Утверждено

Решением Совета директоров ОАО "БАНК"

(протокол от «_» __ 2008 г. № _)

П О Л О Ж Е Н И Е
О Службе внутреннего контроля

ОАО "БАНК"

(открытое акционерное общество)

 

I.Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Положением Банка России от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и определяет порядок деятельности Службы внутреннего контроля в ОАО "БАНК" (открытое акционерное общество) (далее по тексту – Банк).

2. Служба внутреннего контроля создается с целью осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления Банка в сфере обеспечения его эффективного функционирования.

3. Сведения о Службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях отражены в Уставе Банка.

II. Функции Службы внутреннего контроля

Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:

1. Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля.

2. Проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками).

3. Проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств.

4. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности.

5. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России.

6. Проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Банка.

7. Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых Банком операций.

8. Проверка соответствия внутренних документов Банка нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг).

9. Проверка процессов и процедур внутреннего контроля.

10. Проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения.

11. Оценка работы Отдела по работе с персоналом Банка.

12. Другие вопросы, предусмотренные внутренними документами Банка.

III. Принципы (стандарты) и методы деятельности

Службы внутреннего контроля

1. Основными принципами деятельности Службы внутреннего контроля являются:

- постоянство деятельности;

- независимость;

- беспристрастность;

- профессиональная компетентность руководителя (его заместителей) и служащих Службы внутреннего контроля;

- создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления Службой внутреннего контроля своих функций.

2. Постоянство деятельности Службы внутреннего контроля.

2.1Служба внутреннего контроля Банка действует на постоянной основе.

2.2. Банк устанавливает численный состав, структуру и техническую обеспеченность Службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок.

2.3. Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат Банка.

3. Независимость Службы внутреннего контроля.

3.1. Служба внутреннего контроля действует под непосредственным контролем Совета директоров.

3.2. Служба внутреннего контроля не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.4.

3.3. Служба внутреннего контроля по собственной инициативе докладывает Совету директоров о вопросах, возникающих в ходе осуществления Службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению, а также раскрывает эту информацию Президенту Банка и Правлению.

3.4. Служба внутреннего контроля подлежит независимой проверке аудиторской организацией.

3.5. Положение о Службе внутреннего контроля утверждается Советом директоров Банка.

3.6. Планы работы Службы внутреннего контроля разрабатываются Службой внутреннего контроля, должны утверждаться Советом директоров Банка. Планы работы Службы внутреннего контроля согласовываются с Президентом Банка.

3.7. Отчеты о выполнении планов проверок и предложения по результатам проверок представляются Службой внутреннего контроля Совету директоров, Президенту Банка (его заместителям), руководителям проверяемых структурных подразделений Банка.

3.8. Руководителю Службы внутреннего контроля не могут быть функционально подчинены иные подразделения Банка.

3.9. Служащие Службы внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) не могут совмещать свою деятельность с деятельностью в других подразделениях Банка.

3.10. Служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении

банковских операций и других сделок.

Руководитель и служащие Службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени Банка платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми Банк принимает банковские риски, либо визировать такие документы.

4. Беспристрастность службы внутреннего контроля.

4.1. Банк обеспечивает решение поставленных перед Службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими Службы внутреннего контроля.

4.2. Руководитель (его заместители) и служащие Службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях Банка, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

4.3. Банк вправе устанавливать порядок перемещения (периодичность, обоснованность) руководителя (его заместителей) и служащих Службы внутреннего контроля на другие должности в Банке в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности и т.п.

4.4. Руководителем Службы внутреннего контроля не может быть назначено лицо, работающее по совместительству.

5. Профессиональная компетентность руководителя (его заместителей) и служащих Службы внутреннего контроля.

5.1. Руководитель (его заместители) и служащие Службы внутреннего контроля должны владеть достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

6. Создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления Службой внутреннего контроля своих функций.

6.1. Служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности Банка. Объектом проверок является любое подразделение и служащий Банка.

7. Основными способами (методами) осуществления проверок Службой внутреннего контроля являются:

- финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности;

- проверка соблюдения законодательства Российской Федерации (банковского,

о рынке ценных бумаг, по вопросам противодействия легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о налогах и сборах, др.) и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов Банка и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в Банке систем обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных актов;

- операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций;

- проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих Банка к банковским рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей Банка.

8. План проведения проверок, осуществляемых Службой внутреннего контроля, должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой в Банке методологии оценки управления банковскими рисками, учитывающей изменения в системе внутреннего контроля и новые направления деятельности Банка.

Отчеты о выполнении планов проверок представляются Службой внутреннего контроля не реже двух раз в год Совету директоров.

9. Программа проверок, осуществляемых Службой внутреннего контроля, предусматривает разработку отдельной программы проверки каждого направления (вопроса) деятельности Банка.

Программа проверки должна содержать цели проверки и определять ключевые банковские риски и механизмы обеспечения полноты и эффективности контроля в проверяемом направлении банковской деятельности.

10. В рабочих документах проверок Службы внутреннего контроля отражаются этапы проверки и выполненные проверочные процедуры, данные о рассмотренных документах и иной полученной в ходе проверки информации.

11. Отчеты и предложения по результатам проверок представляются Службой внутреннего контроля Совету директоров, Президенту, руководителям

проверяемых структурных подразделений Банка.

Отчеты должны содержать описание целей проверки, выполненных работ, выявленных нарушений, ошибок и недостатков в деятельности Банка, которые могут создать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость Банка, и рекомендации Службы внутреннего контроля по улучшению работы и устранению нарушений, ошибок и недостатков.

12. Службой внутреннего контроля осуществляется контроль за эффективностью принятых подразделениями и органами управления по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения или органами управления решения о приемлемости выявленных рисков для Банка.

С этой целью по истечении 14 дней с даты представления Отчета о результатах проверки сотрудники Службы внутреннего контроля осуществляют оперативную проверку принятых мер по улучшению работы и устранению выявленных нарушений, ошибок и недостатков.

В случае необходимости может быть проведена повторная проверка.

13. Руководитель Службы внутреннего контроля не реже одного раза в полгода представляет информацию о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений Совету директоров и Президенту Банка.

IV. Права и обязанности

Службы внутреннего контроля

1. Служба внутреннего контроля является самостоятельным структурным подразделением Банка, возглавляемым руководителем Службы.

2. Руководитель Службы внутреннего контроля подотчетен Совету директоров Банка. Руководитель Службы внутреннего контроля подчиняется Президенту Банка.

3. Руководитель и служащие Службы внутреннего контроля имеют право:

3.1. входить в помещения проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях, с соблюдением процедур доступа, определенных внутренними документами Банка;

3.2. получать документы и копии с документов и иной информации, а также любых сведений, имеющихся в информационных системах Банка, необходимых для осуществления контроля, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и требований Банка по работе со сведениями ограниченного распространения;

3.3. привлекать при осуществлении проверок служащих и требовать от них обеспечения доступа к документам, иной информации, необходимой для проведения проверок;

3.4 Служба внутреннего контроля принимает участие в разработке внутренних документов Банка путем оценки их соответствия требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;

4. Руководитель и сотрудники Службы внутреннего контроля обязаны:

4.1. организовать постоянный контроль путем проведения регулярных проверок деятельности подразделений Банка и отдельных сотрудников;

4.2. обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками Банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений;

4.3. разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений;

4.4. осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;

4.5. обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям;

4.6. обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов;

4.7. не реже двух раз в год представлять отчеты о выполнении планов проверок Совету директоров и Президенту Банка;

4.8. не реже одного раза в полгода представлять информацию о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений Совету директоров, Президенту банка;

4.9. руководитель и служащие Службы внутреннего контроля обязаны информировать Президента Банка обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению Службой внутреннего контроля своих функций;

4.10. если, по мнению руководителя Службы внутреннего контроля, руководство подразделения и (или) органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для Банка, или принятые меры контроля неадекватны уровню риска, то руководитель Службы внутреннего контроля обязан проинформировать Совет директоров Банка.

5. В случаях неинформирования или несвоевременного информирования руководителем Службы внутреннего контроля Совета директоров или Президента Банка по вопросам, вытекающим из обязанностей, изложенных в п.4 настоящего раздела, ответственность руководителя Службы внутреннего контроля устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

V. Требования к служащим

Службы внутреннего контроля

К служащим Службы внутреннего контроля предъявляются следующие требования:

1. Служащие Службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией.

2. Кроме того, рекомендуется, чтобы руководитель Службы внутреннего контроля и его заместитель имели опыт руководства структурным подразделением Банка, связанным с совершением банковских операций и других сделок.

3. Лица, назначенные на должности в Службе внутреннего контроля, не вправе исполнять иные обязанности в Банке.

4. Руководитель (его заместители) и сотрудники Службы внутреннего контроля должны проходить обучение (переподготовку) не реже 1 раза в год.

 

 

  

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510