Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 20 октября 2003 г. N 04-04-04/121 В связи с поступающими запросами Центральный банк Российской Федерации просит разъяснить следующее. В соответствии с письмом МНС России от 20.03.2003 г. N 05-1-11/127-К269, согласованным с Минфином России 20.03.2003 г., уточнена позиция МНС России, изложенная в письме от 01.10.2002 г. N 05-3-06/6/755-АЖ608, по признанию объектом налогообложения единым социальным налогом в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выплат, произведенных в пользу работников Банка России после их увольнения или выхода на пенсию по трудовым договорам за период времени, в котором такие работники состояли в трудовых отношениях с Банком России. Согласно пункту 2 статьи 241 Кодекса при определении условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. В целях расчета условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога средняя численность работников, принимая при расчете накопленной с начала года налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07.12.1998 г. N 121. При этом средняя численность включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Согласно разделу I вышеуказанной Инструкции в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, при этом в списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Однако, перечень работников, включаемых в списочную численность, не содержит работников, вышедших на пенсию или уволившихся. Таким образом, при определении условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога численность таких работников после их увольнения или выхода на пенсию не учитывается с даты, следующей за датой их увольнения или выхода на пенсию. Банк России просит разъяснить правомерность включения в рассматриваемый расчет: - выплат в пользу бывших работников по трудовым договорам за период времени, в котором такие работники еще состояли в трудовых отношениях с Банком России, произведенные после из увольнения или выхода не пенсию; - численности работников, по которым произведены данные выплаты. Минфин России рассмотрел ваше письмо по вопросу применения главы 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) и сообщает следующее. Пунктом 1 статьи 236 упомянутой главы Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Выплаты в пользу бывших работников по трудовым договорам по результатам работы за период времени, в котором данные работники состояли в трудовых отношениях с работодателем, следует считать объектом налогообложения ЕСН с учетом положений пункта 3 статьи 236 Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 241 Кодекса регрессивная шкала ставок единого социального налога может применяться организацией только при соблюдении определенных условий. Определение этих условий связано с расчетом налоговой базы в среднем на одного работника с учетом средней численности работников, которая определяется в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России. Однако, в "Порядке заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения" (далее - Порядок), утвержденном постановлением Госкомстата России от 4 августа 2003 г. N 72 в среднюю численность работников не включается средняя численность работников, вышедших на пенсию или уволившихся. В связи с этим, по нашему мнению, выплаты и вознаграждения, производимые в пользу бывших работников по трудовым договорам по результатам работы за период времени, в котором данные работники состояли в трудовых отношениях с работодателем, и численность таких работников, не следует включать в расчет условий для применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога в вашей организации. Таким образом, если согласно Порядку Госкомстата России физическое лицо не подлежит включению в расчет средней численности в каком-либо месяце отчетного (налогового) периода, но физическому лицу начислялись и производились выплаты, то при расчете условия на право применения регрессивных ставок ЕСН такие выплаты, начисленные в пользу указанного физического лица, в данном месяце не учитываются. Аналогично, если в каком - либо месяце отчетного (налогового) периода физическому лицу не производились выплаты, а согласно Порядку Госкомстата России такой работник подлежал включению в расчет средней численности, то при расчете условия на право применения регрессивных ставок ЕСН численность таких физических лиц в данном месяце не учитывается. Следовательно, для расчета условия на право применения регрессивных ставок ЕСН согласно статье 241 Кодекса принимаются только средняя численность работающих на текущий момент сотрудников и выплаты таким сотрудникам, формирующие налоговую базу в текущем отчетном периоде. Член Коллегии Минфина России - Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510