ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
                              
                        Раздел 1. Общие положения

     1.1. "Политика  управления  банковскими рисками в Коммерческом банке"
(далее  -  Банк),  далее  по  тексту "Документ", определяет цели, задачи и
принципы политики управления банковскими рисками в Банке, ее инструменты.
     Настоящий  Документ  утверждает  процедуры  разработки  и утверждения
политики    управления   банковскими  рисками,  описывает  общие  принципы
организации и функционирования системы управления банковскими рисками.
     1.2. Действие настоящего Документа распространяется на все активные и
пассивные операции Банка,  на все иные виды деятельности Банка.   Документ
является обязательным для применения всеми  подразделениями  Банка,  всеми
работниками Банка.
     1.3. Терминология настоящего Документа:
     1.3.1. Кредитный риск - риск возникновения у Банка убытков вследствие
неисполнения,    несвоевременного   либо  неполного  исполнения  должником
финансовых обязательств в соответствии с условиями договора.
     1.3.2.    Валютный    риск    -   риск  убытков  у  Банка  вследствие
неблагоприятного  изменения  курсов  иностранных  валют по открытым Банком
позициям в иностранных валютах  при совершении операций путем установления
курсов  покупки  и  продажи  валют  для клиентов Банка и принятия открытых
позиций по отдельным валютам.
     1.3.3. Процентный риск -  риск неблагоприятного изменения финансового
состояния  Банка  вследствие  изменений  процентных  ставок,   оказывающих
влияние как на доходы Банка, так и на стоимость его активов,  обязательств
и внебалансовых инструментов.
     1.3.4.    Риск    потери    ликвидности  -  риск  убытков  вследствие
неспособности  Банка  обеспечить  исполнение своих обязательств в срок и в
полном объеме.
     1.3.5.  Операционный  риск  -  риск  возникновения  у Банка убытков в
результате  несоответствия  установленных  порядков  и процедур совершения
банковских операций  (сделок) законодательству Российской Федерации или их
нарушения,  некомпетентности  или  ошибок  сотрудников  Банка,  а  также в
результате  действия  внешних  неблагоприятных  факторов  неэкономического
характера.
     1.3.6. Правовой риск -  риск возникновении у Банка убытков вследствие
допускаемых  правовых  ошибок  при  осуществлении  своей деятельности либо
несовершенства правовой системы Российской Федерации.
     1.3.7.  Репутационный  риск  -  риск  потери  Банком  ликвидности или
капитала  в  связи  с  сужением  клиентской базы вследствие формирования в
обществе   негативного   представления  об  устойчивости  Банка,  качестве
предоставляемых услуг (продуктов) и характере деятельности Банка в целом.
     1.3.8. Стратегический риск - риск  возникновения  у Банка убытков или
недополучения  прибыли  в  результате  ошибок,   допущенных  при  принятии
решений,   определяющих   стратегию   деятельности  и  развития  Банка,  и
выражающихся  в  неучете  или  недостаточном  учете  возможных опасностей,
которые могут угрожать Банку,  неправильном  или недостаточно обоснованном
определении  перспективных  направлений деятельности, в которых Банк может
достичь  конкурентного  преимущества перед другими участниками банковского
бизнеса, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов
(финансовых, материально-технических,  кадровых)  и  организационных  мер,
которые должны обеспечить достижение стратегических целей Банка.
     1.3.9.  Риск потери управления - риск возникновения у Банка убытков в
результате низкой оперативности и/или несогласованности (некомпетентности)
принимаемых решений, выражающееся в неадекватной оценке текущего состояния
(конъюнктуры)  рынка  банковских  услуг  (продуктов),  в  неправильном или
недостаточно полной оценке возможного экономического эффекта от проводимой
операции (сделки), неполном учете факторов, определяющих их прибыльность.
     1.3.10. Технологический риск - риск возникновения у Банка убытков или
прекращения деятельности Банка в результате отказа или ненадлежащей работы
систем технологического обеспечения работы Банка.
     1.3.11.  Операционное подразделение  -  подразделение Банка,  которое
непосредственно    взаимодействует  с   Клиентами   Банка    и    проводит
соответствующие операции (сделки).
     1.3.12.  Руководитель  бизнеса   (направления  деятельности)  Банка -
должностное   лицо   Банка,   являющееся   начальником    самостоятельного
структурного  подразделения  Банка  и  в  силу соответствующей должностной
инструкции отвечающее за конкретный вид бизнеса (направления деятельности)
Банка.
     1.3.13.  Классифицированный  Кредитный  портфель  Банка  -  Кредитный
портфель Банка,  классифицированный по определенному признаку, являющемуся
основанием  для  установления  соответствующего  лимита  кредитования  или
лимита  Кредитного  портфеля  Банка,  и  в разрезе которого рассчитываются
коэффициенты кредитного риска.
     1.3.14. Группа кредитов Классифицированного Кредитного портфеля Банка
- кредиты,  классифицированные  по  определенному  признаку  и в отношении
которых осуществляется расчет и мониторинг кредитного риска.
     1.3.15. Нефинансовые риски - банковские риски,  возникновение которых
не   связано   с   проведением   каких-либо   операций   (сделок)    и/или
предоставлением  банковских  услуг  (продуктов).   К  нефинансовым  рискам
относятся риски, перечисленные в п.1.3.5.-1.3.10.
     1.4.   Настоящий  Документ  и  все  изменения  и  дополнения  к  нему
утверждаются на заседании Правления Банка.
     1.5.   Реализация  требований  настоящего  Документа  возлагается  на
Правление  Банка,   "Кредитный  комитет",   "Финансовый   комитет",  Отдел
стратегического планирования и управления рисками банка,  на руководителей
бизнесов (направлений деятельности) Банка и Операционных подразделений.
     1.6.   Описание  технологических  процессов,  порядка  взаимодействия
подразделений  Банка  и  иные технологические процедуры,  регламентирующие
организацию  и  функционирование  системы  управления банковскими рисками,
приводится        в      соответствующих       организационно-нормативных,
организационно-распорядительных       и      функционально-технологических
документах.

        Раздел 2. Цели и задачи Политики управления банковскими рисками

     2.1. Цели политики управления банковскими рисками.
     2.1.1.  Создание  образа  Банка,  который  избегает  принятия на себя
чрезмерных рисков, - образа "безопасного" банка.
     2.1.2. Неукоснительное исполнение Банком взятых на себя обязательств.
     2.1.3.  Обеспечение  принятия  Банком  приемлемых  рисков, адекватных
масштабам его бизнеса.
     2.1.4. Формирование адекватного портфеля активов и пассивов Банка.
     2.2. Задачи политики управления банковскими рисками.
     2.2.1. Обеспечение реализации стратегии развития Банка.
     2.2.2. Минимизация   рисков,  связанных  с  ненадлежащим  соблюдением
должностными лицами соответствующих лимитов и полномочий.
     2.2.3. Обеспечение  нормального  функционирования  Банка  в кризисных
ситуациях.
     2.2.4. Обеспечение  эффективного  функционирования системы управления
активами и пассивами.
     2.2.5.  Обеспечение  надлежащей  диверсификации  активов  и  пассивов
Банка.
     2.2.6.  Недопущение  долговременного  нахождения Банка под чрезмерным
риском.
     2.2.7. Формирование  портфеля  активов и пассивов за счет стандартных
банковских продуктов и/или финансовых инструментов.
     2.2.8.  Достижение   корректного   встраивания   системы   управления
банковскими    рисками   в   общую   структуру   управления   активами   и
обязательствами Банка.
     2.2.9.  Поддержание  оптимального   (адекватного  стратегии  развития
Банка) баланса между привлеченными и размещенными денежными средствами.

         Раздел 3. Принципы и место Политики в системе управления Банком

     3.1.   Политика  управления  банковскими  рисками  наряду  с  другими
внутрибанковскими  документами,  определяющими  политику  Банка  на  рынке
банковских  операций   услуг   (продуктов),   является  одним  из  главных
инструментов реализации стратегии развития Банка.
     3.2.    Политика  управления  банковскими  рисками  является  главным
локальным  внутрибанковским  документом,  описывающим  систему  управления
рисками    в   Банке.  Основные  элементы  этой  системы  представлены  во
внутрибанковских документах, описывающих конкретные банковские риски:
     - "Инструкция по управлению ликвидностью в";
     - "Инструкция по управлению кредитным риском в";
     - "Инструкция по управлению процентным риском в";
     - "Процентная политика в"
     - "Инструкция по управлению операционным риском в";
     - "Инструкция проведения комплексного стресс-тестирования в".
     Настоящий  Документ  является  центральным элементом системы, который
определяет  идеологию  и  определенные  процедуры  управления  банковскими
рисками.
     3.3. Принципы политики.
     3.3.1.  Закрепление  всех  процедур  предоставления  банковских услуг
(продуктов),    порядка   проведения    операций    во    внутрибанковских
организационно-нормативных,          организационно-распорядительных     и
функционально-технологических документах.
     3.3.2.  Использование  нестандартных  процедур управления банковскими
рисками в кризисных ситуациях.
     3.3.3. Надлежащее использование стресс-тестирования.
     3.3.5. Недопустимость совершения банковских операций и иных действий,
приводящих к значительным изменениям в уровне рисков,  принимаемых на себя
Банком,   и/или  возникновению   новых  рисков,  ранее  неисследованных  и
неклассифицированных.
     3.3.6.    Минимизация  влияния  рисков  одного  бизнеса  (направления
деятельности) Банка на бизнес Банка в целом.
     3.3.7.  Недопустимость  использования  банковских услуг (продуктов) и
операций как инструмента легализации доходов, полученных преступным путем,
и финансирования терроризма.
     3.3.8. Осторожность и разумный консерватизм при проведении банковских
операций - предоставлении Клиентам услуг (продуктов).
     3.3.9.  Невозможность  принятия  положительного  решения о проведении
банковской  операции,   предоставлении   Клиентам  услуг  (продуктов)  без
соблюдения   предусмотренных   внутрибанковскими   документами  надлежащих
процедур.
     3.3.10.  Состояние  и  размер  рисков  по  видам  бизнеса  не  должны
значительно меняться во времени.
     3.3.11. Уровень  рисков  одного  бизнеса  (направления  деятельности)
Банка  не  должен  существенно  отличаться  от  уровня  риска других видов
бизнеса и бизнеса Банка в целом.
     3.3.12.   Осуществление  мониторинга  состояния  рисков,  принимаемых
Банком, с надлежащей периодичностью.
     3.3.13. Непрерывность  использования процедур и механизмов управления
банковскими рисками.
     3.3.14.   Открытость  и  понятность  системы  управления  банковскими
рисками для общественности.
     3.3.15. Постоянство  используемых  процедур  и  механизмов управления
банковскими рисками в течение надлежащего времени.
     3.3.16. Дифференциация  условий  проведения  операций, предоставления
услуг  (продуктов) в зависимости от вида бизнеса,  конъюнктуры банковского
рынка,  величины  принимаемого  риска и уровня взаимоотношений с Клиентами
и/или партнерами Банка.
     3.3.17.  Лимитирование  проведения  операций  (сделок)  и  полномочий
принятия определенных решений.
     3.3.18. Централизация управления определенным банковским риском.
     3.3.19.    Совершенствование    процедур    и  механизмов  управления
банковскими рисками.
     3.3.20. Состояние  и размер  риска определенного бизнеса (направления
деятельности)  не  должны  значительно  отличаться  от состояния и размера
риска бизнеса Банка в целом.
     3.3.21. Незамедлительность передачи информации об изменениях пассивов
и  активов,   состоянии   и  размере  соответствующих  рисков,   обо  всех
нестандартных операциях и ситуациях.
     3.3.22.  Отсутствие  непреодолимых  противоречий  между  состоянием и
размером определенного риска и доходностью соответствующей операции.
     3.3.23.    Безусловное  соблюдение  действующего  законодательства  и
требований нормативных документов Банка России.
     3.4.  Принципы  Политики  являются  обязательным  и  безусловными для
соблюдения  самостоятельными  структурными  подразделениями  Банка,  всеми
должностными  лицами  Банка,  любым  работником Банка. Совершение операций
(каких-либо    действий),    форма    и  содержание  которых  противоречит
вышеуказанным принципам, не допускается.

        Раздел 4. Инструменты Политики управления банковскими рисками

     4.1.   Цели  и   задачи   политики   управления  банковскими  рисками
достигаются     при    соблюдении   определенных   принципов    следующими
инструментами:
     * система лимитов,
     * система полномочий и принятия решений,
     * система управления рисками,
     * коммуникационная политика (в том числе информационная система),
     * комплекс мероприятий в кризисных ситуациях,
     * система контроля.
     4.2. Система лимитов.
     4.2.1. Одним из инструментов  Политики управления банковскими рисками
является эффективно функционирующая система лимитов.
     4.2.2.    Система    лимитов    призвана  устанавливать  определенные
ограничения    на   принятие  Банком   чрезмерных   рисков.     Превышение
соответствующих  лимитов  не  допускается,  кроме как по решению Правления
Банка.
     4.2.3. Цели и задачи системы лимитов.
     4.2.3.1. Целями  системы  лимитов признаются "физическое" ограничение
принятия  Банком  чрезмерных рисков и недопущение "перетекания" негативных
проблем одного из видов бизнеса (направлений деятельности) на весь Банк.
     4.2.3.2.  Задачами  системы лимитов являются обеспечение формирования
структуры  активов  и  пассивов  Банка,  адекватной  характеру и масштабам
бизнеса Банка;
     4.2.4. Система  лимитов  подразделяется на три дополняющих друг друга
уровня:
     * Лимиты на бизнес,
     * Лимиты по срокам,
     * Лимиты риска.
     4.2.5. Лимиты на бизнес.
     4.2.5.1.Лимиты  привлечения  денежных  средств  на  определенный  вид
бизнеса. Возможно установление лимитов на инструменты привлечения.
     4.2.5.2.К числу основных лимитов относятся:
     * лимит на размещение в кредиты корпоративных Клиентов,
     * лимит на размещение в ценные бумаги,
     * лимит на размещение в межбанковские кредиты и депозиты,
     * лимит на привлечение по депозитным операциям юридических лиц,
     * лимит на привлечение по межбанковским кредитам и депозитам,
     * лимит на привлечение путем выпуска векселей.
     4.2.5.3.    Перечень   лимитов,  указанных  в  п.4.2.5.2.  настоящего
Документа,   является   открытым   и   может    быть   дополнен   решением
уполномоченного коллегиального органа.
     4.2.6. Лимиты по срокам.
     Лимиты  по  срокам  определяют  максимальную  сумму денежных средств,
привлекаемых либо размещаемых на конкретный срок.
     Лимиты  устанавливаются  на  конкретный бизнес, возможно установление
лимитов на инструменты этого бизнеса.
     4.2.7. Лимиты риска.
     4.2.7.1. Лимиты риска на размещение денежных средств.
     4.2.7.2.  Лимиты  риска  на  размещение  денежных  средств  по  видам
бизнесов.
     4.2.7.3. Лимиты  риска  на  размещение  денежных средств на некоторые
инструменты (по определенным видам бизнеса).
     4.2.7.4. Лимиты риска определенных контрагентов.
     4.2.8. Система  лимитов  пересматривается  Правлением  Банка  не реже
одного раза в год, в том числе в части элементов, ее образующих.
     4.2.9.    Инициатором    изменения   конкретных   лимитов   выступают
руководители  соответствующего  бизнеса  (направления  деятельности) Банка
и/или  начальник  Отдела стратегического планирования и управления рисками
банка (по соответствующим  банковским рискам).  Предложения  об  изменении
определенных  лимитов  может происходить и по инициативе начальника Службы
внутреннего контроля и/или Председателя Правления.
     4.3. Система полномочий и принятия решений.
     Система  полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее
функционирование  системы  управления  рисками,   придавая  ей   требуемую
гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления.
     4.3.1. Полномочия Кредитного Комитета Банка:
     1.    Определение    параметров    управления    банковскими  рисками
(финансовыми) и установление их количественного значения.
     2.    Утверждение    лимитов  использования  определенных  финансовых
инструментов внутри одного бизнеса.
     3.  Утверждение  лимита  абсолютного  размера  риска  по инструментам
внутри одного бизнеса по размещению денежных средств.
     4.  Введение  запрета  на  проведение  сделок  по  определенному виду
бизнеса.
     5. Рассмотрение и направление для утверждения Правлением Банка общего
лимита по видам бизнеса (за исключением кредитования).
     6.  Утверждение  лимитов  общего  риска  на  эмитентов  ценных бумаг,
партнеров и контрагентов Банка  (за исключением кредитования корпоративных
клиентов).
     7.  Установление  лимитов  кредитования  и Кредитного портфеля Банка,
изменение соответствующих лимитов.
     8.  Установление  и изменение абсолютного размера кредитного риска по
объектам классификации Кредитного портфеля Банка.
     9. Определение признаков классификации Кредитного портфеля Банка.
     10.  Введение  запрета на предоставление кредитов, которые могут быть
классифицированы    в    определенную   Группу  кредитов  соответствующего
Классифицированного портфеля.
     11.  Введение  запрета на предоставление кредитов определенной Группы
кредитов.
     12.  Рассмотрение  общего лимита вложений по кредитованию в целом (по
всем направлениям и субъектам кредитования).
     4.3.2. Полномочия Правления Банка.
     1.  Отмена решений других коллегиальных органов, кроме решений Общего
Собрания  Участников  и  Совета  Директоров, в случае их противоречия друг
другу.
     2. Утверждение комплекса мероприятий для кризисных ситуаций в случае,
когда затрагиваются вопросы доходности бизнеса (деятельности) Банка
     3.  Утверждение  комплекса  мероприятий  для  кризисных  ситуаций  по
операционному и технологическому рискам.
     4.  Утверждение  комплекса мероприятий для кризисных ситуаций в части
стратегического и репутационного рисков.
     5.  Утверждение  комплекса  мероприятий  для  кризисных  ситуаций  по
правовым рискам.
     6.  Отмена  определенных  решений,  принятых в рамках соответствующих
полномочий    коллегиальными   органами,  кроме  решений  Общего  Собрания
Участников  и  Совета  Директоров,  и/или  должностными  лицами  Банка,  и
принятие окончательного решения.
     7.  Принятие специального решения (в случае краткосрочного нахождения
Банка    под    воздействием    соответствующего  риска)  о  возобновлении
рассмотрения  изменения  лимитов  по  видам  бизнеса и/или по инструментам
внутри отдельного бизнеса.
     4.3.3. Полномочия Совета директоров Банка.
     Утверждение  комплекса  мероприятий  для  кризисных ситуаций в случае
длительного    нахождения    бизнеса   Банка  под  влиянием  определенного
банковского риска.
     4.3.4.  Полномочия  Руководителей  бизнеса (направления деятельности)
Банка.
     1.   Вынесение  предложений  по  изменению  определенных  лимитов  по
соответствующему бизнесу, в том числе по срокам.
     2.    Определение    состава   используемых  финансовых  инструментов
определенного    бизнеса  и/или  инструментов  реализации  соответствующей
политики в конкретном бизнесе (направления деятельности).
     4.3.5. Полномочия начальник Службы внутреннего контроля.
     Приостановление    исполнения    решения  (решений)  соответствующего
подразделения-координатора    бизнеса    (направления   деятельности)  как
подразделения,    исполняющего   соответствующие  процедуры  из  комплекса
мероприятий для кризисных ситуаций, до специального решения коллегиального
органа (должностного лица), который утвердил этот комплекс мероприятий.
     4.3.6. Полномочия Председателя Правления Банка.
     Приостановление лимитов на виды бизнеса.
     4.4. Система параметров управления банковскими рисками.
     4.4.1.  Для  обеспечения надлежащего управления банковскими рисками и
получения  достаточно  объективной информации о состоянии и размере рисков
выстраивается определенная система параметров управления этими рисками.
     4.4.2.  Цели  и задачи функционирования системы параметров управления
банковскими рисками.
     4.4.2.1.  Основной  целью  системы  параметров управления банковскими
рисками  является обеспечение принятия надлежащего управленческого решения
в отношении определенного вида бизнеса (направления деятельности) Банка по
снижению влияния соответствующего риска в целом на Банк.
     4.4.2.2. Задачи.
     1)	Получение   оперативных  и  объективных  сведений  о  состоянии  и
размерах определенных банковских рисков.
     2)  Прогнозирование  состояния соответствующих рисков на определенные
периоды в будущем.
     3)    Предотвращение   достижения  определенными  рисками  критически
значительных для Банка размеров.
     4.4.3.  Принципы  построения  и  функционирования  системы параметров
управления банковскими рисками.
     4.4.3.1. Адекватность характеру и размерам определенного вида бизнеса
(направления деятельности) Банка.
     4.4.3.2. Внесение  оперативных  изменений  в случае изменения внешних
факторов.
     4.4.3.3.    Возможность    количественной    оценки   соответствующих
параметров.
     4.4.3.4.	Непрерывность проведения мониторинга размеров определенных
параметров.
     4.4.3.5. Осуществление    оценки  определенного  риска  и  подготовка
принятия  надлежащих  управленческих  решений одним и  тем  же  специально
выделенным самостоятельным структурным подразделением.
     4.4.3.6. Технологичность использования.
     4.4.3.7. Экономичность.
     4.4.3.3. Наличие    самостоятельных    информационных    потоков   по
нефинансовым рискам.
     4.4.4. Для надлежащего управления финансовыми рисками разрабатываются
соответствующие нормативные документы - инструкции управления определенным
риском.
     4.4.5.  По  каждому  банковскому  риску  вводится  набор определенных
параметров, изменение состояния и  размера  которых означает возникновение
иной характеристики конкретного вида бизнеса (направления деятельности) и,
соответственно,   принятие   Банком   качественно  иного  соответствующего
банковского риска.
     4.4.6. По каждому  набору  параметров  управления банковскими рисками
выстраивается определенная граница состояний, преодоление которой означает
увеличение  влияния  определенного  риска  на  Банк  в целом и приближение
критического его состояния и размера для текущих условий.
     Последовательное  преодоление  этих  границ  означает   необходимость
использования  определенных процедур,  с увеличением жесткости и масштабов
их  использования  по отношению к определенному виду бизнеса  (направлению
деятельности) и/или группе бизнесов.
     4.5. Коммуникационная политика.
     4.5.1. Основными целями коммуникационной политики является:
     -	формирование достоверной информации о Банке;
     - формирование положительного образа Банка, не допускающего нарушений
действующего    законодательства    Российской    Федерации,    стандартов
профессиональной деятельности, принятия чрезмерных рисков;
     -  формирование  адекватной  информации - информации, достаточной для
принятия надлежащего управленческого решения.
     4.5.2. Коммуникационная политика включает в себя две дополняющих друг
друга системы:
     А. Информационная система.
     Б. Коммуникационная система.
     4.5.3. Информационная система.
     4.5.3.1. Основными   задачами    информационной   системы   являются:
обеспечение  органов управления Банком, Комитетов и руководителей Бизнесов
объемом    информации,    достаточным    для    принятия   соответствующих
управленческих решений; формирование достоверной и адекватной отчетности.
     4.5.3.2. Основополагающими    принципами    информационной    системы
являются:
     *    недопустимость   дублирования  информации  о  совершении  сделок
(операций)  или  иных  действий, влияющих на состояние и размер банковских
рисков,    выделение    в  самостоятельную  часть  информационной  системы
информационных потоков по банковским рискам, имеющим нефинансовую природу,
     *  наличие  ответственности  за  качество  поставляемой  информации у
подразделений,  курирующих определенный бизнес (вид деятельности) Банка, и
осуществление  контроля  сбора,  анализа  и  систематизации  информации  о
соответствующем  бизнесе  (направлении деятельности Банка), недопустимость
"вторжения"  какого-либо  уровня  системы  в  зону ответственности другого
уровня,
     * достоверность передаваемой информации;
     *  непрерывность  передачи  информации, регулярность функционирования
информационной системы;
     *    незамедлительность   передачи  информации  о  совершении  сделок
(операций),  иных  действий,  влияющих  на  состояние  и размер банковских
рисков.
     4.5.3.3.	Периодичность (частота) движения информационного потока.
     1)	  Регулирование    осуществляется   специальными   организационно-
распорядительными   документами   или    устанавливается  соответствующими
внутрибанковскими функционально-технологическими документами.
     2)	Не  может  быть  реже  одного  раза  в  неделю, для информационной
подсистемы управления ликвидностью Банка - ежедневно.
     3)	Периодичность  информационного потока по деятельности, влияющей на
нефинансовые риски,  может отличаться от указанной в 2), но не должна быть
реже одного  раза  в финансовый год.  Принимается  следующая периодичность
(для штатных ситуаций):
     репутационный риск - не реже одного раза в квартал,
     правовой риск - не реже одного раза в квартал,
     операционный риск - не реже одного раза в квартал,
     стратегический риск - не реже двух раз в год,
     риск потери управления - не реже одного раза в квартал.
     4)	Должна  обеспечивать принятие  определенных управленческих решений
в отношении  конкретного  вида бизнеса  (направления деятельности) Банка и
надлежащее  формирование аналитических отчетов о состоянии бизнеса Банка в
целом.
     4.5.4. Коммуникационная система.
     4.5.4.1.    Основными  задачами  коммуникационной  системы  являются:
обеспечение  формирования  у общественности представления о Банке, имеющем
эффективно  функционирующую систему управления всеми банковскими рисками и
реально  управляющем  этими  рисками,  не  допускающем  принятие  на  себя
чрезмерных рисков.
     4.5.4.2.    Основополагающими   принципами  коммуникационной  системы
являются:
     - максимальная  честность  и открытость Банка в освещении состояния и
размеров банковских рисков, а также системы управления этими рисками;
     -    постоянство    и    преемственность    разработки  и  реализации
коммуникационных мероприятий;
     -  учет  особенностей каждого вида бизнеса (направления деятельности)
Банка;
     4.5.4.3.   Основными  средствами  достижения  задач  коммуникационной
системы являются:
     - информирование  Клиентов об условиях предоставления кредитов (видах
кредитов,   сроках  кредитования,  базовых  процентных  ставках  и  т.п.),
привлечения  вкладов  (видах вкладов, сроках, базовых процентных ставках и
т.п.),  привлечения  депозитов  юридических  лиц,  привлечения средства по
вексельным операциям и т.д.
     -  формирование  рейтинга  Клиентов  и  рейтинга операций (сделок), с
объяснимыми и внятными параметрами и ограничениями;
     - наличие  возможности своевременного информирования общественности о
решениях,  принимаемых Банком  в области управления рисками, о состоянии и
размерах рисков;
     -    постоянный   контакт  с  партнерами  и  Клиентами,  формирующими
значительную часть операций (сделок) Банка;
     4.6. Система контроля.
     4.6.1.  Наличие  и  эффективное функционирование системы контроля как
инструмента  Политики  управления  банковскими  рисками,  далее  по тексту
"Система контроля рисков",  базируется на  следующих  принципах  из  числа
принципов  организации  внутреннего  контроля:  всесторонность внутреннего
контроля, контрольные процедуры охватывают все организационные структуры и
подразделения Банка, многоуровневый характер внутреннего контроля. Система
контроля   управления  банковскими  рисками  является  основным  элементом
Системы внутреннего контроля Банка.
     4.6.2. Система контроля рисков предусматривает следующие уровни:
     Первый уровень (низший).
     Руководители бизнесов (направлений деятельности):
     ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ:
     -	организация   контроля    выполнения    работниками  подразделений
соответствующих  процедур, предусмотренных стандартами конкретного бизнеса
(направления деятельности);
     -	мониторинг адекватности  параметров  управления рисками конкретных
инструментов внутри отдельного бизнеса текущему состоянию, целям и задачам
этого бизнеса;
     -    мониторинг  соответствующих  коэффициентов,  отражающих  размеры
определенных рисков;
     -  предотвращение  ухудшения  состояния  и  размера  соответствующего
риска;
     НЕФИНАНСОВЫЕ РИСКИ:
     -    мониторинг    количественного   значения  параметров  управления
определенными банковскими рисками;
     -  постоянный   контроль   выполнения    работниками    подразделений
предусмотренных стандартами конкретного бизнеса (направления деятельности)
соответствующих процедур,  влияющих  на состояние и размер операционного и
иных нефинансовых рисков;
     - контроль за выполнением мероприятий по предотвращению использования
     инфраструктуры    Банка   в  целях  легализации  доходов,  полученных
преступных путем, и финансирования терроризма.
     Второй уровень.
     Отдел  стратегического  планирования и управления кредитными рисками;
Финансовый Комитет ООО КБ "УМБ":
     -    осуществление    контроля   адекватности  параметров  управления
определенными рисками (финансовыми рисками) текущему состоянию конкретного
бизнеса и Банка в целом;
     - мониторинг состояния и размера определенных рисков;
     -  контроль выполнения комплекса мероприятий для кризисных ситуаций в
случае  кратковременного  нахождения  Банка  под  воздействием  чрезмерных
рисков;
     -  предотвращение  нахождения  Банка  под одновременным краткосрочным
воздействием нескольких рисков;
     - недопущение существенного увеличения доли активов, качество которых
заметно отличается от среднего по бизнесу и/или группе инструментов;
     -    недопущение    длительного  ухудшения  одного  и/или  нескольких
параметров управления определенным риском;
     -   недопущение   непропорционального  увеличения  размера  риска  по
отношению к изменению размера Актива;
     -  недопущение  функционирования  какого-либо  бизнеса, приводящего к
использованию комплекса мероприятий для кризисных ситуаций;
     -  контроль адекватности границ принятия решений для штатной ситуации
и в случае кризисного состояния.
     Третий уровень (высший).
     Правление Банка:
     -    недопущение    непропорционального    развития   одного  бизнеса
(направления    развития)  Банка  по  отношению  к  другим  видам  бизнеса
(направлений деятельности);
     -    недопущение    длительного  ухудшения  одного  и/или  нескольких
параметров управления одновременно по нескольким рискам;
     -	осуществление   контроля    соответствия    состояния   и  размера
определенных рисков доходности бизнеса Банка;
     -    предотвращение    использования  инфраструктуры  Банка  в  целях
легализации   доходов,  полученных   преступным  путем,  и  финансирования
терроризма;
     -  предотвращение  длительного  нахождения определенного вида бизнеса
(направлений   деятельности)   Банка   под  воздействием  соответствующего
чрезмерного риска;
     -  недопущение  длительной  несбалансированности  пассивов  и активов
Банка;
     -    осуществление    контроля   адекватности  параметров  управления
банковскими рисками  (финансовыми рисками)  текущему состоянию и стратегии
развития Банка;
     -  контроль  соответствия  доходности  определенного  бизнеса  уровню
соответствующих рисков;
     -  прекращение  деятельности подразделений Банка (либо ограничение их
задач и функций), несущих чрезмерные банковские риски.
     Исключительный уровень.
     Совет директоров Банка:
     - недопущение одновременного длительного чрезмерного (отрицательного)
воздействия нескольких рисков на Банк в целом;
     - недопущение непропорционального увеличения (одновременного) размера
риска увеличению доходности соответствующего бизнеса;
     - общий  контроль  функционирования  системы  управления  банковскими
рисками.
     4.6.3.   Решения,  принимаемые  одним  из  уровней  системы  контроля
управления  рисками в рамках своих, полномочий, являются обязательными для
всех субъектов более низких уровней.
     4.6.4.  Служба  внутреннего  контроля  Банка  проводит  периодические
проверки    состояния  системы  контроля  и  организации  функционирования
конкретного  бизнеса  (направления  деятельности)  Банка, в отдельности по
каждому уровню. По первому и второму уровням системы контроля проверяются,
в том числе, наличие инструментов контроля, эффективность их использования
соответствующими руководителями и должностными лицами Банка.
     4.6.5.  Проверки  проводятся,  как  правило,  не  реже  одного раза в
квартал.   В  случае  использования  процедур  комплекса  мероприятий  для
кризисных ситуаций - не реже одного раза в неделю.

           Раздел 5. Комплекс мероприятий для кризисных ситуаций

     5.1. В целях управления определенными банковскими рисками в нештатных
ситуациях разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий для кризисных
ситуаций.
     По  всем  финансовым  рискам  в  нештатных  ситуациях  в обязательном
порядке разрабатываются соответствующий комплекс мероприятий.
     5.2. Цели и задачи комплекса мероприятий для кризисных ситуаций.
     5.2.1.  Главной  целью  разработки и реализации комплекса мероприятий
для   кризисных  ситуаций  является  недопущение  существенного  ухудшения
состояния  конкретного вида бизнеса (направления деятельности) Банка и/или
достижение   соответствующим  банковским  риском  критического  для  Банка
значения.
     5.2.2. Задачи.
     5.2.2.1.  Ограничение  во  времени  использования  нештатных процедур
управления определенными банковскими рисками.
     5.2.2.2. Минимизация перекрестного влияния определенных рисков, в том
числе снижение влияния конкретного риска на Банк в целом.
     5.2.2.3. Предотвращение  возникновения аналогичных кризисных ситуаций
в будущем.
     5.2.2.4.    Возврат   определенного   вида    бизнеса    (направления
деятельности)  и/или  соответствующих  банковских  рисков  в  состояние, в
котором  возможно  управление  этим  бизнесом  и/или определенным риском с
использованием исключительно штатных (стандартных) процедур.
     5.3.  Основным  принципом  разработки  и,  в  особенности, реализации
комплекса  мероприятий  для  кризисных  ситуаций  по всем видам банковских
рисков  являются  невозможность  проведения  какой-либо операции (сделки),
совершения  определенного  действия,  ухудшающего исходную ситуацию; любая
операция  (сделка), действие, совершаемые в рамках утвержденного комплекса
мероприятий,  должны  быть  "не  хуже" (с точки зрения состояния и размера
определенного  банковского  риска) предшествующих и должна быть направлена
на выведение бизнеса (Банк в целом) из кризисного состояния.
     5.4.  Комплекс  мероприятий  для  кризисных ситуаций должен содержать
четкий  перечень процедур по преодолению кризисной ситуации с детализацией
по    инструментам    и   с  указанием,  по  возможности,  очередности  их
использования;  также  указывается  орган текущего управления ситуацией, в
обязательном  порядке  указывается  периодичность  осуществления  контроля
надлежащего    исполнения    соответствующих    процедур  этого  комплекса
мероприятий.  По  определенным  нефинансовым рискам целесообразно создание
специальных рабочих групп по разработке и реализации комплекса мероприятий
для кризисных ситуаций.
     5.5. В  процессе  использования  процедур  комплекса  мероприятий для
кризисных  ситуаций все полномочия должностных лиц и коллегиальных органов
Банка, стоящих по своему статусу ниже органа, утвердившего соответствующий
комплекс  мероприятий,  приостанавливаются  до  специального решения этого
органа или вышестоящего по отношению к нему.
     5.6. Вышестоящий  коллегиальный орган (должностное лицо) по отношению
к  органу  (должностному  лицу),  утвердившему  комплекс  мероприятий  для
кризисных  ситуаций,  может  принять решение, противоречащее утвержденному
комплексу  мероприятий  и/или  конкретной процедуре из него. В этом случае
последствия  такого  решения  подлежат  незамедлительному  дополнительному
контролю.
     5.7. Контроль    исполнения    комплекса  мероприятий  для  кризисных
ситуаций.
     5.7.1. Служба   внутреннего  контроля  проводит  проверки  реализации
комплекса мероприятий для кризисных ситуаций и/или исполнения включенных в
него  определенных  процедур.  Периодичность этого контроля в обязательном
порядке  указывается  непосредственно  в комплексе мероприятий как одна из
процедур, но не может быть реже одного раза в две недели.
     5.7.2. Результаты проверок направляются в адрес коллегиального органа
или должностного лица, утвердившего соответствующий комплекс мероприятий.
     5.8. Использование стресс-тестирования.
     5.8.1. Главными  задачами использования стресс-тестирования является:
определение  комплекса  мероприятий  по  компенсации  возможных критически
больших потерь Банка в экстремальной ситуации и разработка необходимых мер
по  уменьшению определенных рисков и/или снижению негативного влияния этих
рисков.
     5.8.2. Основными    принципами    применения  инструментов  стресс  -
тестирования   является:  регулярность  использования,  рассмотрение  всех
возможных    сценариев,  которые  могут  оказать  критическое  влияние  на
состояние Банка.
     5.8.3.    Перечень    сценариев    стресс-тестирования  приводится  в
соответствующем  внутрибанковском  документе.  Среди этих сценариев должны
быть    сценарии,   имеющие  отношение  к  одному  из  банковских  рисков,
упоминаемых в настоящем Документе.
     5.8.4.  Периодичность  проведения стресс - тестирования, как правило,
не должна быть реже одного раза в шесть месяцев.
     5.8.5.  На  основе  результатов стресс - тестирования разрабатывается
комплекс мероприятий по снижению определенного банковского риска.
     5.8.6.  Результаты стресс - тестирования доводятся до Правления Банка
не реже одного раза в шесть месяцев.
     5.8.7.    Функции   проведения  комплексного  стресс  -  тестирования
возложены  на  Отдел  стратегического  планирования  и  управления рисками
банка.
     5.8.8.    Функции  проведения  локального  стресс  -  тестирования  и
разработка  комплекса  мероприятий  по  снижению определенного банковского
риска на основе результатов стресс-тестирования возложены на руководителей
бизнесов (направлений деятельности) Банка.
     5.8.9. Процедуры     и    периодичность    проведения    комплексного
стресс-тестирования        описываются     специальным    внутрибанковским
функционально-технологическим документом.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510