МЕЖБАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
№ п/п | Вопрос |
Ответ |
Источник |
12. | Заключен договор международной купли-продажи товаров, формой платежа по которому является документарный аккредитив. Согласно условиям документарного аккредитива в банк должна быть представлена тратта. Какие данные обычно содержатся в тратте? | Тратта - это письменный
безусловный приказ одного лица другому,
подписанный стороной, выдавшей его и требующей
от лица, на которое выставлена тратта, выплатить
по предъявлении, или в указанный срок, или в
определенном будущем определенную денежную
сумму указанному лицу или его приказу, или
предъявителю. Тратта обычно содержит следующие
данные: - дату составления тратты; - номер ссылки на документарный аккредитив; - наименование трассанта; - наименование трассата; - срок оплаты; - наименование получателя платежа; - наименование валюты платежа; - сумму тратты; - подпись трассанта и другие данные в соответствии с документарным аккредитивом. Представленная в банк тратта должна отвечать всем требованиям документарного аккредитива и не противоречить сведениям в других документах, представленных в банк (п."A" ст.13 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1993 г.)). |
Консультационно - аналитический
центр по бухгалтерскому учету и налогообложению. 13.01.2005. Н.Н.Голякова. |
11. | В каких случаях конечная дата для представления рамбурсного требования должна быть продлена? | Пункт "f" ст.9 Унифицированных правил ICC для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (ред. 1995 г.) устанавливает правило, согласно которому конечная дата для представления рамбурсного требования должна быть продлена, если она приходится на день, когда рамбурсирующий банк закрыт по причинам, не связанным со стихийными бедствиями, бунтами, гражданскими волнениями, восстаниями, войнами и другими явлениями, а также забастовками и локаутами. | Консультационно -
аналитический центр по бухгалтерскому учету и
налогообложению.
|
10. | В операциях по межбанковскому рамбурсированию используются следующие документы: рамбурсное обязательство, рамбурсное требование и рамбурсные полномочия. Как эти документы связаны между собой? | В операциях по межбанковскому
рамбурсированию "отправной точкой" среди
упомянутых документов являются рамбурсные
полномочия, поскольку рамбурсные полномочия -
это инструкции и / или полномочия банка - эмитента
рамбурсирующему банку оплатить требования,
выставленные банком - ремитентом (п."c" ст.2
Унифицированных правил ICC для межбанковского
рамбурсирования по документарным аккредитивам
(ред. 1995 г.)), или акцептовать и оплатить срочную
тратту, выставленную на рамбурсирующий банк. В
рамках рамбурсных полномочий рамбурсирующий
банк принимает на себя безотзывное
обязательство (рамбурсное обязательство)
оплачивать требования, выставленные банком -
ремитентом (п."g" ст.2 Унифицированных правил
ICC для межбанковского рамбурсирования по
документарным аккредитивам (ред. 1995 г.)). Рамбурсное требование - это уже конкретный запрос банка - ремитента рамбурсирующему банку для получения возмещения по аккредитиву (п."f" ст.2 Унифицированных правил ICC для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (ред. 1995 г.)). Исходя из изложенного, эти три документа связаны друг с другом в следующей последовательности: рамбурсные полномочия, рамбурсное обязательство, рамбурсное требование. |
Консультационно - аналитический
центр по бухгалтерскому учету и налогообложению. 13.01.2005. Н.Н.Голякова. |
9. | Инкассо со срочными траттами, получаемые банками, могут содержать инструкции о выдаче документов против платежа. Чем могут быть вызваны подобные условия? | Действительно, согласно п."с" ст.7 Унифицированных правил по инкассо (ред. 1995 г.), если инкассо содержит вексель с отсроченной датой платежа, а инкассовые инструкции предусматривают выдачу коммерческих документов против платежа, документы будут выданы только против такого платежа. Подобные условия могут быть вызваны требованиями валютного контроля в стране экспортера или пожеланием самого экспортера. В данном случае инкассирующий / представляющий банк получает полномочия выдать документы только после получения платежа по срочной тратте в указанный в ней срок или до наступления этого срока. В свою очередь, инкассирующий банк не будет нести ответственности за последствия, вытекающие из-за задержки в передаче документов. | Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
8. | В соответствии с условиями документарного аккредитива в банк представляется упаковочный лист. На что банк обратит внимание, проверяя представленный документ? | Проверяя представленный
упаковочный лист, банк должен будет убедиться в
том, что: - представленный документ является отдельным, самостоятельным документом, а не частью каких-либо других документов; - детальный упаковочный лист перечисляет содержимое каждой упаковки, коробки и т.д. и другую соответствующую информацию; - представленный документ отвечает требованиям документарного аккредитива и сведения упаковочного листа не противоречат сведениям в других документах (п."A" ст.13 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1993 г.)). |
Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
7. | В соответствии с условиями документарного аккредитива в банк представляется весовой сертификат. На что банк обратит внимание, проверяя представленный документ? | Проверяя представленный весовой
сертификат, банк должен будет убедиться в том,
что: - представленный весовой сертификат является отдельным, самостоятельным документом, а не частью каких-либо других документов; - представленный документ подписан; - представленный документ отвечает требованиям документарного аккредитива и сведения весового сертификата не противоречат сведениям в других документах (п."A" ст.13 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1995 г.)), в частности, общий вес, приведенный в весовом сертификате, должен соответствовать весу, приведенному в других документах. |
Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
6. | В соответствии с условиями документарного аккредитива в банк представляется сертификат качества завода-изготовителя. На что банк обратит внимание, проверяя представленный документ? | Проверяя представленный
сертификат качества завода-изготовителя, банк
должен будет убедиться в том, что: - представленный документ имеет надпись "Сертификат качества"; - представленный документ подписан; - представленный документ содержит полное наименование товара, такое же, как и в счете-фактуре; - представленный документ отвечает требованиям документарного аккредитива и не противоречит сведениям в других документах (п."A" ст.13 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1993 г.)). |
Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
5. | Заключен договор международной купли-продажи услуг, формой платежа по которому является документарный аккредитив. В соответствии с условиями аккредитива на рамбурсирующий банк должна выставляться срочная тратта. Какую информацию должен включить в данном случае банк-ремитент в свое рамбурсное требование? | Согласно п."b" ст.10
Унифицированных правил ICC (ред. 1995 г.) для
межбанковского рамбурсирования по
документарным аккредитивам в данном конкретном
случае банк-ремитент, направляя тратту вместе с
рамбурсным требованием на обработку в
рамбурсирующий банк, должен включить в свое
требование следующее: - общее описание услуг; - наименование страны происхождения; - наименование места исполнения услуг. Эти требования должны быть предусмотрены в документарном аккредитиве как инструкции рамбурсирующему банку. |
Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
4. | В случае если банк-эмитент требует у рамбурсирующего банка предварительного извещения о дебетовании счета, какой должен быть период времени для рассмотрения рамбурсного требования? | Если банк-эмитент требует предварительного извещения о дебетовании счета, то согласно пп."i" п."а" ст.11 Унифицированных правил ICC для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам период времени, требуемый для предварительного извещения, должен быть дополнительно включен в срок, не превышающий трех банковских дней после даты получения рамбурсного требования. Таким образом, трехдневный период для выполнения рамбурсного требования должен быть дополнен периодом, необходимым для посылки предварительного извещения о дебетовании. Например, если рамбурсные полномочия предусматривают четыре дня для посылки предварительного дебетового извещения банку-эмитенту, то рамбурсирующий банк должен иметь четыре дополнительных дня к периоду, данному ему на выполнение рамбурсного требования. | Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
3. | Должны ли все без исключения рамбурсные полномочия содержать наименование банка-ремитента? | Согласно пп."iv" п."d" ст.6 Унифицированных правил ICC для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам все рамбурсные полномочия должны содержать наименование банка-ремитента (исполняющего банка). По аккредитивам со свободной негоциацией исполняющим банком может быть любой банк. Если банк-ремитент не указан в рамбурсном полномочии, это означает, что рамбурсирующий банк уполномочен банком-эмитентом платить любому банку, который представит рамбурсное требование, согласно соответствующему полномочию, которое есть у рамбурсирующего банка. Поскольку банком-ремитентом может быть банк, действующий по поручению другого банка, рамбурсирующие банки уполномочены оплачивать требования одних банков, действующих по поручению других. Рамбурсирующий банк имеет право попросить представить полномочия от банка, предъявляющего требование по поручению другого банка, и в таком случае банк, предъявляющий требование, должен предоставить рамбурсирующему банку информацию о своих полномочиях. | Министерство экономического
развития и торговли РФ. 07.04.2003. Н.Н.Голякова. |
2. | Банк-ремитент в инкассовых инструкциях не указал конкретный банк в качестве представляющего банка. Какой банк для этих целей может использовать инкассирующий банк? | Согласно п."f" ст.5 Унифицированных правил по инкассо, если банк-ремитент не указал какой-либо конкретный банк в качестве представляющего банка, то инкассирующий банк может использовать для этих целей любой банк по своему выбору. Пункт "f" ст.5 Правил составлен таким образом, чтобы дать как можно больше свободы действия банку-ремитенту и инкассирующему банку в случае отсутствия специальных инструкций от принципала. |
Министерство
экономического развития и торговли РФ. |
1. | С 1 июля 2002 года вступил в силу
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях. Главной инспекции
Государственного архитектурно-строительного
надзора РФ дано право выносить постановления об
административных правонарушениях в области
строительства. В соответствии с ч.5. ст.3.5
указанного Кодекса сумма административного
штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном
объеме. На основании Бюджетного кодекса РФ 100%
суммы штрафа подлежит зачислению в местные
бюджеты. Согласно п.3 ч.4 ст.32.2 КОАП РФ при неуплате
административного штрафа в срок копия
постановления о наложении штрафа направляется
должностным лицом, вынесшим постановление о
наложении штрафа в отношении юридического лица в
банк или в другую кредитную организацию для
взыскания суммы штрафа из денежных средств или
из доходов юридического лица. Глава 12 "Положения о
безналичных расчетах в Российской Федерации",
утв. ЦБ РФ 12.04.2001 № 2-П,
устанавливает требования, по которому списание
денежных средств со счетов плательщиков в
бесспорном порядке производится на основании
инкассового поручения. Просим разъяснить, кем должны выставляться инкассовые поручения и кем они направляются в финансирующий банк должника, учитывая, что главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора РФ является структурным подразделением на правах отдела департамента по строительству и архитектуре Края. (Финансирование осуществляется через управление Федерального казначейства по Краю, а получатели штрафов - отделения Федерального казначейства городов и районов Края). Указанная проблема касается и других надзорных органов. |
Департамент налоговой политики
рассмотрел письмо от 31.01.2003 № 04-01/2 по вопросу
оформления инкассовых поручений в случае
взыскания административных штрафов, и по
согласованию с Банком России сообщает следующее. По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях в строительстве органами государственного архитектурно-строительного надзора, в соответствии со статьями 9.4, 9.5 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа. Исходя из ст.32.3 КоАП РФ в случае неуплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, копия указанного постановления не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки платежа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление в отношении юридического лица - в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица. Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 № 119-ФЗ относятся к исполнительным документам. Порядок взыскания денежных средств со счетов в банках на основании исполнительных документов установлен Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 № 2-П и предусматривает представление в обслуживающий должника банк инкассового поручения с приложением исполнительного документа. Следует учесть, что сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, взыскание административного штрафа производится не на счета взыскателей, а в пользу третьих лиц. Кроме того, взыскателями могут быть лица, не имеющие счетов в банках. Вместе с тем Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П распространяется на взыскателей, имеющих счета в банках и являющихся фактическими получателями взыскиваемых средств, и предусматривает предъявление взыскателем инкассового поручения (с приложенным исполнительным документом в случае взыскания денежных средств по исполнительному документу) через обслуживающий банк в соответствии со ст.874 ГК РФ. Учитывая, что Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора РФ по Краснодарскому краю обслуживается в управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю, а не в банке, и производит взыскание административных штрафов в местные бюджеты, к ней не могут в полной мере применяться нормы Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П, в т.ч. в части представления карточки с образцами подписей и оттиска печати в обслуживающий банк, порядка представления инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами к счету должника через банк, обслуживающий взыскателя, и другие нормы, предусматривающие участие в расчетной операции указанного банка. Однако банки обязаны принимать от взыскателей оформленные в установленном порядке инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами на взыскание административного штрафа в случаях, предусмотренных законодательством, предъявленные непосредственно к счету плательщика. |
Письмо Минфина РФ |
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510