ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

Внутренний контроль в кредитных организациях

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

15. Кредитная организация применяет на практике письмо Банка России от 24.03.2005 № 47-Т "О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях".
Что означает "посредством материального (физического) контроля" (п.1 табл.5)?
Согласно п.1 письма Банка России от 24.03.2005 № 47-Т "О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях" методические рекомендации предназначены для практического применения уполномоченными представителями Банка России.
При определении понятия "материальный (физический) контроль" предлагаем руководствоваться определением, данным в п.24 приложения "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" к письму Банка России от 10.07.2001 № 87-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору". Исходя из вышеуказанного определения материальным (физическим) контролем являются фактические проверки, произведенные в целях контроля за распределением полномочий между подразделениями кредитной организации и служащими кредитной организации при совершении банковских операций и других сделок. Кроме того, согласно сформулированному в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору принципу 6 эффективная система внутреннего контроля предполагает четкое разделение обязанностей сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудника допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль. В соответствии с п.3.6 приложения 1 к Методическим рекомендациям при проведении проверки осуществления кредитной организацией контроля за распределением прав и обязанностей, согласования решений, делегирования полномочий при совершении банковских операций рекомендуется обращать внимание на наличие и соблюдение порядка распределения полномочий между подразделениями и служащими кредитной организации при совершении банковских операций и других сделок, определенного внутренними документами кредитной организации.
Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 10, 2005.
14. Возможно ли возложение на структурное подразделение и (или) ответственного сотрудника по правовым вопросам рассмотрения иных правовых вопросов, не предусмотренных последним абзацем п.2.2.3 Положения № 242-П? Кредитная организация самостоятельно определяет перечень вопросов, относимых к компетенции структурного подразделения и (или) ответственного сотрудника по правовым вопросам. При этом на указанное структурное подразделение и (или) ответственного сотрудника может быть возложено рассмотрение иных правовых вопросов, не предусмотренных последним абзацем п.2.2.3 Положения № 242-П. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
13. Независимо ли структурное подразделение и (или) ответственный сотрудник по правовым вопросам от исполнительных органов кредитной организации и отражении соответствующих положений во внутренних документах кредитной организации? Кредитная организация вправе самостоятельно определить подчиненность ответственного сотрудника по правовым вопросам. При этом в соответствии с п.3.4.2 Положения № 242-П кредитная организация должна обеспечить предотвращение создания условий для возникновения конфликта интересов при совершении банковских операций и других сделок. Соблюдение данного требования предполагает (но не ограничиваясь этим) запрет на проведение структурным подразделением и (или) ответственным сотрудником по правовым вопросам банковских операций и других сделок либо его подчинение руководителям структурных подразделений кредитной организации, осуществляющих банковские операции и другие сделки. Кроме того, во внутренних документах кредитной организации должно быть установлено право ответственного сотрудника по правовым вопросам при необходимости докладывать о выявлении рисков, которым может подвергаться кредитная организация в результате несоблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов, руководителю кредитной организации и (или) совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации, что соответствует требованиям п.3.3.2 Положения № 242-П (в части определения порядка информирования соответствующих руководителей о факторах, влияющих на повышение банковских рисков). Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
12. Может ли структурное подразделение и (или) ответственный сотрудник по правовым вопросам являться частью подразделения по правовому обеспечению деятельности кредитной организации? К компетенции ответственного сотрудника по правовым вопросам относятся вопросы, связанные с выявлением, оценкой, наблюдением и информированием соответствующих органов управления кредитной организации о рисках, которым может подвергаться кредитная организация в результате наблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации. В кредитных организациях, в которых созданы подразделения по правовому обеспечению (юридическая служба), должно осуществляться раздельное выполнение функций юридической службы и структурного подразделения и (или) ответственного сотрудника по правовым вопросам. При этом к функциям юридической службы, как правило, относятся составление и (или) проведение правовой экспертизы документов, представляемых для открытия банковского счета, заключаемых кредитной организацией договоров, проектов приказов, распоряжений локальных нормативных правовых актов и иных внутренних документов, обучение и консультирование служащих кредитной организации по применению нормативных актов, участие в судебных разбирательствах. Структурное подразделение и (или) ответственный сотрудник по правовым вопросам при таком распределении полномочий контролирует соблюдение внутренних документов, проводит анализ их содержания с учетом изменений внешней правовой среды кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций, обычаев делового оборота, а также доводит информацию о выявленных правовых рисках до соответствующих органов управления и службы внутреннего контроля кредитной организации. При раздельном выполнении в кредитной организации вышеуказанных функций обязанности, ответственность и порядок взаимодействия юридической службы и структурного подразделения и (или) ответственного сотрудника по правовым вопросам должны быть отражены во внутренних документах кредитной организации. Эффективность распределения полномочий указанных подразделений (в т.ч. в части предотвращения создания условий для возникновения конфликта интересов) должна проверяться службой внутреннего контроля в соответствии с п.4.4.10 Положения № 242-П. Учитывая изложенное, подразделение и (или) ответственный сотрудник по правовым вопросам не может являться частью либо подчиняться руководителю подразделения, занимающегося правовым обеспечением деятельности кредитной организации. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
11. Могут ли указанные в пункте 2.2.3 Положения № 242-П подразделения функционировать параллельно со службой внутреннего контроля? Пунктом 2.2.3 Положения № 242-П предусмотрена возможность создания специальных структурных подразделений и (или) назначения ответственных сотрудников, если это необходимо для обеспечения соответствия системы внутреннего контроля кредитной организации характеру и масштабам ее деятельности. При этом количество, полномочия, названия и штатная численность таких структурных подразделений и (или) ответственных сотрудников определяются кредитной организацией самостоятельно. Структурные подразделения и (или) ответственные сотрудники, указанные в п.2.2.3 Положения № 242-П, осуществляют внутренний контроль по соответствующим направлениям деятельности кредитной организации. Деятельность этих подразделений должна подвергаться контролю со стороны службы внутреннего контроля (внутреннего аудита) кредитной организации. В связи с изложенным, если под "параллельностью" понимается наличие в организационной структуре кредитной организации службы внутреннего контроля и обособленных структурных подразделений, предусмотренных п.2.2.3 Положения № 242-П, а также возможность проверки (контроля) деятельности этих подразделений службой внутреннего контроля, то данный подход правомерен и соответствует международной практике организации систем внутреннего контроля в кредитных организациях. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
10. Пункт 9 разд.1 Приложения 4 к Положению № 242-П предусматривает включение в отчетность по форме 0409639 "Справка о внутреннем контроле в кредитной организации" информации о наличии документов, определяющих "Планы действия кредитной организации в случае возникновения непредвиденных ситуаций", при этом п.3.7 Положения № 242-П предусматривает, что "Кредитная организация должна иметь разработанные планы действий на случай непредвиденных обстоятельств". В связи с изложенным необходимо пояснить, о действиях в каких непредвиденных условиях должны бать разработаны внутренние документы кредитных организаций, поскольку Толковый словарь русского языка (сост. Винокур Г.О., проф. Ларин Б.А., Ожегов С.И., и др.; под ред. проф. Ушакова Д.Н., Москва, 2001) определяет термин "ситуация" как совокупность обстоятельств. Таким образом, непредвиденные ситуации являются следствием возникновения непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в вышеуказанном п.3.7 идет речь о непредвиденных обстоятельствах, связанных с технологическими проблемами, обусловленными действиями поставщиков (провайдеров) услуг, возникающими по независящим от деятельности кредитной организации причинам. Понятие же "непредвиденные ситуации", имеющее более широкое значение, в тексте Положения № 242-П не определено и может включать в себя пожар, наводнение, землетрясение. В п.9 разд.1 Приложения 4 к Положению № 242-П речь идет о ситуациях как о совокупности непредвиденных обстоятельств, которые могут быть связаны между собой. При этом следует подчеркнуть, что под непредвиденными обстоятельствами в данном случае следует понимать события, которые могут носить не только технологический характер. Исходя из этого в п.9 разд.1 Приложения 4 допустимо применение термина "ситуация", обозначающего совокупность непредвиденных обстоятельств различного по происхождению характера, в отношении которых кредитная организация разрабатывает соответствующие планы действий.

 

 

Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
9. Просим уточнить и разъяснить требование п.5 разд.1 Приложения 4 к Положению № 242-П о необходимости "указать виды отчетов и информации": кредитная организация должна указать и перечислить отчеты и документы, регулирующие функции системы внутреннего контроля кредитной организации, предназначенные для внутрибанковского использования, либо охватывающие всю отчетность кредитной организации, включая отчетность, представляемую на регулярной основе, в т.ч. в органы налогового контроля, Пенсионный Фонд России и т.п.? В справке о внутреннем контроле, составляемой в соответствии с требованиями Приложения 4 к Положению № 242-П, следует указать все виды отчетов и информации, предназначенные как для внутрибанковского использования, так и предоставляемые внешним пользователям в соответствии с действующим законодательством (Банку России, налоговым органам, пенсионным фондам и т.п.). Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
8. В зависимости от характера и масштабов деятельности кредитной организации какие иные структурные подразделения и (или) ответственные сотрудники кредитной организации, кроме упомянутых в п.2.2.3 (контролер профессионального участника рынка ценных бумаг и ответственный сотрудник по правовым вопросам) Положения № 242, могут относиться к подразделениям и служащим, осуществляющим внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными внутренними документами кредитной организации? Кредитная организация в своих внутренних документах определяет перечень подразделений и служащих, осуществляющих специальный внутренний контроль, сообразно масштабам и целям своей деятельности. Это подтверждается, в частности, отсутствием в Положении № 242-П исчерпывающего перечня подразделений и служащих, осуществляющих внутренний контроль в кредитной организации. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
7. Требованиями п.4.8.1 Положения № 242-П предусмотрено, что кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля. При этом согласно абз.4 п.2 Приложения 3 к Положению № 242-П руководитель и служащие внутреннего контроля имеют право привлекать при осуществлении проверок служащих кредитной организации и требовать от них обеспечения доступа к документам, иной информации, необходимой для проведения проверок. Кроме того, абз.3 п.3 Приложения 1 к Положению № 242-П предусмотрено, что органам управления кредитной организации рекомендуется обеспечить участие во внутреннем контроле всех служащих кредитной организации в соответствии с их должностными обязанностями. Какова степень участия служащих кредитной организации, не являющихся сотрудниками службы внутреннего контроля, в проверках, осуществляемых службой внутреннего контроля? Степень участия служащих кредитной организации, не являющихся сотрудниками службы внутреннего контроля, в проверках, осуществляемых указанной службой, в соответствии с требованиями Положения № 242-П относительно реализации принципа невмешательства в деятельность службы внутреннего контроля должна носить дополнительный, вспомогательный характер, способствовать решению службой внутреннего контроля поставленных перед ней задач (представление необходимой информации, оказание консультаций по профессиональным вопросам и т.п.). Кроме того, при осуществлении службой внутреннего контроля проверки деятельности одного подразделения кредитной организации могут привлекаться специалисты другого подразделения. При этом в целях избежания конфликта интересов целесообразно при осуществлении в последующем проверки подразделения, служащие которого ранее участвовали в проверке другого подразделения кредитной организации, не привлекать к проверке служащих того подразделения, деятельность которого проверялась ранее. Относительно рекомендаций по обеспечению участия во внутреннем контроле всех служащих кредитной организации (абз.3 п.3 приложения 1 к Положению ЦБ РФ № 242-П) считаем необходимым отметить, что внутренний контроль, как деятельность, осуществляемая органами управления кредитной организацией, ее подразделениями и служащими (т.е. непрерывный процесс), предполагает прежде всего самоконтроль. Кредитная организация (ее органы управления) должна организовать систему внутреннего контроля таким образом, чтобы в повседневной деятельности ее сотрудники имели возможность сами контролировать, насколько их действия соответствуют тем требованиям, которые установлены внутренними документами кредитной организации, нормативными правовыми актами, а руководители подразделений могли осуществлять эффективный контроль за деятельностью своих подчиненных и возглавляемых ими подразделений. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
6. На какого сотрудника филиала кредитной организации могут быть возложены функции представителя службы внутреннего контроля кредитной организации в соответствующем филиале (при отсутствии подразделения внутреннего контроля в филиале) в соответствии с требованиями абз.4 п.4.7.2 Положения № 242-П при условии невозможности совмещения служащими службы внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях кредитной организации (абз.6 п.4.7.2 Положения № 242-П)? В соответствии с абз.4 п.4.7.2 Положения № 242-П в случае, когда в филиале функции службы внутреннего контроля выполняет специальное подразделение или служащий, они должны подчиняться руководителю службы внутреннего контроля головного офиса. При этом в целях недопустимости совмещения служащими службы внутреннего контроля своей деятельности с деятельностью в других подразделениях кредитной организации должностные обязанности служащего филиала, осуществляющего функции службы внутреннего контроля, должны ограничиваться исключительно обязанностями службы внутреннего контроля. В то же время в зависимости от характера и масштабов деятельности кредитной организации в филиале может не быть собственного постоянного подразделения (служащего), выполняющего указанные функции. В этом случае проверки такого филиала осуществляются службой внутреннего контроля головного офиса кредитной организации. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
5. Абз.5 п.4.7.1 Положения № 242-П установлено, что служба внутреннего контроля подлежит независимой проверке аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом), если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации. В этой связи:
- что должно быть предусмотрено уставом кредитной организации: проверка службы внутреннего контроля только аудиторской организацией; только советом директоров (наблюдательным советом) или и аудиторской организацией и советом директоров (наблюдательным советом);
- подлежит ли служба внутреннего контроля в обязательном порядке независимой проверке аудиторской организацией, в случае если уставом кредитной организации предусмотрена проверка службы внутреннего контроля только советом директоров (наблюдательным советом);
- в каком объеме следует раскрывать в аудиторском заключении иинформацию о проведении независимой аудиторской проверки службы внутреннего контроля кредитной организации, поскольку Стандартами аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 "Об утверждении Правил (стандартов) аудиторской деятельности", требования об отражении в аудиторском заключении вопроса о проверке внутреннего контроля не предусмотрены?
Кредитная организация во внутренних документах вправе самостоятельно определить, каким образом осуществляется проверка деятельности службы внутреннего контроля: путем независимой проверки аудиторской организацией или (и) советом директоров. Объем раскрытия в аудиторском заключении информации о проведении независимой аудиторской проверки службы внутреннего контроля кредитной организации должен быть определен в договоре об оказании соответствующей услуги, заключаемом кредитной организацией с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. При этом если уставом предусмотрена проверка деятельности службы внутреннего контроля советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, то аудиторская проверка деятельности указанной службы проводится в рамках, определенных ст.42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
4. Какому органу управления кредитной организации должна быть подчинена служба внутреннего контроля в своей текущей деятельности при условии ее подконтрольности (абз.2 п.4.7.1 Положения № 242-П) и подотчетности (абз.3 п.4.7.2 Положения № 242-П) совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации? В соответствии с п.4.2 Положения № 242-П во внутренних документах, регулирующих деятельность службы внутреннего контроля, кредитная организация должна определить подчиненность руководителя службы внутреннего контроля. При установлении подчиненности руководителя службы внутреннего контроля необходимо соблюдать нормы Положения № 242-П, предусматривающие, наряду с прочим, обеспечение независимости, беспристрастности службы внутреннего контроля, а также создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления ею своих функций (пункты 4.7, 4.8, 4.10). При этом руководитель службы внутреннего контроля может подчиняться единоличному исполнительному органу кредитной организации (или его заместителю) в части вопросов соблюдения установленных кредитной организацией правил внутреннего трудового распорядка (режим рабочего времени, времени отдыха, прием и увольнение служащих, оплата труда и меры поощрения, дисциплина труда и т.д.), вместе с тем, в целях обеспечения соблюдения принципа независимости службы внутреннего контроля необходимо предусматривать во внутренних документах порядок согласования решений единоличного исполнительного органа по вопросам приема, увольнения, оплаты труда, мер поощрения, времени отдыха руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля с советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
3. Может ли контролер профессионального участника рынка ценных бумаг, включенный (согласно п.2.4 Положения № 242-П) в состав службы (управления) внутреннего контроля, быть одновременно и ее (его) руководителем, в т.ч. если служба (управление) внутреннего контроля состоит из одного сотрудника, учитывая требование абз.б п.4.7.2 Положения № 242-П о невозможности совмещения служащими внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях кредитной организации? Если в данной ситуации совмещение возможно, тогда как выполняются требования п.4.10.1 (обязанность участия руководителя и служащих службы внутреннего контроля в проверках подразделений кредитной организации, в которых они занимали должности в течение проверяемого периода и в течение 12 месяцев после завершения деятельности в данных подразделениях) Положения № 242-П? В соответствии с п.2.4 Положения № 242-П контролер профессионального участника рынка ценных бумаг может быть включен в состав службы внутреннего контроля, однако в этом случае контролер профессионального участника не имеет права осуществлять функции службы внутреннего контроля по направлениям своей непосредственной деятельности. Таким образом, контролер профессионального участника рынка ценных бумаг не может быть руководителем службы внутреннего контроля. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
2. Сведения о каких органах внутреннего контроля, составляющих систему органов внутреннего контроля, в соответствии с требованиями п.2.2 Положения ЦБ РФ № 242-П должны содержаться в уставе кредитной организации? Пунктом 2.1 Положения № 242-П, а также п.3.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" установлено, что в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях. При этом п.2.2 Положения № 242-П определено, что внутренний контроль должны осуществлять органы управления, ревизионная комиссия (ревизор), главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации, руководители и главный бухгалтер (их заместители) филиала кредитной организации, а также подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, которые определены внутренними документами. Указанные субъекты внутреннего контроля в совокупности образуют систему органов внутреннего контроля (абз.4 п.1.1 Положения № 242-П). С учетом изложенного в уставе кредитной организации должны быть перечислены субъекты внутреннего контроля, а также предусмотрено, что порядок их образования и полномочия определяются внутренними документами кредитной организации. Если в уставе перечислены не все субъекты внутреннего контроля и / или отсутствует информация о том, что порядок их образования и полномочия определяются внутренними документами, устав кредитной организации должен быть соответствующим образом изменен. В соответствии со ст.69 Федерального закона "Об акционерных обществах" и ст.32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции исполнительных органов относятся вопросы руководства текущей деятельностью общества. Утверждение положения о службе внутреннего контроля является одним из вопросов общего руководства деятельностью кредитной организации, которое в соответствии со ст.64 Федерального закона "Об акционерных обществах" осуществляется советом директоров. В обществах с ограниченной ответственностью допускается закрепление в уставе права утверждать положение о службе внутреннего контроля общим собранием участников. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.
Должны ли в уставе кредитной организации в соответствии с требованиями п.2.1 Положения ЦБ РФ № 242-П содержаться сведения о порядке назначения (образования) и полномочиях ответственного сотрудника (структурного подразделения) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; контролера профессионального участника рынка ценных бумаг (ответственного сотрудника и (или) структурного подразделения); ответственного сотрудника по правовым вопросам (структурного подразделения); главного бухгалтера (его заместителей) кредитной организации?
Является ли правомочным утверждение положения о службе внутреннего контроля единоличным или коллегиальным исполнительным органом кредитной организации, если устав кредитной организации содержит соответствующие положения? В случае невозможности утверждения положения о службе внутреннего контроля единоличным или коллегиальным исполнительным органом кредитной организации следует ли вносить изменения в состав кредитной организации?
1. В течение какого времени с даты вступления в силу Положения Банка России № 242-П кредитная организация должна привести организацию системы внутреннего контроля в соответствие с требованиями Положения ЦБ РФ № 242-П, в том числе внести соответствующие изменения в устав и внутренние документы? В соответствии с разд.6 Положения № 242-П указанное Положение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Положение № 242-П было опубликовано 04.02.2004, т.е. вступило в силу с 14.02.2004. При этом срок, в течение которого кредитная организация должна привести созданные в ней системы внутреннего контроля в соответствие с требованиями Положения № 242-П, данным нормативным актом не установлен. Таким образом, если к моменту проведения инспекционной проверки либо представления в ТУ ЦБ РФ Справки о внутреннем контроле в кредитной организации кредитная организация не привела систему внутреннего контроля в соответствие с требованиями Положения № 242-П, соответствующее территориальное учреждение вправе направить в ее адрес предписание по приведению системы внутреннего контроля в соответствие с требованиями Положения № 242-П. В указанном предписании ТУ ЦБ РФ устанавливает сроки, в течение которых система внутреннего контроля должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством. В случае невыполнения кредитной организацией указанного предписания ТУ ЦБ РФ применяет соответствующие меры воздействия. Письмо МГТУ ЦБ РФ от 19.10.2004.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510