов  нерезидентов не
требуется.


                     Вопросы по применению Инструкции
               Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке
          открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов
         и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных
             видов банковских операций и иных сделок с наличной
             иностранной валютой и валютой Российской Федерации,
             чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная
                  стоимость которых указана в иностранной
                    валюте, с участием физических лиц"
                       (далее - Инструкция N 113-И)

     4.  Необходимо  ли  заполнять  Реестр  операций  с наличной валютой и
чеками  (Приложение  4  к  Инструкции  N  113-И) при проведении операций с
использованием  платежных  карт,  предусмотренных пунктами 3.1.16 - 3.1.19
Инструкции  N  113-И,  в  случае  если у кредитной организации отсутствует
возможность  достоверно  установить,  что  счет  клиента  открыт  в валюте
Российской Федерации?
     В  соответствии  с пунктом 3.4 Инструкции N 113-И оформление операций
по  приему  (выдаче)  наличной  иностранной  валюты  и  валюты  Российской
Федерации  с использованием платежных карт осуществляется в соответствии с
нормативными актами Банка России, регулирующими указанные операции.
     В  настоящее  время  операции, совершаемые с использованием платежных
карт,  регулируются  Положением  Банка  России  от  24.12.2004 N 266-П "Об
эмиссии  банковских  карт  и  об  операциях,  совершаемых с использованием
платежных карт" (далее - Положение N 266-П).
     Пунктом 3.8  Положения  N  266-П  установлена  специальная  норма,  в
соответствии  с  которой  Реестр  операций  с наличной валютой и чеками, а
также  документ,  подтверждающий  проведение операций с наличной валютой и
чеками,  предусмотренный  Инструкцией  N  113-И, не оформляются при выдаче
(приеме)  в  пункте  выдачи  наличных  кредитной  организацией  клиентам -
физическим лицам (от клиентов - физических лиц) с использованием платежных
карт наличных денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов (на
счета)   в  валюте  Российской  Федерации,  открытых  в  данной  кредитной
организации.
     Вместе  с  тем в случае если кредитная организация не устанавливает в
связи  с  невозможностью достоверно установить, что счет клиента кредитной
организации,  по  которому совершается операция с использованием платежной
карты,  открыт в валюте Российской Федерации, в Реестр операций с наличной
валютой  и  чеками  включаются  все  операции, совершаемые в пункте выдачи
наличных  кредитной  организации, предусмотренные пунктами 3.1.16 - 3.1.19
Инструкции  N  113-И,  в  том числе операции с наличной валютой Российской
Федерации,   осуществляемые  с  использованием  платежных  карт,  а  также
оформляется   документ,  подтверждающий  проведение  операции  с  наличной
валютой и чеками.

     5.   Может  ли  на  стенде  обменного  пункта  уполномоченного  банка
размещаться информация о том, что им проводятся (не проводятся) операции с
монетами иностранных государств (группы государств)?
     В    соответствии  с  подпунктом  "а"  пункта  2  части  1  статьи  1
Федерального  закона  "О  валютном  регулировании  и  валютном контроле" в
понятие  "иностранная валюта" входит также монета, находящаяся в обращении
и    являющаяся  законным  средством  наличного  платежа  соответствующего
иностранного  государства, а также изымаемая либо изъятая из обращения, но
подлежащая обмену.
     Пунктом 3.7  Инструкции N 113-И установлено,  что уполномоченный банк
(филиал    уполномоченного    банка)    самостоятельно   решает  вопрос  о
необходимости  работы с монетой иностранных государств (группы государств)
при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.
     В  соответствии  с  пунктом 2.1 и подпунктом 2.1.3 Инструкции N 113-И
обменный  пункт  уполномоченного  банка  должен  быть  оборудован стендом,
находящимся    в  доступном  для  обозрения  физическими  лицами  месте  и
содержащим информацию о перечне отдельных видов банковских операций и иных
сделок  с  наличной  иностранной  валютой и валютой Российской Федерации и
чеками, осуществляемых данным обменным пунктом.
     С  учетом  изложенного уполномоченный банк вправе поместить на стенде
своего обменного пункта вместе с перечнем банковских операций информацию о
том,  что  данный  обменный  пункт  проводит  (или не проводит) операции с
монетами иностранных государств (группы государств).
     Материал    подготовлен    Департаментом  финансового  мониторинга  и
валютного контроля

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510