Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041
            "О разъяснении законодательства о применении ККТ"

     Управление МНС России по г.Москве в связи с поступающими запросами от 
территориальных налоговых инспекций, а также налогоплательщиков по вопросу 
применения положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении 
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и 
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) разъясняет 
следующее.
     1. С 28 июня 2003 года - даты вступления в силу Закона N 54-ФЗ - на всей 
территории Российской Федерации действует Федеральный закон о применении контрольно-кассовой 
техники (ККТ), который обязывает организации и индивидуальных предпринимателей 
осуществлять наличные денежные расчеты за реализованные товары, выполненные 
работы и оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники, включенной 
в Государственный реестр.
     Все ранее принятые и неотмененные нормативные правовые акты действуют 
в части, не противоречащей данному Закону. К ним, в частности, относятся:
     - Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением 
Правительства РФ от 30.07.93 N 745;
     - Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении 
денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.93 
N 104;
     - Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, 
утвержденный приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36;
     - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный 
решением Совета директоров Центрального банка России 22.09.93 N 40;
     - унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых 
операций с применением ККМ, утвержденные постановлением Госкомстата России 
от 25.12.98 N 132;
     - указание Центрального банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении 
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между 
юридическими лицами по одной сделке" (предельный размер составляет 60000 рублей 
по одному договору);
     - письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой отчетности;
     - Государственный реестр, утвержденный Государственной межведомственной 
экспертной комиссией (ГМЭК) по ККМ.
     В связи с этим также сохраняет свое действие приказ Управления МНС России 
по г.Москве от 22.08.2001 N 106.
     Указанные документы регулируют денежные расчеты с населением и могут 
применяться при расчетах с юридическими лицами.
     2. Закон N 54-ФЗ подлежит применению при осуществлении наличных денежных 
расчетов с населением и в случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются 
между организациями, а также между организациями и индивидуальными предпринимателями.
     Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, 
утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России 22 сентября 
1993 года N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным 
кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным 
письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается 
квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или 
лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира 
или оттиском кассового аппарата.
     Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при расчетах 
между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном 
порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер.
     Организация-продавец также согласно требуемым нормативным документам 
должна выдать организации-покупателю счет-фактуру наряду с кассовым чеком.
     3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные 
предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения 
ККТ в случае оказания услуг исключительно населению при условии выдачи ими 
соответствующих бланков строгой отчетности. Следовательно, при наличных денежных 
расчетах между организациями за оказываемые услуги (работы) в обязательном 
порядке применяется ККТ.
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо от 04.07.2003 
N ШС-6-22/738@ обязывает управления МНС России по субъектам Российской Федерации 
не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности, 
согласованных решением ГМЭК от 24.06.2003 (раздел V протокола 2/74-20030), 
впредь до утверждения их Министерством финансов Российской Федерации.
     4. До вступления в действие соответствующего правового нормативного акта 
Правительства Российской Федерации регистрация контрольно-кассовой техники 
в налоговых органах производится в соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовых 
машин в налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 
22.06.95 N ВГ-3-14/36, и в соответствии с приказом Управления МНС России по 
г.Москве от 22.08.2001 N 106.
     5. Контрольно-кассовая техника включает в себя не только контрольно-кассовые 
машины, но и электронно-вычислительные машины, персональные и программно-технические 
комплексы, поэтому налоговым органам от налогоплательщиков, а также центров 
технического обслуживания не следует требовать в представляемых документах 
замены аббревиатуры ККМ на ККТ, поскольку не внесены поправки в различные 
подзаконные акты.

Заместитель руководителя 	
УМНС России по г.Москве 	Н.В.Долгих


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510