Информация Банка России от 3 апреля 2003 г.

     ООО "Юрэнергоконсалт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации
с  заявлением  о признании  недействующим пункта 1  Указания  Центрального
банка   Российской  Федерации   от  14  ноября  2001  года  N  1050-У  "Об
установлении предельного размера  расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами по одной сделке" (далее - Указание).
     В  обоснование  заявленных требований ООО "Юрэнергоконсалт" сослалось
на то, что оспариваемый пункт Указания  ограничивает свободу экономической
деятельности  общества,  противоречит  Конституции  Российской  Федерации,
Гражданскому  кодексу   Российской  Федерации  и  Федеральному  закону  "О
Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке  России)".  Кроме  того,
Указание  не  может  применяться,  поскольку  не  прошло   государственной
регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
     В судебном заседании, состоявшемся 10 февраля 2003 года,  Банк России
не согласился  с  доводами заявителя,  требования ООО "Юрэнергоконсалт" не
признал и просил суд отказать в его удовлетворении.
     Верховный    Суд    Российской   Федерации,    выслушав    объяснения
представителей сторон,  исследовав  материалы  дела  и заслушав заключения
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации,  отказал заявителю
в удовлетворении  его  требований,  указав,  что  пункт 1  Указания принят
Банком России в пределах его полномочий и законодательству не противоречит
по следующим основаниям.
     Согласно части 2 статьи 75  Конституции Российской Федерации защита и
обеспечение устойчивости рубля  являются  основной  функцией  Центрального
банка Российской Федерации,  которую  он осуществляет независимо от других
органов государственной власти.  Установление предельного размера расчетов
различными деньгами  между юридическими лицами  само по себе не может быть
расценено как препятствие  для  свободного перемещения финансовых средств,
поскольку  является  одним  из  инструментов,  обеспечивающих  организацию
наличного обращения денег,  защиту  и обеспечение устойчивости рубля, и не
лишает  юридических  лиц  возможности  производить  расчеты  между собой в
безналичном порядке без ограничения суммы и в любой форме, предусмотренной
законом.
     Согласно статье 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О
Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке  России)"   Банк  России
монопольно  осуществляет  эмиссию  наличных  денег  и  организует денежное
обращение,   устанавливает  правила  осуществления   расчетов,  определяет
порядок    осуществления    расчетов   с   международными   организациями,
иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 декабря
2000 года N 268-О подтверждено,  что  Банк России осуществляет полномочия,
которые  по  своей  природе  относятся  к функциям государственной власти,
нормотворческие полномочия  Банка  России  предполагают его исключительные
права   и   обязанности   по   установлению   обязательных   для   органов
государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения
по   вопросам,  отнесенным  к  его  компетенции  и   требующим   правового
регулирования.
     Таким образом,  как  указал  в своем решении Верховный Суд Российской
Федерации, в соответствии  с предоставленными ему полномочиями Банк России
установил в оспариваемом  Указании  правило (норму) о том,  что предельный
размер расчетов  наличными  деньгами  между  юридическими  лицами по одной
сделке не должен превышать 60 тысяч рублей.
     Кроме того,  Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  согласился  с
доводом заявителя о том,  что  Указание не подлежит применению,  поскольку
принято  с  нарушением  действующего  порядка  издания нормативно-правовых
актов, так как на момент принятия Указания действовал Федеральный закон "О
Центральном  банке  Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990
года  (с  последующими  изменениями  и  дополнениями),  согласно  статье 6
которого регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации подлежали
только нормативные акты,  непосредственно  затрагивающие права,  свободы и
обязанности  граждан.  Поскольку  оспариваемое  Указание  прав,  свобод  и
обязанностей граждан не затрагивает,  оно  не  нуждалось  в  регистрации в
Министерстве юстиции  Российской  Федерации.  Новый  Федеральный  закон "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"  не содержит нормы,
возлагающей на Банк России  обязанность  по  направлению  на регистрацию в
Министерство юстиции Российской Федерации  нормативных актов,  принятых до
вступления в силу данного Федерального закона.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510