Осуществление платежей
Порядок осуществления платежей при отсутствии (недостатке) средств на расчетном счете клиента таков. Если договором банковского счета (дополнительным соглашением к нему) «овердрафт» по счету не предусмотрен, то платежи производятся в пределах остатков средств в порядке очередности. В соответствии с этим, при отсутствии денежных средств на счете клиента, платежные документы, поступившие на расчетный счет, приходуются в картотеку № 2 на активный внебалансовый счет 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Лицевые счета по счету 90902 должны вестись по каждому плательщику в порядке календарной очередности.
Оплата документов из картотеки № 2 при поступлении денежных средств на счет клиента осуществляется с соблюдением очередности платежей и календарной очередности. При этом оплаченные суммы списываются с внебалансового счета 90902. В случае частичной оплаты документов, находящихся в картотеке № 2, при нехватке поступивших денежных средств на полную их оплату в день совершения частичного платежа составляются мемориальные платежные ордера. При выполнении платежных поручений клиентов необходимо соблюдать своевременность списания средств со счета клиента. Согласно Правилам (ч. 3) денежно-расчетные документы, принятые в операционное время, должны быть исполнены на следующий рабочий день, а при наличии возможности — в тот же день, если иное не предусмотрено договором банковского счета или платежным документом (например, по платежному документу установлена дата перечисления платежа). За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня) или неправильное списание средств со счета клиент вправе потребовать от банка уплаты процентов на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.
Аналогичные штрафные санкции предусмотрены и для случаев несвоевременного или неправильного зачисления банком сумм, причитающихся владельцу счета.
Выписки из всех лицевых счетов клиентов (в том числе в иностранной валюте) должны предоставляться клиентам на бумажных носителях в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только по требованию распорядителей счета.
По состоянию на 1 января каждого года должно осуществляться подтверждение остатков всех лицевых счетов всех клиентов. Подтверждения остатков по расчетным (текущим) счетам должны представляться клиентами в банк в письменном виде за подписью руководителя и главного бухгалтера (первого и второго лица, обозначенного в карточках с образцами подписей и оттиска печати).
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510