ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
СТРАНОВЫМ РИСКОМ

1. Общие положения.

1.1. Положение об организации управления страновым риском в Банке “X” (далее - Положение) разработано на основании Положения Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П “Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах” и Письма Банка России о типичных банковских рисках (письмо Банка России от 23.06.2004 г. № 70-Т).

1.2. Настоящее Положение определяет основные принципы управления страновым риском с учетом отечественной и международной банковской практики, предусматривающие в том числе:

В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

Страновой риск - риск возникновения у Банка убытков вследствие влияния факторов, указанных в статье 3 настоящего Положения. Страновой риск также включает в себя риск неперевода средств (платежей). Отличительным признаком странового риска от иных банковских рисков является возможность появления такого риска у Банка только в связи с банковскими операциями, проводимыми в соответствии с лицензиями на проведение операций со средствами в иностранной валюте.

Контрагент - лица любой формы собственности, а также государства (исключая Российскую Федерацию и ее резидентов), банковские операции с которыми Банк осуществляет в соответствии с лицензиями на проведение операций со средствами в иностранной валюте.

Организационно - контрольный отдел - внутреннее структурное подразделение Банка, отвечающее за управление банковскими рисками. Организационно - контрольный отдел независим от деятельности иных подразделений Банка, осуществляющих банковские операции, другие сделки и составление отчетности.

2. Цели, задачи и принципы управления страновым риском.

2.1. Целью управления страновым риском является поддержание принимаемого на себя Банком риска на уровне, определенном Банком в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных убытков. Управление страновым риском осуществляется также в целях:

Цель управления страновым риском Банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который подразумевает решение следующих задач:

2.2. В процессе управления страновым риском Банк руководствуется следующими принципами:

3. Причины возникновения странового риска.

3.1. Возникновение странового риска может быть обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. Указанные причины не зависят от финансового положения контрагента Банка.

3.1.1. К внутренним причинам возникновения странового риска относятся:

3.1.2. К внешним причинам возникновения странового риска относятся:

4. Этапы управления страновым риском.

Управление страновым риском состоит из следующих этапов:

Цели и задачи управления страновым риском достигаются при соблюдении определенных принципов следующими методами:

4.1. Выявление и оценка странового риска.

4.1.1. Страновой риск зависит от политико-экономической стабильности стран-клиентов, стран-контрагентов, импортёров или экспортёров, работающих  с Банком. Одним из возможных способов оценки уровня странового риска является индекс Moody's (рейтинговое агентство "Moody's Investors Service").
Агентство Moody's Investors Service является ведущей компанией по оценке рейтингов, в т.ч. кредитных, проведению исследований и анализу рисков.

4.1.2. Для целей выявления и оценки признаков возникновения странового риска Банк осуществляет применение индекса Moody's, изменение состояния и размера которого в каждом конкретном случае означает возникновение иной характеристики конкретного направления деятельности Банка и, соответственно, принятие Банком качественно иного странового риска. Основной целью применения индекса Moody's является обеспечение принятия надлежащего управленческого решения в отношении определенного направления деятельности Банка по снижению влияния странового риска на Банк в целом.

4.1.3. Выявление и оценка уровня странового риска осуществляется на постоянной основе. Служащие Банка передают данные о контрагентах Банка в Организационно-контрольный отдел Банка. Полученные данные сотрудник Организационно-контрольного отдела оценивает путем присвоения контрагенту индекса Moody's.

4.1.4.  Индексы Moody's сотрудник Организационно-контрольного отдела получает в сети Интернет на официальном сайте агентства www.moodys.com.

4.1.5. Присвоив индекс Moody's контрагенту сотрудник Организационно-контрольного отдела сверяет его с данными Приложения № 3 настоящего Положения.

4.1.6. В случае присвоения индекса из Группы II – Банк не осуществляет операции с контрагентом.

4.1.7. В случае присвоения индекса из Группы I производится обращение к Приложению № 4 настоящего Положения. Если контрагент не входит в перечень указанного Приложения индекс понижается на 2 пункта, после чего сотрудник осуществляет контроль его соответсвия установленным лимитам.

4.1.8. Оригиналы документов, на основании которых были внесены сведения, хранятся во входящих документах Банка или в подразделении, являющимся местом возникновения риска в зависимости от вида первичного документа.

4.1.9. В информационно-учетной системе Банка на основании введенных показателей оценки уровня странового риска программно формируются следующие аналитические отчеты:

Формы аналитических отчетов приведены в Приложении № 1 к настоящему Положению.

4.1.10. По полученным показателям, используемым Банком для оценки уровня странового риска, определяется система пограничных значений (устанавливается лимит), преодоление которых означает увеличение влияния странового риска на Банк в целом и приближение критического его состояния и размера для текущих условий. Лимиты приведены в Приложении № 2 к настоящему Положению.

4.1.11. Система пограничных значений (лимитов) призвана фиксировать превышение Банком допустимого уровня странового риска. Система пограничных значений (лимитов) устанавливается Правлением Банка и может пересматриваться не чаще одного раза в год, в том числе в части показателей, используемых Банком для оценки странового риска. Инициатором изменения конкретных лимитов выступают руководители соответствующего подразделения Банка, руководитель Службы внутреннего контроля или Председателя Правления.

4.1.12. Сотрудник Организационно-контрольного отдела ежеквартально предоставляет отчеты об уровне странового риска Совету директоров Банка.

4.1.13. Если в течение календарного квартала любой из показателей, используемых Банком для оценки уровня странового риска, превышает установленный для него лимит (нештатная ситуация), сотрудник Организационно-контрольного отдела незамедлительно информирует об этом Совет директоров Банка.

4.2. Мониторинг странового риска.

В целях мониторинга и поддержания странового риска на приемлемом для Банка уровне применяется сочетание таких методов управления риском как:

4.2.1. Система полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее функционирование управления страновым риском, придавая ему требуемую гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления.

В Банке установлен следующий порядок участия органов управления и руководителей структурных подразделений в управлении страновым риском:

Полномочия Совета директоров Банка:

Полномочия Правления Банка:

Полномочия Председателя Правления Банка:

Полномочия руководителя Службы внутреннего контроля:

Полномочия начальника Организационно-контрольного отдела:

Полномочия начальников структурных подразделений Банка:

4.2.2. Основными задачами информационной системы являются: обеспечение органов управления Банка и руководителей структурных подразделений объемом информации, достаточным для принятия соответствующих управленческих решений; формирование достоверной отчетности.

Основополагающими принципами информационной системы являются:

Периодичность (частота) движения информационного потока (для штатных ситуаций) обеспечивает принятие определенных управленческих решений в отношении конкретного направления деятельности Банка и надлежащее формирование аналитических отчетов о состоянии бизнеса Банка в целом. Для штатных ситуаций периодичность (частота) движения информационного потока установлена не реже одного раза в месяц.

4.2.3. Основными задачами системы мониторинга являются:

Мониторинг законодательства осуществляет Юридический отдел, Валютное управление и Организационно-контрольный отдел Банка на постоянной основе. Для целей мониторинга используются информационно-правовые программы “Консультант+” и “Гарант”, ленты новостей “Интерфакс” и “АКМ”, а также официальный сайт рейтингового агенства "Moody's Investors Service". Сотрудники указанных подразделений Банка подготавливают информационные обзоры, содержащие сведения обо всех изменениях, произошедших в состоянии контрагентов, и касающихся деятельности Банка за исследуемый период по мере необходимости. Информационные обзоры доводятся до сведения заинтересованных лиц Банка под роспись в “Журнале мониторинга изменений странового риска Банка” (Приложение № 5).

В указанном Журнале фиксируются сведения о фактах изменений страновых рисков, причинах и датах изменений, указывается наименование внутренних документов/процедур Банка, в которые необходимо внести соответствующие изменения, ответственные за разработку изменений лица, а также предполагаемые сроки исполнения. Данные о факторе, информация о котором внесена в Журнал, вручается руководителю подразделения сотрудником Организационно-контрольного отдела под роспись для осуществления мероприятий по внесению изменений во внутренние документы/процедуры. Начальник Организационно-контрольного отдела осуществляет контроль за исполнением сроков внесения соответствующих изменений во внутренние документы/процедуры Банка.

4.3. Контроль и минимизация странового риска.

4.3.1. Наличие и эффективное функционирование системы контроля как инструмента управления банковскими рисками, базируется на следующих принципах из числа принципов организации внутреннего контроля:

Система контроля управления банковскими рисками является основным элементом Системы внутреннего контроля Банка. Система контроля странового риска предусматривает следующие уровни:

Первый уровень (низший). Руководители структурных подразделений Банка:

Второй уровень. Организационно-контрольный отдел:

Третий уровень (высший). Правление Банка:

Исключительный уровень. Совет директоров Банка:

4.3.2. Решения, принимаемые одним из уровней системы контроля управления рисками в рамках своих полномочий, являются обязательными для всех субъектов более низких уровней.

4.3.3. Служба внутреннего контроля Банка проводит периодические проверки состояния системы контроля и организации функционирования конкретного направления деятельности Банка. По первому и второму уровням системы контроля проверяются, в том числе, наличие инструментов контроля, эффективность их использования соответствующими руководителями и должностными лицами Банка.

Проверки проводятся в соответствии с Положением о Службе внутреннего контроля.

4.3.4. В целях минимизации странового риска Банк использует следующие основные методы:

5. Раскрытие информации об уровне странового риска.

Банк доводит до сведения акционеров, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию об уровне странового риска.

Приложение № 1
к Положению об организации управления
страновым риском

Оценка уровня странового риска за _______________ 200__ г.

Наименование показателя

Подразделение

Кем выявлено

Последствия нарушения

Причина (социальная и т.д.)

Выявленные случаи неисполнения иностранными контрагентами обязательств с указанием причины        
Выявленные случаи неперевода средств от иностранных контрагентов        
Выявленные случаи недоступности контрагенту валюты        
Выявленные случаи расторгнутых сделок с иностранными контрагентами по инициативе Банка        
по инициативе контрагента        

Результаты оценки уровня странового риска в динамике

Наименование показателя

в проверяемом периоде

в предыдущем периоде

Количество выявленных случаев неисполнения иностранными контрагентами обязательств с указанием причины    
Количество выявленных случаев неперевода средств от иностранных контрагентов    
Количество выявленных случаев недоступности контрагенту валюты    
Выявленные случаи расторгнутых сделок с иностранными контрагентами

по инициативе Банка

кол-во    
сумма    
по инициативе контрагента кол-во    
сумма    

Соотношение показателей уровня странового риска с установленными лимитами

Наименование показателя

Размер

Установленный лимит

Количество выявленных случаев неисполнения иностранными контрагентами обязательств    
Количество выявленных случаев неперевода средств от иностранных контрагентов    
Количество выявленных случаев недоступности контрагенту валюты    
Количество выявленных случаев расторгнутых сделок с иностранными контрагентами по инициативе Банка    
по инициативе контрагента    

Приложение № 2
к Положению об организации управления
страновым риском

Пограничные значения (лимиты) показателей, используемых для оценки уровня странового риска

Наименование показателя

Установленный лимит

Уровень странового рейтинга по шкале рейтингового агентства "Moody's Investors Service" для открытия корреспондентского счета в банке-нерезиденте  
Количество выявленных случаев неисполнения иностранными контрагентами обязательств  
Количество выявленных случаев неперевода средств от иностранных контрагентов  
Количество выявленных случаев недоступности контрагенту валюты  
Количество выявленных случаев расторгнутых сделок с иностранными контрагентами по инициативе Банка  
по инициативе контрагента  

Приложение № 3
к Положению об организации управления
страновым риском

Шкала оценки рейтингового агентства "Moody's Investors Service"

№ п/п

Значение шкалы

Характеристика

1

Aaa

Рейтинги инвестиционной категории

(Группа I)

2

Aa1

3

Aa2

4

Aa3

5

A1

6

A2

7

A3

8

Baa1

9

Baa2

10

Baa3

11

Ba1

Рейтинги со спекулятивными характеристиками

(Группа II)

12

Ba2

13

Ba3

14

B1

15

B2

16

B3

17

Caa1

18

Caa2

19

Caa3

20

Ca

21

C

Приложение № 4
к Положению об организации управления
страновым риском

Группа развитых стран, в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 110-И от 16.01.2004 “Об обязательных нормативах банков”.

Австралия, Австрийская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Греческая Республика, Ирландия, Итальянская Республика, Канада, Королевство Бельгии, Королевство Дания, Королевство Испания, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Королевство Швеция, Новая Зеландия, Португальская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Финляндская Республика, Французская Республика, Швейцарская конфедерация, Япония,
а также контрагенты операции которых гарантируются (обеспечены поручительством) организаций, которые в соответствии с законодательством либо надзорными нормами соответствующих стран приравнены к гарантиям (поручительствам), предоставленным правительствами указанных стран, в части, под которую получены гарантии.

Приложение № 5
к Положению об организации управления
страновым риском

Журнал мониторинга изменений странового риска Банка

Факт странового риска

Внутренние документы/процедуры Банка, которые необходимо изменить

Рассылка изменений

Наименование

Дата изменения статуса/ рейтинга

Наименование

Ответственные лица

Срок исполнения

Отметка об исполнении

Кому

Подпись

Дата

                 
             
                 
             

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510