Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
                    от 18 сентября 2000 г. N 04-04-07

     В соответствии с Вашим протестом против введения единого социального
налога Департамент налоговой политики сообщает,  что  5 августа 2000 года
Президент РФ  подписал вторую часть Налогового кодекса РФ N 117-ФЗ,  24-я
глава которого называется "Единый  социальный  налог  (взнос)".  Основной
целью  данной  главы  является  то,  что  с  1 января 2001 года страховые
взносы,  существующие в настоящее время и уплачиваемые в Пенсионный  фонд
РФ,  Фонд  социального  страхования  РФ и фонд обязательного медицинского
страхования заменяются единым социальным налогом  (взносом).  Планируется
ликвидация   Государственного   фонда   занятости   РФ   и   переход   на
финансирование  активных  программ  содействия  занятости  населения   на
условиях софинансирования из федерального и территориальных бюджетов.
     Необходимость введения единого социального налога диктовалась прежде
всего интересами  предприятий  и  организаций,  являющихся  плательщиками
страховых взносов.
     Сегодня категории  плательщиков  взносов,  облагаемая база,  ставки,
льготы и порядок их уплаты  определялись  большим  количеством  различных
нормативных актов  (законами РФ,  федеральными законами,  постановлениями
Верховного Совета РФ и многочисленными разъяснениями руководящих  органов
государственных внебюджетных  фондов,  действие  которых  с 1 января 2001
года прекращается),  что  ставило  в  сложнейшее  положение   бухгалтеров
предприятий и  организаций.  В  связи  с этим вместо нескольких платежей,
имеющих сходную  облагаемую  базу,  круг  плательщиков,  вводится  налог,
исчисляемый и уплачиваемый по одним правилам.
     В настоящее  время  каждый  налогоплательщик,  помимо  обязанностей,
возложенных на них Налоговым кодексом РФ,  (в частности, по постановке на
учет в налоговом  органе  и  по  представлению  налоговых  деклараций  по
налогам и   сборам   в   налоговый  орган),  обязано  встать  на  учет  в
территориальном органе соответствующего внебюджетного фонда и, ежемесячно
представлять в  них  расчеты  по суммам уплаченных взносов.  Причем такие
расчеты в отличие от налоговых не могут быть направлены заказным  письмом
по почте, а должны быть сданы бухгалтером непосредственно.
     Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд положений,  защищающих  права
налогоплательщиков и  ставящих  деятельность  государственных контрольных
органов в  жесткие  рамки  закона.  Это,   в   частности,   относится   к
периодичности проверок   соблюдения   налогового   законодательства.   Не
разрешаются повторные налоговые проверки  за  уже  проверенный  налоговый
период. Сегодня  же  после  представителей  налоговой  инспекции приходят
проверяющие из внебюджетных фондов.
     Следует отметить,  что  в  соответствии  с  Федеральным законом от 5
августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской   Федерации   и   внесении   изменений   в   некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года
контроль за   правильностью   исчисления,   полнотой  и  своевременностью
внесения взносов  в   государственные   социальные   внебюджетные   фонды
(Пенсионный фонд   Российской  Федерации,  Фонд  социального  страхования
Российской Федерации и  фонды  обязательного  медицинского  страхования),
уплачиваемых в    составе    единого    социального    налога   (взноса),
осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
     В отношении  налогоплательщиков  единого социального налога (взноса)
налоговые органы  проводят   все   предусмотренные   Налоговым   кодексом
Российской   Федерации  мероприятия   налогового  контроля,  осуществляют
взыскание сумм недоимки,  пеней и штрафов по платежам  в  государственные
социальные   внебюджетные   фонды,   проводят   зачет  (возврат)  излишне
уплаченных  сумм  единого  социального   налога   (взноса)   в   порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
     Введение налога не приводит к ликвидации Пенсионного фонда РФ, Фонда
социального страхования    РФ   и   фондов   обязательного   медицинского
страхования, которые будут продолжать осуществлять оперативное управление
и расходование  поступающих средств.  Зачисление социального налога носит
строго целевой характер,  и каждый из фондов получит  определенную  часть
налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Руководитель Департамента                                     А.И.Иванеев

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510