Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31

     Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности по вопросу 
порядка представления бухгалтерской отчетности сообщает следующее.
     Министерством финансов  Российской  Федерации   в   соответствии   с
Положением  о Министерстве  финансов  Российской  Федерации, утвержденным
Постановлением  Правительства   Российской   Федерации от 6 марта 1998 г. 
N 273, а также в соответствии  с Программой реформирования бухгалтерского 
учета в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта
1998 г. N 283, было разработано и утверждено  Положение по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская отчетность  организации"  ПБУ  4/99  (Приказ Минфина
России от 6 июля 1999 г. N 43н).
    Положение разработано в полном соответствии с Федеральным  законом "О 
бухгалтерском учете", третья  глава которого посвящена вопросам  состава,
периода  и порядка представления и публичности бухгалтерской  отчетности.
Так, в соответствии  с пунктом 1   статьи  15  Закона  определены  адреса
представления организацией  бухгалтерской отчетности, исходя  из которого
и в соответствии со статьей 23  Налогового  кодекса Российской  Федерации
организации-налогоплательщики   по  письменному   требованию    налоговых
органов представляют по месту учета бухгалтерскую  отчетность.  При  этом
статьей 23   Налогового   кодекса  Российской  Федерации  определено, что 
в налоговый орган по месту регистрации организация   должна  представлять 
бухгалтерскую  отчетность   в  соответствии  с  Федеральным   законом  "О
бухгалтерском учете". Каких-либо иных требований к составу  бухгалтерской
отчетности, срокам и порядку  ее представления  в  установленные  адреса, 
включая налоговые органы, в сравнении с законом не определено.
     Учитывая   изложенное,   существует  дифференцированный   подход   к 
формированию   разными     типами    организаций    объема    информации, 
предоставляемой в составе бухгалтерской  отчетности. Это  означает,  что, 
например,   субъекты   малого  предпринимательства   и     некоммерческие 
организации при отсутствии соответствующих данных в состав  бухгалтерской
отчетности  могут   не  включать  Отчет  об  изменениях  капитала,  Отчет 
о   движении  денежных  средств, Приложение  к  Бухгалтерскому   балансу. 
Коммерческими   организациями, не являющимися крупными, предполагается  к 
раскрытию объем  отчетной  информации  применительно  к   образцам   форм 
бухгалтерской   отчетности,  которые   разрабатываются  Минфином  России. 
Коммерческие организации, являющиеся  крупными  организациями,   имеющими
несколько видов деятельности, используют разработанные  Минфином   России 
образцы форм бухгалтерской отчетности при разработке  и  принятии   своих
форм  бухгалтерской  отчетности,  в  состав  которой при этом могут  быть 
включены формы, сверх рекомендованных образцов  форм.  Это  вызвано  тем, 
что  общие  требования   к  бухгалтерской  отчетности,   определенные   в 
нормативных документах  по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты,
существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.), 
приведут к необходимости увеличить  объем раскрываемой  в   бухгалтерской
отчетности  информации  указанными   организациями  и  принятию  большего 
количества отчетных форм, включаемых в состав бухгалтерской  отчетности.
     За время, прошедшее после утверждения  Положения  по  бухгалтерскому
учету  "Бухгалтерская отчетность организации"  ПБУ 4/99, а  также Приказа 
Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н, в котором впервые рекомендованы 
образцы форм бухгалтерской  отчетности, были утверждены новые нормативные 
акты по бухгалтерскому учету  и уточнены  ранее  принятые,  в  частности: 
Положение по  бухгалтерскому  учету   "Учет  нематериальных  активов" ПБУ
14/2000  (утверждено  Приказом  Минфина   России  от  16.10.2000  N 91н);
Положение   по  бухгалтерскому  учету "Учет  основных  средств"  ПБУ 6/01
(утверждено  Приказом  Минфина  России  от  30.03.2001 N 26н);  Положение 
по бухгалтерскому учету  "Учет  расходов  на  научно - исследовательские, 
опытно-конструкторские  и технологические работы" ПБУ 17/02   (утверждено
Приказом   Минфина    России  от  19.11.2002  N  115н);   Положение    по
бухгалтерскому учету "Учет  расчетов  по  налогу  на  прибыль"  ПБУ 18/02 
(утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N  114н); Положение  по 
бухгалтерскому учету "Учет  финансовых  вложений"  ПБУ  19/02 (утверждено 
Приказом  Минфина  России  от  10.12.2002  N  126н)  и  другие.  При этом 
отмечается,  что  вышеуказанные  нормативные документы по  бухгалтерскому
учету  и отчетности   должны применяться организациями для   формирования
показателей  бухгалтерской отчетности начиная с 1 января 2003 года.
     В связи  с  этим  и  в  целях более  полной реализации организациями 
требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской 
отчетности была осуществлена разработка новых образцов форм бухгалтерской
отчетности  в качестве рекомендованных  и  уточнение  указаний о  порядке 
составления и представления  бухгалтерской отчетности.
     Изложенное означает,  что  организации  должны  были  самостоятельно 
внести  дополнения  и  уточнения  в  принятые  ими  формы   бухгалтерской 
отчетности на 2003  год (по  времени  вступления  в  силу   вышеуказанных
положений по бухгалтерскому  учету) или могут   воспользоваться образцами
форм, содержащимися в  Приказе  Минфина  России  от  22 июля  2003 N 67н. 
Запрещать использовать новые образцы форм бухгалтерской  отчетности   для
формирования промежуточной бухгалтерской отчетности оснований не имеется.
    В отношении показателей о чрезвычайных доходах и расходах, подлежащих 
отражению в Отчете о прибылях и убытках, организациям при принятии  своих 
форм следует руководствоваться ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, в которых определено,
что  указанные данные раскрываются в отчете  в  случае  их возникновения.
Поэтому  организации  должны  самостоятельно  решать вопрос о включении в
Отчет о прибылях  и убытках этих показателей.
    По вопросу порядка представления организациями в установленные адреса 
бухгалтерской отчетности, то исходя из содержания статьи 13  Федерального
закона  "О   бухгалтерском   учете"   организация   должна   представлять
бухгалтерскую отчетность  в составе  форм, разработанных  и  принятых ею.
Представление   бухгалтерской  отчетности  по  рекомендованным   образцам 
свидетельствует   о    неполном   выполнении   организациями   требований
нормативных    документов   по   бухгалтерскому    учету.   Представление
бухгалтерской  отчетности может  по  решению  организации  (см. п.6 ст.13
Федерального закона  "О бухгалтерском учете") осуществляться на  бумажном
носителе или в электронном  виде. Право пользователей (включая  налоговые 
органы)     бухгалтерской   отчетности   требовать   от   организации  ее
представления  в электронном  виде  федеральным  законом  не  определено.
Организация вправе также определять технический  способ  заполнения  форм
бухгалтерской  отчетности  (заполнение  от  руки или с помощью печатающих 
средств, составление электронной версии форм  бухгалтерской  отчетности).
Бухгалтерская  отчетность представляется  в  сброшюрованном  виде  или  в 
отдельной папке.

Руководитель Департамента методологии 	
бухгалтерского учета и отчетности 	А.С.Бакаев

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510