СОРОК РЕКОМЕНДАЦИЙ ФАТФ ВВЕДЕНИЕ ФАТФ является межправительственной организацией, которая устанавливает стандарты и разрабатывает и поощряет политику по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В настоящее время в ее состав входят 33 члена: 31 страна и правительство, и 2 международные организации, а также более 20 наблюдателей: пять региональных организаций по типу ФАТФ и более 15 других международных органов. По мере совершенствования мер по борьбе с отмыванием денег меняются и сами методы, и способы отмывания денег. Целевая группа разработки финансовых мер (ФАТФ) отмечает, что в последние годы применяются все более сложные комбинации способов, такие, как использование юридических лиц для сокрытия истинных владельцев и лиц, контролирующих преступные доходы, и возросшее использование профессионалов для получения рекомендаций и помощи в сфере отмывания преступных доходов. Эти факторы, вместе с опытом, наработанным в ходе деятельности ФАТФ в отношении не сотрудничающих стран и территорий, и рядом национальных и международных инициатив, побудили ФАТФ проанализировать и пересмотреть Сорок рекомендаций, выработав новые всеобъемлющие рамки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Сегодня ФАТФ призывает все страны и юрисдикции принять необходимые меры, чтобы привести свои национальные системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствие с новыми Сорока рекомендациями, и эффективно осуществить эти рекомендации. Процесс пересмотра Сорока рекомендаций носил всеобъемлющий характер и был открытым для членов ФАТФ, стран, не являющихся ее членами, наблюдателей, финансовых и других затрагиваемых секторов и заинтересованных сторон. В ходе консультаций высказывались самые разные мнения и предложения, все из которых были приняты во внимание при пересмотре. Пересмотренные Сорок рекомендаций теперь применяются не только к отмыванию денег, но и к финансированию терроризма, и вместе с Восемью специальными рекомендациями в отношении финансирования терроризма обеспечивают основу для усиленных, всеобъемлющих и согласованных мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. ФАТФ признает, что страны имеют различные правовые и финансовые системы и поэтому не могут принимать одинаковые меры для достижения общей цели, особенно в конкретных вопросах. Как следствие, рекомендации устанавливают минимальные стандарты для действий, с тем, чтобы страны имели возможность их детализировать с учетом своих конкретных условий и конституционных рамок. Рекомендации охватывают все меры, которые национальные системы должны применять в своих системах уголовного правосудия и регулирования; превентивные меры, которые следует принять финансовым учреждениям и другим определенным предприятиям и профессиям; а также международное сотрудничество. Первоначальные Сорок рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990г. в качестве инициативы в рамках, противодействия использования финансовых систем лицами, отмывающими доходы от наркотиков. В 1996г. Рекомендации были пересмотрены первый раз, чтобы учесть развивающиеся типологии отмывания доходов. Сорок рекомендаций 1996г. были одобрены более чем 130 странами и являются международным стандартом в сфере борьбы с отмыванием доходов. В октябре 2001г. ФАТФ расширила свой мандат, включив в него вопросы, касающиеся финансирования терроризма, и предприняла важный шаг, выработав Восемь специальных рекомендаций по вопросам финансирования терроризма. Эти Рекомендации содержат ряд мер, направленных на противодействие финансированию террористических актов и террористических организаций, и дополняют Сорок рекомендаций.(Сорок и Восемь специальных рекомендаций ФАТФ признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.) Ключевым элементом в борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма является необходимость мониторинга и оценки систем разных стран, с учетом этих международных стандартов. Взаимные оценки, проводимые ФАТФ и региональными организациями, подобными ФАТФ, а также оценки, проводимые МВФ и Всемирным банком - важный механизм обеспечения эффективного применения Рекомендаций ФАТФ всеми странами. СОРОК РЕКОМЕНДАЦИЙ А. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ Сфера охвата уголовного преступления отмывания денег 1.Странам следует рассматривать отмывание доходов как преступление на основании Конвенции ООН, направленная на борьбу против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция 1988г); и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000г. (Палермская конвенция). Странам следует применять понятие преступления отмывания денег ко всем серьезным преступлениям с целью охватить как можно более широкий круг основных преступлений. Основные преступления можно определить с помощью ссылки на все преступления или на «некий порог», привязанный либо к определенной категории серьезных преступлений, либо к наказанию в виде тюремного заключения, применимому к основному преступлению («пороговый» подход), или на перечень основных преступлений, или на сочетание этих подходов. Для стран, которые применяют «пороговый» подход, основные преступления должны как минимум включать все преступления, относящиеся к категории серьезных по внутреннему праву, или включать преступления, за которые предусматривается максимальное наказание в виде тюремного заключения на срок более одного года. Для тех стран, в которых установлен минимальный порог для преступлений в их правовой системе, основные преступления должны включать все преступления, за которые предусматривается минимальное наказание в виде тюремного заключения на срок более шести месяцев. Каким бы ни был принятый подход, каждой стране следует включить ряд преступлений в каждую из установленных категорий преступлений. Основные преступления в контексте отмывания денег охватывают деяние, совершенное в другой стране, которое является преступлением в этой стране и, которое представляло бы собой основное преступление, если бы оно было совершено в собственной стране. Страны могут предусмотреть, чтобы единственным условием являлось то, что это деяние будет считаться основным преступлением, если оно совершено в собственной стране. Страны могут предусмотреть, чтобы преступление отмывания денег не применялось к лицам, которые совершили основное преступление, если это требуется в соответствии с основополагающими принципами их внутреннего права. 2. Странам следует контролировать, чтобы: а) умысел и осведомленность, необходимые для доказательства преступления отмывания денег, соответствовали стандартам, закрепленным в Венской и Палермской конвенции, включая концепцию, согласно которой заключение о таком психическом состоянии может быть выведено из объективных фактов. b) к юридическим лицам применялись меры уголовной, а когда это невозможно - гражданской или административной, ответственности. Это не должно исключать параллельных уголовных, гражданских или административных разбирательств в отношении юридических лиц в странах, где предусмотрены такие формы ответственности. На юридических лиц должны распространяться эффективные, пропорциональные и профилактические санкции. Такие меры никоим образом не освобождают от уголовной ответственности физических лиц. Б. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ И КОНФИСКАЦИЯ 3. Странам следует принять меры, аналогичные изложенным в Венской и Палермской конвенциях (в том числе и законодательные меры). Такие меры должны позволить позволяющие компетентным органам конфисковать отмываемое имущество, доходы от отмывания денег или доходы от преступной деятельности. А также инструментов, используемых или предназначенных для использования в целях совершения таких преступлений, или имущества соответствующей стоимости, без ущемления прав добросовестных третьих лиц. Такие меры подразумевают предоставление полномочий на: (а) определение, отслеживание и оценку имущества, подлежащего конфискации; (b) принятие обеспечительных мер, таких, как замораживание и арест в целях предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения таким имуществом; (c) принятие мер с целью предотвратить или нейтрализовать любые действия, которые подрывают способность государства разыскать имущество, подлежащее конфискации; и (d) принятие любых надлежащих следственных мер. Страны могут рассмотреть возможность принятия мер, позволяющих конфисковать такие доходы или инструменты без осуждения правонарушителя в уголовном порядке или требующих от нарушителя того, чтобы он доказал законность происхождения имущества, подлежащего конфискации, если только такое требование не противоречит принципам их внутреннего права. В. МЕРЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ ФИНАНСОВЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И НЕФИНАНСОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ЛИЦАМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОФЕССИЙ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА 4. Странам следует контролировать, чтобы законодательство о защите тайны финансовых учреждений не препятствовало реализации Рекомендаций ФАТФ. Надлежащая проверка клиентов и ведение учета 5. Финансовым учреждениям не следует вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена. Финансовым учреждениям следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и подтверждение личности своих клиентов, в рамках • деловых отношений; • разовых сделок на сумму, превышающую установленное пороговое значение или являющуюся денежными переводами при обстоятельствах, подпадающих под действие положений Пояснительной записки к Специальной рекомендации VII; • подозрений относительно отмывания денег или финансирования терроризма; • наличия у финансового учреждения подозрений относительно достоверности или адекватности полученных ранее данных о личности клиента. Следует принимать следующие меры по надлежащей проверке клиентов (меры НПК): a) идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации; b) определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кем является бенефициарный собственник. Для юридических лиц и образований это должно включать принятие финансовыми учреждениями разумных мер по выяснению того, кому принадлежат права собственности на клиента и кто и как осуществляет контроль над ним. c) получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений. d) проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы заключаемые сделки соответствовали сведениям учреждения о клиенте, его деловой деятельности и характере рисков, в том числе когда необходимо, об источнике средств. Финансовым учреждениям следует применять каждую из мер НПК в соответствии с пунктами (а) - (d) выше, но они вправе применять эти меры в определенных масштабах в зависимости от риска, определяемого типом клиента, характером деловых отношений или видом сделки. Меры, подлежащие применению, должны соответствовать всем директивным указаниям компетентных органов. При повышенном риске финансовые учреждения должны применять более жесткие меры НПК. При определенных обстоятельствах, когда риск невелик, страны могут разрешить финансовым учреждениям более мягкие меры и упрощенные процедуры. Финансовым учреждениям следует проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения сделок с разовыми клиентами. Страны могут разрешить финансовым учреждениям завершить проверку клиентов в разумно сжатые сроки после установления деловых отношений в том случае, если риски отмывания доходов практически сведены к минимуму и если это крайне важно для бесперебойного осуществления нормальной деятельности. В тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования пунктов (а) - (с) выше, ему не следует открывать счет, вступать в деловые отношения или заключать сделку; или ему следует прекратить деловые отношения; и ему следует подумать о направлении сообщения о подозрительных операциях в отношении этого клиента. Эти требования должны применяться ко всем новым клиентам, хотя финансовым учреждениям следует также применять эту Рекомендацию в отношении существующих клиентов исходя из значимости отношений и риска, а также проводить надлежащую проверку таких существующих отношений, когда это необходимо. 6. В отношении политических деятелей финансовым учреждениям, помимо применения обычных мер по надлежащей проверке, следует: a) использовать соответствующие системы управления рисками для определения того, является ли клиент политическим деятелем; b) получать разрешение старшего руководства на установление деловых отношений с такими клиентами; c) принимать разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств; d) Осуществлять углубленный постоянный мониторинг деловых отношений. 7. В отношении трансграничных корреспондентских банковских и иных аналогичных отношений финансовым учреждениям, помимо применения обычных мер по надлежащей проверке, следует: a) собирать информацию об учреждении-респонденте, достаточную для того, чтобы получить полное представление о характере его деловой деятельности и определить на основе открытой информации его репутацию и качество надзора: в том числе информацию о том, проводились ли в отношении него расследования на предмет отмывания денег или финансирования терроризма или применялись ли в отношении него меры со стороны контролирующих органов; b) оценивать применяемые учреждением-респондентом меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; c) получать разрешение старшего руководства на установление корреспондентских отношений с новыми клиентами; d) документально фиксировать соответствующие функции каждого учреждения; e) в отношении «транзитных счетов» - получать удовлетворительное подтверждение того, что банк-респондент установил личность и осуществляет на постоянной основе проверку клиентов, имеющих прямой доступ к счетам корреспондента и что он имеет возможность предоставлять необходимые идентификационные данные о клиенте по запросу корреспондентского банка. 8. Финансовым учреждениям следует уделять особое внимание любым угрозам с точки зрения отмывания доходов, которые могут исходить от новых или разрабатываемых технологий, повышающих степень анонимности, и применять меры, если это требуется, для предотвращения их применения в схемах отмывания доходов. В частности, финансовым учреждениям следует разработать программы и процедуры для противодействия конкретным рискам, связанным с деловыми отношениями или сделками, где отсутствует непосредственный контакт между сторонами. Эти требования должны применяться ко всем новым клиентам, хотя финансовым учреждениям следует также применять эту Рекомендацию в отношении существующих клиентов. Следует исходить из существенности отношений и риска, а также проводить надлежащую проверку таких существующих отношений, когда это необходимо для противодействия любым конкретным рискам, связанным с деловыми отношениями или сделками, где отсутствует непосредственный контакт между сторонами. 9. Страны могут разрешить финансовым учреждениям полагаться на посредников или иные третьи стороны в применении мер (а) - (с) НПК или при представлении хозяйствующего субъекта, при условии обеспечения соблюдения нижеизложенных критериев. В этом случае конечная ответственность за установление и проверку личности клиента остается на финансовом учреждении, полагающемся на третью сторону. Следует обеспечить соблюдение следующих критериев: a) финансовому учреждению, облагающемуся на третью сторону, следует незамедлительно собрать необходимую информацию по элементам (а) (с) процесса НПК: финансовому учреждению следует предпринять надлежащие шаги для того, чтобы иметь возможность без задержки, по запросу, получить копии идентификационных данных и другую соответствующую документацию, подпадающую под действие требований НПК, от третьей стороны; b) финансовому учреждению следует убедиться в том, что деятельность третьей стороны регулируется и подвергается надзору и что она принимает меры по выполнению требований НПК в соответствии с Рекомендациями 5 и 10. Каждая страна вправе сама установить, в каких странах могут базироваться третьи стороны, удовлетворяющие данным условиям, с учетом доступной информации о странах, которые не выполняют или в недостаточной степени выполняют рекомендации ФАТФ. 10. Финансовым учреждениям следует в течение пяти лет хранить все необходимые записи о сделках, как внутренних, так и международных, для того, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на запросы компетентных органов о предоставлении информации. Такие записи должны позволять «реконструировать» отдельные операции (включая суммы и виды валют, если сделки совершались в иностранной валюте), и если это необходимо, служить доказательством при судебном преследовании преступной деятельности. Финансовым учреждениям следует хранить идентификационные данные, полученные в ходе надлежащей проверки клиентов (например, копии или учетные данные об официальных идентификационных документах, таких, как паспорта, удостоверения личности, водительские права или аналогичные документы), досье по счетам и деловую переписку в течение пяти лет после прекращения деловых отношений. Идентификационные данные и записи об операциях должны передаваться в национальные компетентные органы, если на то имеются надлежащие основания. 11. Финансовым учреждениям следует уделять особое внимание всем сложным, необычно крупным сделкам, а также всем необычным схемам совершения сделок, не имеющим явной экономической или видимой законной цели. Следует, насколько возможно, изучать основания и цели таких сделок, фиксировать полученные результаты в письменной форме и быть готовым оказать содействие компетентным органам и аудиторам. 12. Требования в отношении НПК и хранения записей, изложенные в Рекомендациях 5, 6 и 8 - 11, применяются к установленным нефинансовым предприятиям и лицам определенных профессий в следующих ситуациях: a) казино - когда клиент осуществляет финансовую операцию на сумму, равную или превышающую, установленное пороговое значение; b) агенты по операциям с недвижимостью - когда они осуществляют сделки купли-продажи недвижимости для своего клиента; c) дилеры по драгоценным металлам и дилеры по драгоценным камням - когда они осуществляют с клиентом любую операцию с наличными средствами на сумму, равную или превышающую применимое установленное пороговое значение; d) Адвокаты, нотариусы, другие независимые юристы и бухгалтеры, когда они готовят или совершают сделки для своего клиента в следующих областях: • купля-продажа недвижимости; • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; • управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг; • аккумулирование средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компаний; • создание, обеспечение функционирования или управление юридическим лицом или образованием и куплей-продажей предприятий; e) провайдеры услуг траста или компании, когда они готовят или совершают финансовые сделки для клиента в областях, перечисляемых в соответствующем определении, приводимом в Словаре. Сообщения о подозрительных сделках и соблюдение требований 13. Если финансовое учреждение подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, на него следует возложить обязанность, непосредственно законом или подзаконным актом, немедленно сообщать о своих подозрениях в подразделение финансовой разведки (ПФР). 14. Финансовые учреждения, их директора, должностные лица и сотрудники: a) должны быть защищены законодательными положениями от уголовной и гражданской ответственности за нарушение любого ограничения на раскрытие информации, налагаемого договором или любым законодательным, нормативным или административным актом. Если они добросовестно сообщают о своих подозрениях в ПФР, причем даже в том случае, если им точно неизвестно, в чем состоит предшествующая преступная деятельность, и независимо от того, осуществлялась ли такая противоправная деятельность на самом деле; b) им должно быть запрещено законом разглашать тот факт, что сообщение о подозрительной сделке (СПС) или связанная с этим информация направляется в ПФР. 15. Финансовым учреждениям следует разработать программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Эти программы должны включать: a) разработку внутренней политики, процедур и методов контроля, включая соответствующие процедуры соблюдения установленных требований, и адекватных процедур отбора сотрудников, отвечающих высоким стандартам; b) постоянно действующую программу повышения квалификации сотрудников; c) аудиторскую функцию для целей проверки системы. 16. Требования, указанные в Рекомендациях 13 - 15 и 21, применяются ко всем установленным нефинансовым предприятиям и лицам определенного рода профессий следующим образом: a) следует обязать адвокатов, нотариусов, других независимых юристов и бухгалтеров сообщать о подозрительных сделках, когда они от имени или по поручению клиента вступают в финансовые отношения в областях, описанных в Рекомендации 12 (d). Странам настоятельно рекомендуется распространять действие требования о направлении сообщений на остальную профессиональную деятельность бухгалтера, в том числе и на аудит. b) следует обязать дилеров по драгоценным металлам и дилеров по драгоценным камням сообщать о подозрительных сделках, когда они осуществляют любую операцию с наличными средствами с клиентом на сумму, равную или превышающую применимое установленное пороговое значение; c) следует обязать провайдеров услуги траста или компании сообщать о подозрительных сделках клиента, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях в областях, указанных в Рекомендации 12 (е). Адвокаты, нотариусы, другие независимые юристы и бухгалтеры, действующие в качестве независимых специалистов по юридическим вопросам, не обязаны сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация получена при обстоятельствах, когда они связаны обязательствами профессиональной тайны или обладают профессиональными правовым иммунитетом. Другие меры по предупреждению отмывания денег и финансирования терроризма 17. Странам следует обеспечить возможность применения эффективных, пропорциональных и профилактических санкций, будь то уголовного, гражданского или административного характера, в отношении юридических или физических лиц, попадающих под действие настоящих Рекомендаций, которые нарушают требования о борьбе с отмыванием денег или финансированием терроризма. 18. Странам не следует давать разрешение на создание или мириться с дальнейшим существованием банков-ширм. Финансовым учреждениям следует отказываться от установления или сохранения корреспондентских отношений с банками-ширмами. Кроме того, финансовым учреждениям следует остерегаться установления отношений с иностранными финансовыми учреждениями - контрагентами, которые позволяют использовать свои счета банкам-ширмам. 19. Странам следует рассмотреть вопрос о: a) применении необходимых мер для выявления или отслеживания случаев физического перемещения наличных денежных средств через границу и оборотных документов на предъявителя. При условии обеспечения надежных гарантий надлежащего использования информации, и без какого бы ни было ущемления свободы перемещения капитала; b) целесообразности и полезности создания системы, при которой банки и иные финансовые учреждения и посредники сообщали бы обо всех внутренних и международных операциях с наличными денежными средствами на суммы, превышающие установленный предел, национальному центральному ведомству с электронной базой данных. Она должна быть доступна компетентным органам для использования в делах, касающихся отмывания денег или финансирования терроризма, при условии обеспечения надежных гарантий надлежащего использования информации. 20. Странам следует рассмотреть возможность применения Рекомендаций ФАТФ в отношении других предприятий и лиц определенных профессий, помимо установленных нефинансовых предприятий и лиц определенных профессий, которые представляют риск с точки зрения отмывания денег или финансирования терроризма. Странам следует и впредь поощрять развитие современных и надежных методов управления денежными средствами, более безопасных с точки зрения отмывания денег. Меры, которые необходимо принять в отношении стран, не выполняющих или не полностью выполняющих Рекомендации ФАТФ 21. Финансовым учреждениям следует уделять особое внимание деловым отношениям и сделкам с лицами, включая компании и финансовые учреждения, из стран, которые не выполняют, или не полностью выполняют Рекомендации ФАТФ. Во всех случаях, когда эти сделки не имеют явной экономической или видимой законной цели, следует, насколько возможно, изучать основания и цели таких сделок, фиксировать полученные результаты в письменной форме и быть готовым оказать содействие компетентным органам. Если такая страна продолжает не выполнять или не полностью выполнять рекомендации ФАТФ, страны должны иметь возможность применить надлежащие контрмеры. 22. Финансовым учреждениям следует обеспечить, чтобы вышеизложенные принципы, касающиеся финансовых учреждений, применялись также к филиалам и дочерним компаниям с преобладающим долевым участием, находящимся за границей, особенно в тех странах, которые не выполняют или не полностью выполняют Рекомендации ФАТФ, насколько это позволяют местные законы и подзаконные акты. Когда действующие местные законы и подзаконные акты запрещают их выполнение, финансовым учреждениям следует информировать компетентные органы в стране материнской компании о том, что они не в состоянии выполнить Рекомендации ФАТФ. Регулирование и надзор 23. Странам следует обеспечить, чтобы финансовые учреждения подпадали под действие адекватных мер регулирования и надзора, и чтобы они эффективно выполняли Рекомендации ФАТФ. Компетентным органам следует принимать необходимые правовые и регулирующие меры для недопущения того, чтобы преступники или их сообщники могли иметь значительное или контрольное долевое участие или занимать руководящие должности в финансовом учреждении, или являться бенефициарным собственником такого учреждения. Что касается финансовых учреждений, на которые распространяется действие Базовых принципов, то меры регулирования и надзора, которые применяются в целях обеспечения контроля, следует аналогичным образом применять и для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Прочим финансовым учреждениям следует проходить процедуру лицензирования или регистрации, и их деятельность следует должным образом регулировать и за ней следует осуществлять надзор или контроль в целях борьбы с отмыванием денег, с учетом риска отмывания денег или финансирования терроризма в этом секторе. Следует, как минимум, применять процедуру лицензирования или регистрации в отношении организаций, предоставляющих услуги по переводу денежных средств или ценностей, и эффективно контролировать их деятельность на предмет соблюдения национальных требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. 24. В отношении установленных нефинансовых предприятий и лиц определенных профессий следует применять следующие контрольные и надзорные меры: a) казино должны подлежать всестороннему контролю и надзору, обеспечивающим эффективное применение ими необходимых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Как минимум: • деятельность казино должна лицензироваться; • компетентным органам следует принимать необходимые правовые или регулирующие меры для недопущения того, чтобы преступники или их пособники могли иметь значительное или контрольное долевое участие или занимать руководящие должности в казино, или являться их операторами; • компетентным органам следует обеспечить, чтобы за казино осуществлялся эффективный надзор на предмет выполнения требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; b) странам следует обеспечить, чтобы под действие эффективных мер мониторинга и обеспечения выполнения требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма подпадали также другие категории установленных нефинансовых предприятий и лиц определенных профессий. Такие меры следует применять на основе принципа взвешенной оценки риска. Они могут применяться государственным органом или соответствующей саморегулирующейся организацией, при условии, что такая организация может обеспечить выполнение ее членами своих обязанностей по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. 25. Компетентным органам следует выработать руководящие принципы и обеспечить обратную связь, которые призваны помочь финансовым учреждениям и установленным нефинансовым предприятиям и лицам определенных профессий в применении национальных мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, и в частности, в выявлении подозрительных сделок и направлении сообщений о них. С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРОЧИЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ В СИСТЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА Компетентные органы, их полномочия и ресурсы 26. Страны должны создать ПФР, которое будет служить национальным центром для сбора, (и, если разрешено, запрашивания), анализа и распространения сообщений о подозрительных сделках и иной информации, касающейся потенциального отмывания денег или финансирования терроризма. ПФР должно иметь доступ, непосредственный или опосредованный, на своевременной основе, к финансовой, административной и правоохранительной информации, которая ему необходима для должного осуществления своих функций, включая анализ сообщений о подозрительных сделках. 27. Страны должны обеспечить, чтобы назначенные правоохранительные органы несли ответственность за проведение расследований по отмыванию денег и финансированию терроризма. К странам обращается призыв поддерживать и разрабатывать по мере возможности специальные способы расследования, пригодные для расследования дел по отмыванию денег, такие как контролируемая поставка, тайные операции и иные соответствующие способы. К странам обращается призыв применять иные эффективные механизмы, такие как использование постоянных или временных групп, специализирующихся на проведении расследований по активам, и совместные расследования с соответствующими компетентными органами в других странах. 28. При проведении расследований случаев отмывания денег и лежащих в их основе преступлений компетентные органы должны иметь возможность получать документы и информацию для использования в таких расследованиях и судебных преследованиях и связанных с ними действиях. Это должно включать полномочия использовать принудительные меры для предъявления данных, находящихся в распоряжении финансовых учреждений и иных лиц, проведения обыска у лиц и в помещениях и для изъятия и получения доказательств. 29. Органы надзора должны располагать достаточными полномочиями для мониторинга и соблюдения финансовыми учреждениями требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая право проводить инспекции. Они должны иметь полномочия требовать предоставления любой информации от финансовых учреждений, которая необходима для мониторинга такого соблюдения, и они должны иметь право налагать надлежащие административные санкции за невыполнение таких требований. 30. Страны должны предоставлять своим компетентным органам, участвующим в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, адекватные финансовые, людские и технические ресурсы. Страны должны иметь действующие процедуры, обеспечивающие высокую степень добросовестности персонала таких органов. 31. Страны должны обеспечивать, чтобы разработчики политики, ПФР, правоохранительные и надзорные органы располагали действующими эффективными механизмами, которые позволяют им сотрудничать и, где это уместно, координировать внутри страны свои действия друг с другом в отношении разработки или осуществления политики и деятельности по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. 32. Страны должны обеспечивать, чтобы их компетентные органы могли анализировать эффективность своих систем по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма путем ведения всесторонней статистики по вопросам, относящимся к эффективности и результативности таких систем. Сюда должна входить статистика по полученным и распространенным сообщениям о подозрительных сделках; по расследованиям, судебным преследованиям и осуждениями в связи с делами об отмывании денег и финансировании терроризма; замороженной, изъятой и конфискованной собственности; а также по взаимной правовой помощи или иным международным запросам в отношении сотрудничества. Прозрачность юридических лиц и образований 33. Страны должны принять меры для предотвращения незаконного использования юридических лиц лицами, отмывающими деньги. Страны должны обеспечить наличие адекватной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы. В частности, страны, имеющие юридических лиц, которые могут выпускать акции на предъявителя, должны принимать соответствующие меры для обеспечения того, чтобы они не применялись для отмывания денег, и быть в состоянии продемонстрировать адекватность этих мер. Страны должны рассмотреть вопрос о принятии мер по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле для финансовых учреждений, выполняющих требования, установленные в Рекомендации 5. 34. Страны должны принимать меры по предотвращению незаконного использования юридических образований лицами, отмывающими деньги. В частности, страны должны обеспечивать, чтобы была достаточная, точная и своевременная информация о доверительных фондах, учрежденных по соглашению сторон, включая информацию о доверителях, доверительных собственниках и бенефициариях, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы. Страны могли бы рассмотреть вопрос о принятии мер по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле для финансовых учреждений, выполняющих требования, установленные в Рекомендации 5. D. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 35. Странам следует немедленно принять меры для присоединения к Венской Конвенции, Палермской Конвенции и Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и полного их выполнения. К странам обращается также призыв ратифицировать и выполнять другие соответствующие международные конвенции, такие как Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и Межамериканская конвенция против терроризма 2002 года. Взаимная правовая помощь и экстрадиция 36. Странам следует быстро, конструктивно и эффективно предоставлять самую широкую возможную взаимную правовую помощь в связи с проведением расследований, судебным преследованием и сопутствующими процедурами в отношении отмывания денег и финансирования терроризма. В частности, странам следует: a) не запрещать или не устанавливать необоснованные или неоправданно ограничительные условия на предоставление взаимной правовой помощи; b) обеспечивать наличие у себя ясного и эффективного порядка действий для исполнения запросов о взаимной правовой помощи; c) не отказывать в исполнении запроса о взаимной правовой помощи только на тех основаниях, что такое преступление считается также связанным с налоговыми вопросами; d) Не отказывать в исполнении запроса о взаимной правовой помощи на тех основаниях, что законы требуют от финансовых учреждений соблюдения тайны или конфиденциальности. Странам следует обеспечивать, чтобы полномочия их компетентных органов, требуемые в соответствии с Рекомендацией 28, могли также использоваться при ответах на запросы о взаимной правовой помощи, и, если это соответствует внутреннему законодательству, при ответах на прямые запросы от иностранных судебных или правоохранительных органов партнерам внутри страны. Во избежание конфликтов между юрисдикциями следует уделять внимание разработке и применению механизмов для определения наилучшей территориальной подсудности для судебного преследования обвиняемых в интересах правосудия по делам, которые подлежат судебному преследованию в более чем одной стране. 37. Странам следует в максимально возможной степени, оказывать взаимную правовую помощь независимо от отсутствия двойной подсудности. В тех случаях, когда для взаимной правовой помощи или экстрадиции требуется двойная подсудность, это требование должно считаться удовлетворенным. Это не зависит от того, определяют ли обе страны такое по той же категории правонарушений или обозначают это правонарушение одним и тем же термином, при условии, что обе страны считают поведение, лежащее и основе правонарушения подсудным. 38. Должны быть полномочия, регламентирующие принятие оперативных действий в ответ на поступившие от зарубежных стран запросы о выявлении, замораживании, изъятии и конфискации «отмытой» собственности, доходов от отмывания денег или основных преступлений, инструментов, использованных или предназначавшихся к использованию при совершении таких преступлений, или имущества на соответствующую стоимость. Должны также существовать договоренности для координации процедур изъятия и конфискации, которые могут включать раздел конфискованных активов. 39. Страны должны признавать отмывание денег преступлением, которое может служить основанием для экстрадиции. Каждая страна должна либо выслать своих собственных граждан либо по запросу страны, требующей выдачи, передать это дело без неоправданной задержки своим компетентным органам для судебного преследования в связи с преступлениями, указанными в запросе. Эти органы должны принять решение и проводить такие процедуры таким же образом, как в случае с любым иным преступлением серьезного характера по своему внутреннему законодательству. Задействованные страны должны сотрудничать друг с другом, в частности по процедурным и доказательным аспектам, для обеспечения эффективности таких судебных преследований. С учетом своей правовой базы, страны могут рассмотреть вопрос об упрощении порядка экстрадиции, разрешив прямую передачу запросов об экстрадиции между соответствующими министерствами. Страны могут осуществлять выдачу лиц только на основании ордеров на арест или судебных решений, или, вводя упрощенные процедуры экстрадиции в отношении лиц, согласных на отказ от права требовать соблюдения всех формальностей экстрадиции в их отношении. Другие формы сотрудничества 40. Странам следует контролировать, чтобы их компетентные органы самым широким образом сотрудничали со своими иностранными партнерами. Должны существовать четкие и эффективные пути для содействия быстрому и конструктивному обмену информацией напрямую между партнерами, по собственной инициативе или по запросу, как в отношении отмывания денег, так и лежащих в их основе преступлений. Обмены следует разрешать без неоправданных ограничительных условий. В частности: a) компетентные органы не должны отказывать в запросе о содействии только на том основании, что запрос считается также связанным с налоговыми вопросами; b) страны не должны использовать законы, которые требуют от финансовых учреждений сохранять тайну или конфиденциальность в качестве причины для отказа от оказания содействия. c) компетентные органы должны быть способными проводить дознания и, где возможно, расследования от имени иностранных учреждений-партнеров. Если возможность получить информацию, запрошенную иностранным компетентным органом, находится вне полномочий его партнера, к странам обращается также призыв разрешать быстрый и конструктивный обмен информацией с учреждениями, не являющимися партнерами. Сотрудничество с компетентными органами иностранного государства, не являющимися партнерами, может осуществляться напрямую или косвенным образом. В случае неясности относительно подходящего способа действия компетентным органам необходимо, прежде всего, связаться со своими иностранными партнерами на предмет содействия. Странам следует предусматривать механизмы контроля и гарантии для обеспечения того, чтобы информация, обмен которой происходит между компетентными органами, использовалась только санкционировано, в соответствии с их обязательствами в отношении секретности и защиты данных.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510