1. Общие положения.
1.1. Положение об организации управления риском потери деловой репутации в Банке “X” (далее - Положение) разработано на основании Положения Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П “Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах” и Рекомендаций Банка России по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах (письмо Банка России от 30.06.2005 г. № 92-Т).
1.2. Настоящее Положение определяет основные принципы управления риском потери деловой репутации (далее – репутационный риск) с учетом отечественной и международной банковской практики, предусматривающие в том числе:
цели и задачи управления репутационным риском;
порядок выявления, оценки, определения приемлемого уровня репутационного риска и мониторинга за уровнем репутационного риска, в том числе на консолидированной основе;
принятие мер по поддержанию приемлемого уровня репутационного риска, включающих в том числе контроль и (или) минимизацию риска;
порядок информационного обеспечения по вопросам репутационного риска (порядок обмена информацией между подразделениями и служащими, порядок и периодичность представления отчетной и иной информации по вопросам управления репутационным риском);
распределение полномочий и ответственности между Советом директоров, исполнительными органами, подразделениями и служащими в части реализации основных принципов управления репутационным риском;
порядок осуществления контроля за эффективностью управления репутационным риском.
1.3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
Репутационный риск - риск возникновения у Банка убытков вследствие влияния факторов, указанных в статье 3 настоящего Положения.
Деловая репутация Банка - качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности Банка, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций.
Организационно-контрольный отдел - внутреннее структурное подразделение Банка, отвечающее за управление банковскими рисками. Организационно-контрольный отдел независим от деятельности иных подразделений Банка, осуществляющих банковские операции и другие сделки и составление отчетности.
2. Цели, задачи и принципы управления репутационным риском.
2.1. Управление репутационным риском необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации Банка перед клиентами и контрагентами, акционерами, участниками финансового рынка, органами государственной власти и местного самоуправления, банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями, участником которых является Банк.
Управление репутационным риском осуществляется также в целях:
выявления, измерения и определения приемлемого уровня репутационного риска;
постоянного наблюдения за репутационным риском;
принятия мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости Банка и интересам его кредиторов и вкладчиков уровне репутационного риска;
исключения вовлечения Банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2.2. Цель управления репутационным риском Банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который подразумевает решение следующих задач:
получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размере репутационного риска;
выявление и анализ репутационного риска, возникающего у Банка в процессе деятельности;
качественная и количественная оценка (измерение) репутационного риска;
установление взаимосвязей между отдельными видами рисков с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для ограничения одного вида риска, на рост или уменьшение уровня других рисков;
создание системы управления репутационным риском на стадии возникновения негативной тенденции, а также системы быстрого и адекватного ситуации реагирования, направленной на предотвращение достижения репутационным риском критически значительных для Банка размеров (минимизацию риска).
2.3. В процессе управления репутационным риском Банк руководствуется следующими принципами:
адекватность характеру и размерам деятельности Банка;
внесение оперативных изменений в случае изменения внешних и внутренних факторов;
возможность количественной оценки соответствующих параметров;
непрерывность проведения мониторинга размеров определенных параметров;
осуществление оценки риска и подготовка принятия надлежащих управленческих решений одним и тем же специально выделенным самостоятельным структурным подразделением;
технологичность использования;
наличие самостоятельных информационных потоков по рискам.
3. Причины возникновения репутационного риска.
3.1. Возникновение репутационного риска может быть обусловлено как внутренними, так и внешними причинами.
3.1.1. К внутренним причинам возникновения репутационного риска относятся:
несоблюдение Банком законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов Банка, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики;
неисполнение Банком договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами;
отсутствие во внутренних документах Банка механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов, акционеров, органов управления и (или) служащих, а также минимизировать негативные последствия конфликта интересов, в том числе предотвращение предъявления жалоб, судебных исков со стороны клиентов и контрагентов и (или) применение мер воздействия со стороны органов регулирования и надзора;
неспособность Банка эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и (или) служащими Банка;
недостатки в управлении банковскими рисками, приводящие к возможности нанесения ущерба деловой репутации;
осуществление Банком рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, высокий уровень операционного риска, недостатки в организации системы внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
недостатки кадровой политики Банка при подборе и расстановке кадров, несоблюдение принципа "Знай своего служащего" (Приложение № 4 к настоящему Положению);
возникновение у Банка конфликта интересов с учредителями (акционерами), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами.
3.1.2. К внешним причинам возникновения репутационного риска относятся:
несоблюдение аффилированными лицами Банка, дочерними и зависимыми организациями, реальными владельцами Банка законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов Банка, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики;
неспособность аффилированных лиц Банка, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
опубликование негативной информации о Банке или ее служащих, акционерах, членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.
4. Этапы и методы управления репутационным риском.
Управление репутационным риском состоит из следующих этапов:
выявление репутационного риска;
оценка репутационного риска;
мониторинг репутационного риска;
контроль и/или минимизация репутационного риска.
Цели и задачи управления репутационным риском достигаются при соблюдении определенных принципов следующими методами:
система пограничных значений (лимитов);
система полномочий и принятия решений;
информационная система;
система мониторинга репутационного риска;
система минимизации и контроля.
4.1. Выявление и оценка репутационного риска.
4.1.1. Для целей выявления и оценки
признаков возникновения репутационного риска
Банк вводит набор параметров, изменение
состояния и размера которых означает
возникновение иной характеристики конкретного
направления деятельности Банка и,
соответственно, принятие Банком качественно
иного репутационного риска.
Основной целью системы параметров управления
репутационным риском является обеспечение
принятия надлежащего управленческого решения в
отношении определенного направления
деятельности Банка по снижению влияния
репутационного риска на Банк в целом.
4.1.2. Для оценки уровня репутационного риска Банк использует следующие параметры:
изменение финансового состояния Банка, а именно, изменение структуры собственных средств (капитала) Банка;
возрастание (сокращение) количества жалоб и претензий к Банку, в том числе относительно качества обслуживания клиентов и контрагентов, соблюдения обычаев делового оборота;
негативные и позитивные отзывы и сообщения о Банке, его аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации по сравнению с другими банками за определенный период времени;
динамика доли требований к аффилированным лицам в общем объеме активов Банка;
своевременность расчетов по поручению клиентов и контрагентов;
выявление в рамках системы внутреннего контроля случаев несоблюдения требований Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и разработанных в соответствии с ним актов Банка России, а также признаков возможного вовлечения Банка или его служащих, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
несоблюдение “Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, приводящее к ненаправлению в уполномоченный орган информации о банковских операциях и других сделках, которые имеют очевидный подозрительный характер или могут быть использованы в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или иной противоправной деятельности;
изменение деловой репутации аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций, постоянных клиентов и контрагентов Банка;
выявление фактов хищения, подлогов, мошенничества в Банке, использования служащими в личных целях полученной от клиентов и контрагентов конфиденциальной информации;
закрытие расчетных счетов крупными клиентами Банка.
4.1.3. Выявление и оценка уровня репутационного риска осуществляется на постоянной основе. Служащие Банка передают сведения (копии соответствующих документов), свидетельствующие об изменении соответствующего параметра, используемого для выявления и оценки репутационного риска (жалобы, претензии, предписания органов регулирования и надзора, сообщения средств массовой информации и т.п.), в Организационно-контрольный отдел. Полученные данные сотрудник Организационно-контрольного отдела вводит в единую информационно-учетную систему Банка. Оригиналы документов, на основании которых были внесены сведения, хранятся, в зависимости от вида документа, во входящих документах Банка, или в документах подразделения Банка, направившего данные в Организационно-контрольный отдел.
4.1.4. В информационно-учетной системе Банка на основании введенных показателей оценки уровня репутационного риска программно формируются следующие аналитические отчеты:
“Оценка уровня репутационного риска”;
“Результаты оценки уровня репутационного риска в динамике”;
“Соотношение показателей уровня репутационного риска с установленными лимитами”.
Формы аналитических отчетов приведены в Приложении № 1 к настоящему Положению.
4.1.5. По каждому набору показателей, используемых Банком для оценки уровня репутационного риска, определяется система пограничных значений (устанавливается лимит), преодоление которых означает увеличение влияния репутационного риска на Банк в целом и приближение критического его состояния и размера для текущих условий. Лимиты, установленные по каждому показателю приведены в Приложении № 2 к настоящему Положению.
4.1.6. Система пограничных значений (лимитов) призвана фиксировать превышение Банком допустимого уровня репутационного риска. Система пограничных значений (лимитов) устанавливается Правлением Банка и может пересматриваться не чаще одного раза в год, в том числе в части показателей, используемых Банком для оценки репутационного риска. Инициатором изменения конкретных лимитов выступают руководители соответствующего подразделения Банка, руководитель Службы внутреннего контроля или Председателя Правления.
4.1.7. Сотрудник Организационно-контрольного отдела ежеквартально предоставляет отчеты об уровне репутационного риска Совету директоров Банка.
4.1.8. Если в течение календарного квартала любой из показателей, используемых Банком для оценки уровня репутационного риска, превышает установленный для него лимит (нештатная ситуация), сотрудник Организационно-контрольного отдела незамедлительно информирует об этом Совет директоров Банка.
4.1.9. В целях выявления риска потери деловой репутации Банк осуществляет программу идентификации и изучения клиентов, в первую очередь клиентов, с которыми Банк осуществляет банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска, программу установления и идентификации выгодоприобретателей. Идентификация клиентов осуществляется в соответствии с “Порядком идентификации клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
4.2. Мониторинг репутационного риска.
В целях мониторинга и поддержания репутационного риска на приемлемом для Банка уровне применяется сочетание таких методов управления риском как:
система полномочий и принятия решений;
информационная система;
принцип “Знай своего клиента”;
система мониторинга деловой репутации Банка, его акционеров и аффилированных лиц.
4.2.1. Система полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее функционирование управления репутационным риском, придавая ему требуемую гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления.
В Банке установлен следующий порядок участия органов управления и руководителей структурных подразделений в управлении репутационным риском:
Полномочия Совета директоров Банка:
утверждение внутренних документов Банка, регулирующих основные принципы управления банковскими рисками (в том числе репутационным риском), а также утверждение дополнений и изменений к ним, в случае изменения законодательства Российской Федерации;
обеспечение создания организационной структуры Банка, соответствующей основным принципам управления банковскими рисками;
осуществление контроля за полнотой и периодичностью проверок Службой внутреннего контроля соблюдения основных принципов управления банковскими рисками;
осуществление контроля за полнотой и периодичностью предоставляемых Организационно-контрольным отделом отчетов об оценке уровня основных банковских рисков;
утверждение комплекса мероприятий для кризисных ситуаций в случае длительного нахождения Банка под влиянием репутационного риска, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств (планы по обеспечению непрерывности и/или восстановлению финансово-хозяйственной деятельности Банка);
оценка эффективности управления банковскими рисками;
обеспечение идентификации реальных владельцев Банка;
контроль за деятельностью исполнительных органов Банка по управлению банковскими рисками.
Полномочия Правления Банка:
рассмотрение и утверждение внутренних документов и изменений к ним по вопросам деятельности Банка (положений, порядков, правил, методик, регламентов, тарифов и т.п.), в том числе, о порядке подписания и оформления банковских операций, корреспонденции и документации, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Уставом к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Банка;
контроль за своевременностью расчетов по поручению клиентов и контрагентов Банка, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
разработка системы информационного обеспечения, не допускающей использования имеющейся в Банке информации лицами, имеющими доступ к такой информации, в личных интересах и предоставляющей органам управления и служащим информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о Банке из средств массовой информации (Интернет, а также по возможности периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации), иных источников; своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации; своевременное реагирование на имеющуюся информацию;
определение показателей, используемых для оценки уровня репутационного риска, и установление их пограничного значения (лимитов);
создание оптимальных условий для повышения квалификации служащих Банка.
Полномочия Председателя Правления Банка:
совершение сделок от имени Банка, выдача доверенностей на совершение указанных действий своим заместителям, руководителям структурных подразделений и иным служащим Банка;
контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой акционерам, клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
поощрение служащих Банка в зависимости от влияния их деятельности на уровень репутационного риска, а также применение к ним дисциплинарных взысканий.
Полномочия начальника Юридического отдела:
обеспечение соответствия документации, которой оформляются банковские операции и иные сделки, законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России;
организация мониторинга изменений законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
организация защиты интересов Банка в судебных инстанциях, рассмотрение жалоб и претензий к Банку и подготовка по ним ответов;
контроль внесения соответствующих изменений во внутренние документы и процедуры Банка в случаях изменения законодательства Российской Федерации, и нормативных актов.
Полномочия руководителя Службы внутреннего контроля:
определение соответствия действий и операций, осуществляемых руководством и служащими Банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов, внутренних документов Банка, определяющих проводимую Банком политику, процедуры принятия и реализации решений, организации учета и отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях (заключаемых сделках), результатах анализа финансового положения и рисках банковской деятельности;
участие в разработке внутренних документов Банка с целью проверки соответствия их содержания требованиям законодательства и системы внутреннего контроля, разработанной в Банке.
Полномочия начальника Отдела финансового мониторинга клиентских операций:
организация и проведение работы по идентификации и изучению клиентов Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
выдача временных (до решения Председателя правления Банка) предписаний о приостановлении проведения операции в целях получения дополнительной информации или проверки имеющейся информации о клиенте или операции;
организация и проведение работы по обучению сотрудников Банка по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Полномочия начальника Организационно-контрольного отдела:
мониторинг признаков возникновения репутационного риска и его влияния на уровень соответствующего риска в деятельности и финансовое состояние Банка, проведение анализа соответствия содержания внутренних документов и процедур (в том числе правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) изменениям внутренних и внешних условий деятельности Банка;
оценка уровня репутационного риска;
осуществление мониторинга информации о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о Банке и связанных с ним лицах из средств массовой информации (Интернет, а также по возможности периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации);
доведение информации о выявленных рисках до органов управления Банка;
разработка мер по минимизации репутационного риска;
регулярное составление и представление отчетов органам управления Банка об уровне и состоянии управления репутационным риском.
Полномочия начальников структурных подразделений Банка:
контроль за соблюдением служащими структурного подразделения законодательства Российской Федерации, нормативных актов, внутренних документов и процедур Банка;
обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов Банка, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
ознакомление служащих структурного подразделения с произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации, нормативных актах, внутренних документах и процедурах Банка;
участие в разработке внутренних документов Банка, касающихся деятельности структурного подразделения, внесение предложений по их изменению;
вынесение предложений по изменению определенных показателей оценки репутационного риска.
4.2.2. Основными задачами информационной системы являются: обеспечение органов управления Банка и руководителей структурных подразделений объемом информации, достаточным для принятия соответствующих управленческих решений; формирование достоверной отчетности.
Основополагающими принципами информационной системы являются:
недопустимость дублирования информации о совершении сделок (операций) или иных действий, влияющих на состояние и размер банковских рисков, выделение в самостоятельную часть информационной системы информационных потоков по нефинансовым банковским рискам (правовой риск, репутационный риск);
наличие ответственности за качество поставляемой информации у подразделений, курирующих определенный вид деятельности Банка, и осуществление контроля сбора, анализа и систематизации информации о соответствующем направлении деятельности Банка, недопустимость “вторжения” какого-либо уровня системы в зону ответственности другого уровня;
достоверность передаваемой информации;
непрерывность передачи информации, регулярность функционирования информационной системы;
незамедлительность передачи информации о совершении сделок (операций), иных действий, влияющих на состояние и размер банковских рисков;
оценка и мониторинг уровня банковских рисков на консолидированной основе.
Периодичность (частота) движения информационного потока (для штатных ситуаций) обеспечивает принятие определенных управленческих решений в отношении конкретного направления деятельности Банка и надлежащее формирование аналитических отчетов о состоянии бизнеса Банка в целом. Для штатных ситуаций периодичность (частота) движения информационного потока установлена не реже одного раза в квартал.
4.2.3. Одним из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе репутационным риском, является принцип “Знай своего клиента”. В целях соблюдения данного принципа Банк разработал процедуры, включающие порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам (вкладам) и управление банковскими рисками.
Выполнение Банком принципа “Знай своего клиента” осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности Банка обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики, а также обеспечения стабильности финансового положения Банка.
Основной процедурой реализации принципа “Знай своего клиента” является идентификация клиентов Банка (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление и идентификация выгодоприобретателей по ним).
Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей осуществляется Банком в соответствии с “Порядком идентификации клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Реализация принципа “Знай своего клиента” в Банке (в том числе в целях минимизации банковских рисков, в первую очередь правового риска и риска потери деловой репутации) предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, акционерами; анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При этом целесообразно уделять повышенное внимание программам идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, в том числе интернет-банкинг.
Банк обращает особое внимание на идентификацию клиента при установлении отношений с юридическими лицами - нерезидентами. Установление взаимоотношений с нерезидентами требует знания нормативных правовых актов страны местонахождения (места регистрации) нерезидента. Особенно это важно при идентификации нерезидента - банка или финансовой организации.
При установлении отношений с юридическими лицами Банк предпринимает обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации лиц, имеющих возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления Банка.
4.2.4. Основными задачами системы мониторинга деловой репутации Банка, его акционеров, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций является незамедлительное реагирование на опубликованные в средствах массовой информации сведения, способные оказать влияние на репутационный риск Банка.
4.2.5. Мониторинг деловой репутации Банка и связанных с ним лиц осуществляет Организационно-контрольный отдел Банка на постоянной основе. Для целей мониторинга используется информация, размещенная в средствах массовой информации (Интернет, а также по возможности периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации и иных источников). Сотрудник Организационно-контрольного отдела еженедельно проверяет наличие информации и сообщений в средствах массовой информации, содержащих негативные и позитивные отзывы и сведения о Банке, его дочерних и зависимых организациях, акционерах, владеющих не менее 3 % голосующих акций Банка, аффилированных лицах (включая группы лиц).
4.2.6. В случае обнаружения вышеуказанной информации сотрудник Организационно-контрольного отдела вносит данную информацию в “Журнал мониторинга изменений деловой репутации Банка, его акционеров, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций” (Приложение № 3). Дает оценку опубликованным сведениям: негативная или позитивная. В случае обнаружения негативной информации сотрудник Организационно-контрольного отдела незамедлительно доводит ее до сведения Правления Банка.
4.3. Контроль и минимизация репутационного риска.
4.3.1. Наличие и эффективное функционирование системы контроля как инструмента управления банковскими рисками, базируется на следующих принципах из числа принципов организации внутреннего контроля: всесторонность внутреннего контроля, охват контрольными процедурами всех организационных структур и подразделений Банка, многоуровневость характера внутреннего контроля. Система контроля управления банковскими рисками является одним из основных элементов Системы внутреннего контроля Банка. Система контроля репутационного риска предусматривает следующие уровни:
Первый уровень (низший). Руководители структурных подразделений Банка:
мониторинг количественного значения параметров управления репутационным риском;
постоянный контроль выполнения работниками структурных подразделений предусмотренных банковскими стандартами соответствующих процедур, влияющих на состояние и размер репутационного риска;
контроль за выполнением мероприятий по предотвращению использования инфраструктуры Банка в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Второй уровень. Организационно-контрольный отдел:
мониторинг состояния и размера репутационного риска;
контроль выполнения комплекса мероприятий для кризисных ситуаций в случае кратковременного нахождения Банка под воздействием чрезмерных рисков;
предотвращение нахождения Банка под одновременным краткосрочным воздействием нескольких рисков;
недопущение длительного ухудшения одного и/или нескольких параметров управления репутационным риском;
контроль адекватности границ принятия решений для штатной ситуации и в случае кризисного состояния.
Третий уровень (высший). Правление Банка:
недопущение длительного ухудшения одного и/или нескольких параметров управления одновременно по нескольким рискам;
осуществление контроля соответствия состояния и размера определенных рисков доходности бизнеса Банка;
предотвращение использования инфраструктуры Банка в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
предотвращение длительного нахождения определенного направления деятельности Банка под воздействием соответствующего чрезмерного риска;
недопущение длительной несбалансированности пассивов и активов Банка;
осуществление контроля адекватности параметров управления банковскими рисками (финансовыми рисками) текущему состоянию и стратегии развития Банка;
контроль соответствия доходности определенного направления деятельности Банка уровню соответствующих рисков;
прекращение деятельности подразделений Банка (либо ограничение их задач и функций), несущих чрезмерные банковские риски.
Исключительный уровень. Совет директоров Банка:
недопущение одновременного длительного чрезмерного (отрицательного) воздействия нескольких рисков на Банк в целом;
недопущение непропорционального увеличения (одновременного) размера риска увеличению доходности соответствующего направления деятельности Банка;
общий контроль функционирования системы управления банковскими рисками.
4.3.2. Решения, принимаемые одним из уровней системы контроля управления рисками в рамках своих полномочий, являются обязательными для всех субъектов более низких уровней.
4.3.3. Служба внутреннего контроля Банка проводит периодические проверки состояния системы контроля и организации функционирования конкретного направления деятельности Банка. По первому и второму уровням системы контроля проверяются, в том числе, наличие инструментов контроля, эффективность их использования соответствующими руководителями и должностными лицами Банка.
Проверки проводятся в соответствии с Положением о Службе внутреннего контроля.
4.3.4. В целях минимизации репутационного риска Банк использует следующие основные методы:
постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о банковской тайне и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
осуществляет анализ влияния факторов репутационного риска (как в совокупности, так и в разрезе их классификации) на показатели деятельности Банка в целом;
обеспечивает своевременность расчетов по поручению клиентов и контрагентов Банка, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
мониторинг деловой репутации акционеров, аффилированных лиц Банка;
контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой акционерам, клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
на постоянной основе производит мониторинг изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов государственных органов Российской Федерации;
обеспечивает постоянное повышение квалификации сотрудников Банка;
максимальное количество служащих Банка имеют постоянный доступ к актуальной информации по законодательству и внутренним документам Банка;
стимулирует служащих Банка в зависимости от влияния их деятельности на уровень репутационного риска.
5. Раскрытие информации об уровне репутационного риска.
5.1. Банк доводит до сведения акционеров, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию об уровнях репутационного риска.
Приложение № 1
к Положению об организации управления
репутационным риском
Оценка уровня репутационного риска за ___________________ 200___ г.
Величина собственных средств (капитала) Банка, тыс. руб. | ||
Жалобы, претензии к банку | от кого | |
предмет | ||
Сообщения о Банке, его акционерах, аффилированных лицах в СМИ |
характер сообщения (негативный/ позитивный) | |
наименование СМИ, дата публикации | ||
Доля требований к аффилированным лицам в общем объеме активов Банка | ||
Выявленные случаи несвоевременности расчетов по поручению клиентов |
наименование клиента | |
сумма, дата и № п/п | ||
Выявленные случаи нарушения требований ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 |
кем выявлено | |
Сущность нарушения | ||
Ф.И.О. / наименование нарушителя | ||
Выявленные факты хищения, подлогов, мошенничества в Банке | ||
Закрытие счета крупными клиентами Банка | наименование клиента | |
причина закрытия |
Результаты оценки уровня репутационного риска в динамике
Соотношение величины собственных средств (капитала) Банка с предыдущим периодом, % |
|
Соотношение количества жалоб, претензий к Банку проверяемого и предыдущего периода (+ увеличение; - уменьшение) |
|
Соотношение количества сообщений о Банке, его акционерах, аффилированных лицах в СМИ проверяемого и предыдущего периода (+ увеличение; - уменьшение) |
|
Изменение доли требований к аффилированным лицам в общем объеме активов Банка по сравнению с предыдущим периодом, % |
|
Соотношение количества случаев несвоевременности расчетов по поручению клиентов проверяемого и предыдущего периода (+увеличение; - уменьшение) |
|
Соотношение количества выявленных случаев нарушения требований ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 проверяемого и предыдущего периода (+увеличение; - уменьшение) |
|
Соотношение количества выявленных фактов хищения, подлогов, мошенничества в Банке проверяемого и предыдущего периода (+увеличение; - уменьшение) |
|
Соотношение количества отказов постоянных и крупных клиентов от сотрудничества проверяемого и предыдущего периода (+увеличение; - уменьшение) |
Соотношение показателей уровня репутационного риска с установленными лимитами
Наименование показателя |
Размер |
Установленный лимит |
Оценка |
|
Величина собственных средств (капитала) Банка, тыс. руб. | ||||
Количество жалоб, претензий к банку | ||||
Количество негативных сообщений в СМИ | о Банке | |||
об акционерах Банка, его аффилированных лицах | ||||
Доля требований к аффилированным лицам Банка в общем объеме активов Банка |
||||
Выявленные случаи несвоевременности расчетов по поручению клиентов |
||||
Выявленные случаи нарушения требований ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001, из них, приводящие к ненаправлению в КФМ сообщений о подозрительных сделках |
||||
Выявленные факты хищения, подлогов, мошенничества в Банке | ||||
Отказ постоянных и крупных клиентов от сотрудничества |
Приложение № 2
к Положению об организации управления
репутационным риском
Пограничные значения (лимиты)
показателей,
используемых для оценки уровня репутационного
риска
Наименование показателя |
Установленный лимит |
|
Величина собственных средств (капитала) Банка, тыс. руб. | ||
Количество жалоб, претензий к банку | ||
Количество негативных сообщений в СМИ | о Банке | |
об акционерах Банка, его аффилированных лицах | ||
Доля требований к аффилированным лицам Банка в общем объеме активов Банка | ||
Выявленные случаи несвоевременности расчетов по поручению клиентов | ||
Выявленные случаи нарушения требований ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001, из них, приводящие к ненаправлению в КФМ сообщений о подозрительных сделках | ||
Выявленные факты хищения, подлогов, мошенничества в Банке | ||
Закрытие счета крупными клиентами Банка |
Приложение № 3
к Положению об организации управления
репутационным риском
Журнал мониторинга изменений деловой репутации Банка, его акционеров, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций
О ком опубликовано сообщение |
Характеристика сообщения |
Наименование СМИ |
|||
Банк (Б), акционер (А), аффилированное лицо (АЛ), дочерняя организация (ДО), зависимая организация (ЗО) |
наименование/ Ф.И.О. |
негативное/ позитивное |
краткое содержание |
дата публикации |
|
Приложение № 4
к Положению об организации управления
репутационным риском
ПРИНЦИП "ЗНАЙ СВОЕГО СЛУЖАЩЕГО"
Эффективность управления банковскими рисками, в первую очередь репутационным риском, в немалой степени зависит от того, кем осуществляется управление банковскими рисками и кто участвует в осуществлении банковских операций и других сделок. В связи с этим Банк уделяет надлежащее внимание выполнению принципа “Знай своего служащего”, обеспечивающего определенные проверочные стандарты при приеме служащих на работу, а также контроль за подбором и расстановкой кадров, четкие критерии квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой работы и мере ответственности.
В целях соблюдения принципа “Знай своего служащего” Банк предусматривает:
квалификационные требования к служащим в соответствии с характером их деятельности;
разработку и доведение до каждого служащего документа (должностная инструкция, положение об отделе), регламентирующего должностные обязанности, права и ответственность;
своевременное доведение до всех служащих принципов профессиональной этики;
меры, обеспечивающие соблюдение банковской тайны и исключающие превышение служащим пределов его полномочий;
требования к ведению служащими первичной учетной документации, отчетности, соблюдению правил документооборота;
общие правила использования, хранения и передачи служебной информации служащими при осуществлении банковских операций и других сделок в соответствии с должностными обязанностями;
недопустимость приема на работу и избрания в Совет Директоров Банка лиц, не соответствующих требованиям к деловой репутации, устанавливаемым внутренними документами Банка, а также законодательства Российской Федерации;
проведение подготовки (переподготовки) служащих с разъяснением требований законодательства Российской Федерации, внутренних документов, в том числе по порядку осуществления банковских операций и других сделок и их отражения в учете, по управлению банковскими рисками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
проведение подготовки и обучения служащих с разъяснением подходов к изучению и идентификации клиентов, а в случаях необходимости с разъяснением нормативных правовых актов стран местонахождения нерезидентов-клиентов (подготовка и обучение служащих по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется согласно порядку, определенному Указанием Банка России от 9 августа 2004 года № 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях");
недопустимость участия в принятии решений об осуществлении Банком банковских операций и других сделок служащих, заинтересованных в их совершении;
стимулирование предоставления служащими в Банк сведений об участии самих служащих или их близких родственников (определенных в качестве таковых законодательством Российской Федерации) в капитале юридических лиц, которые являются клиентами и контрагентами Банка;
контроль за соблюдением служащими установленных служебных обязанностей и внутренних распорядков (регламентов);
недопустимость включения в состав служащих представителей юридических лиц - недобросовестных конкурентов;
сбор и анализ информации о случаях нарушения служащими трудовой дисциплины, законодательства Российской Федерации или проявления неоправданного интереса к конфиденциальной информации.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510