ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 февраля 1999 г. N 45-Т РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ Направляются для руководства в работе разъяснения по вопросам, возникающим в практике работы территориальных учреждений Банка России, связанной с организацией банковского санирования, отзывом лицензий на осуществление банковских операций и контролем за ликвидацией кредитных организаций. В.Н.ГОРЮНОВ Приложение 1 к письму ЦБ РФ от 2 февраля 1999 г. N 45-Т ОТВЕТЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЯ) НА ВОПРОСЫ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ, ОТЗЫВУ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЮ ЗА ЛИКВИДАЦИЕЙ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | N | Вопрос (предложение) | Ответ (заключение) | |п/п| | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 1.|Имеется ли противоречие между|Установление экономических нормативов| | |Инструкцией Банка России от|ликвидности не исключает осуществление, в| | |01.10.97 N 1, в которой значение|случае необходимости, более детального анализа| | |норматива текущей ликвидности|балансов кредитных организаций в целях оценки| | |(Н3) определено в пределах не ни-|состояния расчетов и соблюдения банками| | |же 50%, и Указаниями от 13.11.97|платежной дисциплины. Например, конкретные| | |N 18-У, в которых в разделе|задачи анализа расчетов проблемных организаций| | |"Методические рекомендации о|определены Методическими рекомендациями о| | |порядке оценки мероприятий по|порядке оценки мероприятий по финансовому| | |финансовому оздоровлению (планов|оздоровлению (планов санации) кредитных| | |санации) кредитной организации"|организаций (от 13.11.97 N 18-У); а для| | |(пункт 7) приводится определение|оперативной оценки соблюдения кредитными| | |недостатка у кредитной|организациями платежной дисциплины и оценки| | |организации ликвидных средств как|способности банка своевременно осуществлять| | |разницы между обязательствами до|расчеты направлены указания Банка России от| | |востребования и на срок до 30|16.09.98 N 227-Т. | | |дней и ликвидными активами, что| | | |обязывает банк иметь ликвидные| | | |активы в размере обязательств. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 2.|Какие векселя следует относить к|Оценка стоимости учтенных банком векселей| | |категории "имеющие неизвестную|осуществляется идентично расчету оценочной| | |платежеспособность" (пункт 10|стоимости ссудного портфеля. Руководствуясь| | |Приложения N 2 "Оценка стоимости|п. 2.8.3 Инструкции Банка России от 30.06.97| | |активов кредитной организации"|N 62а, учтенные векселя, по своим признакам не| | |Указания Банка России от 13.11.97|попадающие в число указанных в этом пункте,| | |N 18-У). |следует относить к безнадежным. | | | |К этой категории относятся и векселя| | | |организаций, имеющих неизвестную| | | |платежеспособность, т.е. когда оценка стоимости| | | |векселей невозможна из-за отсутствия отчетных| | | |балансов и другой необходимой информации о| | | |финансовом состоянии плательщика. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 3.|Каким образом оценивается|Оценка дебиторской задолженности должна| | |возможность взыскания прочей|базироваться на информации, имеющейся в| | |дебиторской задолженности (пункт|кредитной организации, о характере и причинах| | |11 Приложения N 2 "Оценка|образования дебиторской задолженности, ее| | |стоимости активов кредитной|длительности, принятых мерах ко взысканию, о| | |организации" Указания Банка|вероятности погашения с учетом имущественного| | |России от 13.11.97 N 18-У). |положения дебиторов. | | | |Дебиторская задолженность может| | | |рассматриваться как безнадежная, в частности,| | | |при наличии: | | | |- документов, свидетельствующих об отсутствии| | | |возможности для взыскания дебиторской| | | |задолженности (статьи 416 - 418 ГК РФ,| | | |например, свидетельство о смерти гражданина -| | | |должника); | | | |- надписи судебного пристава - исполнителя на| | | |исполнительном листе о невозможности взыскания| | | |долга; | | | |- документа, подтверждающего ликвидацию| | | |должника (выписка об исключении юридического| | | |лица из Единого государственного реестра,| | | |определение суда о завершении конкурсного| | | |производства должника). | | | |Кроме того, в составе дебиторской| | | |задолженности необходимо выявить расходы,| | | |подлежащие учету по другим статьям| | | |бухгалтерского учета и являющиеся| | | |потенциальными убытками (расходы на содержание| | | |аппарата управления, другие расходы банка,| | | |капитальные затраты). | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 4.|Предлагается ввести запрет на|В настоящее время существует ряд| | |выход участников банка на период|законодательных норм, регулирующих| | |санации; законодательно|ответственность участников юридического лица. В| | |определить материальную|частности, это часть вторая пункта 3 статьи 56| | |ответственность участников банка|ГК РФ, статья 71 и пункт 2 статьи 84| | |за проведение ими рискованной|Федерального закона "Об акционерных обществах",| | |политики, повлекшей ухудшение|статья 44 Федерального закона "Об обществах с| | |финансового состояния банка и|ограниченной ответственностью". В то же время| | |реальную угрозу кредиторам и|практика свидетельствует о том, что данные| | |вкладчикам. |нормы применяются крайне неэффективно. В этой| | | |связи в настоящее время Банк России подготовил| | | |предложения по внесению изменений и дополнений| | | |в законодательство, устанавливающие четкие| | | |критерии и меры, применяемые к участникам| | | |кредитных организаций, чьи действия| | | |способствовали или привели к банкротству| | | |кредитной организации. | | | |Что касается запрета на выход участников из| | | |состава банка, то данное ограничение желательно| | | |ввести по отношению к сделкам, в которых| | | |приобретающей стороной является сама кредитная| | | |организация (данное предложение будет учтено| | | |при доработке существующих законопроектов). | | | |Относительно продажи акций (долей) третьим| | | |лицам, то данный запрет будет препятствовать| | | |смене неэффективных собственников. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 5.|Какими полномочиями обладает|Полномочия территориального учреждения при| | |экспертная группа, направляемая|осуществлении проверок кредитных организаций| | |территориальным учреждением Банка|устанавливаются в пределах компетенции,| | |России в кредитную организацию,|определяемой федеральными законами и| | |имеющую признаки проблемности. |нормативными актами Банка России. В частности,| | | |Положением "О территориальном учреждении Банка| | | |России" от 29.07.98 N 46-П (статья 15, пункт 4)| | | |предусмотрено проведение проверок в проблемных| | | |кредитных организациях в целях экспертной| | | |оценки их активов и пассивов, установления их| | | |реальной стоимости, а также определения| | | |возможности реализации активов, составления| | | |планов финансового оздоровления кредитных| | | |организаций и контроля за их реализацией,| | | |определения состояния и сохранности документов| | | |в указанных кредитных организациях; организация| | | |и проведение работы, связанной с оценкой| | | |возможностей и определением способов| | | |финансового оздоровления и внесение на| | | |утверждение в Банк России предложения о| | | |целесообразности и порядке проведения| | | |мероприятий по финансовому оздоровлению| | | |проблемных кредитных организаций. В случае,| | | |если в задание экспертной группы будет включен| | | |более обширный перечень полномочий, чем это| | | |установлено законом, то их можно предусмотреть| | | |в соглашении между Банком России и| | | |соответствующей кредитной организацией (типовую| | | |форму соглашения можно получить в Департаменте| | | |по организации банковского санирования). | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 6.|В настоящее время кредитные|Следует сопоставлять величины достигнутого| | |организации могут иметь три|кредитной организацией уровня собственных| | |значения уставного капитала:|средств (капитала) по состоянию на начало| | |уставный капитал,|финансового года (01.01.98, 01.01.99 и т.п.) и| | |зарегистрированный по отчету об|зарегистрированного в уставе кредитной| | |итогах выпуска ценных бумаг,|организации уставного капитала. | | |уставный капитал,| | | |зарегистрированный в уставе,| | | |фактически оплаченный уставный| | | |капитал. О каком значении| | | |уставного капитала идет речь в| | | |Указании Банка России от 01.06.98| | | |N 245-У. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 7.|По отчету на начало года у|В соответствии с действующим законодательством| | |кредитной организации сложилась|Российской Федерации (Федеральные законы "О| | |прибыль при значении собственных|банках и банковской деятельности", "Об| | |средств выше зарегистрированного|акционерных обществах", "Об обществах с| | |уставного капитала, по|ограниченной ответственностью") достоверность| | |результатам аудиторской проверки|годовой отчетности кредитной организации в| | |внесены изменения в отчетность и|обязательном порядке подтверждается аудитором| | |финансовый результат - убыток,|(аудиторской компанией). В случаях установления| | |значение капитала при пересчете|аудитором (аудиторской компанией)| | |снизилось ниже|недостоверности отчетных данных кредитная| | |зарегистрированного уставного|организация (территориальное учреждение Банка| | |капитала. Какие требования|России) должна сопоставлять величину| | |предъявляются в данном случае. |собственных средств (капитала) на начало| | | |финансового года (01.01.98, 01.01.99 и т.п.),| | | |подтвержденную аудитором (аудиторской| | | |компанией), и зарегистрированный в уставе| | | |кредитной организации уставный капитал. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 8.|При отзыве лицензии на|Банк России вправе отозвать у кредитной| | |осуществление банковских операций|организации лицензию на осуществление| | |у банка должны последовательно|банковских операций при наличии хотя бы одного| | |применяться все меры,|основания, предусмотренного частью 1 ст. 20| | |предусмотренные статьей 75|Федерального закона "О банках и банковской| | |Федерального закона "О|деятельности". При этом неоднократное| | |Центральном банке Российской|применение мер воздействия, предусмотренных ст.| | |Федерации (Банке России)", или|75 Федерального закона "О Центральном банке| | |для отзыва лицензии достаточно|Российской Федерации (Банке России)", является| | |неоднократного, в течение одного|обязательным условием только при отзыве у| | |года, применения отдельных мер|кредитной организации лицензии в соответствии с| | |воздействия, предусмотренных этой|п. 5 ст. 20 Федерального закона "О банках и| | |статьей. |банковской деятельности". | | | |Выбор мер воздействия определяется в каждом| | | |конкретном случае с учетом характера допущенных| | | |нарушений независимо от последовательности, в| | | |какой они перечислены в статье 75 Федерального| | | |закона "О Центральном банке Российской| | | |Федерации (Банке России)". Подтверждением этому| | | |являются изменения, внесенные в Федеральный| | | |закон "О Центральном банке Российской Федерации| | | |(Банке России)" от 31.07.98 N 151 (статья 1,| | | |пункт 3, подпункты 2 и 3). | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ | 9.|Как минимизировать риск признания|Практические рекомендации по данному вопросу| | |приказов Банка России об отзыве|отражены в письме Банка России от 10.03.98| | |лицензий на осуществление|N 73-Т ДСП "О совершенствовании работы по| | |банковских операций|подготовке материалов об отзыве лицензий на| | |недействительными. |осуществление банковских операций". | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |10.|Какими законодательными и|Статья 18 Федерального закона "О бухгалтерском| | |нормативными актами определяется|учете" предусматривает, что руководители| | |вид и мера ответственности|организаций и другие лица, ответственные за| | |руководителя и главного|организацию и ведение бухгалтерского учета, в| | |бухгалтера кредитной организации,|случае уклонения от ведения бухгалтерского| | |у которой отозвана лицензия, а|учета в порядке, установленном| | |после создания ликвидационной|законодательством Российской Федерации и| | |комиссии или назначения|нормативными актами органов, осуществляющих| | |конкурсного управляющего -|регулирование бухгалтерского учета, искажения| | |руководителя ликвидационной|бухгалтерского учета и несоблюдения сроков ее| | |комиссии (конкурсного|представления и публикации привлекаются к| | |управляющего), за недостоверность|административной или уголовной ответственности.| | |отчетности, представляемой в Банк|Кроме того, действующим законодательством| | |России. |установлена уголовная ответственность| | | |руководителей и собственников организаций -| | | |должников за неправомерные действия при| | | |банкротстве, преднамеренное и фиктивное| | | |банкротство, сокрытие, фальсификацию| | | |бухгалтерских и иных учетных документов (статьи| | | |195 - 197 УК РФ). В проекте Федерального закона| | | |"О несостоятельности (банкротстве) кредитных| | | |организаций" предусмотрены меры Банка России,| | | |применяемые к арбитражным управляющим в случае| | | |неисполнения или ненадлежащего исполнения ими| | | |своих обязанностей. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |11.|В случае ликвидации кредитной|В соответствии со ст. 109 УПК РСФСР возбуждение| | |организации в соответствии с|уголовного дела возможно по любым материалам,| | |Федеральным законом "О|дающим основания полагать, что было совершено| | |несостоятельности (банкротстве)"|преступление. Такими материалами могут быть| | |целесообразно проводить|заявления и объяснения должностных лиц| | |правоохранительными органами|предприятий и организаций, платежные документы| | |специальное расследование по|юридических лиц. Как правило, эти материалы| | |вопросу, не является ли|предоставляют заинтересованные в возбуждении| | |банкротство преднамеренным либо|уголовного дела организации по собственной| | |фиктивным. |инициативе и они являются достаточными для| | | |этого процессуального действия. При наличии| | | |достаточных оснований, позволяющих предполагать| | | |о наличии признаков уголовно наказуемого| | | |деяния, к которым относится фиктивное или| | | |преднамеренное банкротство кредитной| | | |организации, Банк России должен информировать| | | |прокуратуру и Федеральную службу по делам о| | | |несостоятельности и финансовому оздоровлению. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |12.|Какие меры должны принимать|Территориальные учреждения Банка России обязаны| | |учреждения Банка России в целях|обеспечить действенный контроль за соблюдением| | |защиты кредиторов в период после|в этот период кредитной организацией правил| | |направления пакета документов в|ведения бухгалтерского учета и осуществления| | |Банк России на отзыв у кредитной|расчетов. В этих целях в кредитную организацию| | |организации лицензии и до|следует направить инспекторскую проверку, либо| | |получения приказа, если кредитной|экспертную группу. После назначения конкурсного| | |организацией проводится|управляющего он может предъявить иски о| | |удовлетворение требований|расторжении заключенных договоров и сделок и| | |отдельных кредиторов в ущерб их|признания их недействительными в соответствии| | |основной массе. В результате к|со ст. 101 (часть 4) Федерального закона "О| | |моменту отзыва лицензии, как|несостоятельности (банкротстве)". | | |правило, у кредитной организации|Одновременно при наличии указанных фактов| | |не остается качественных активов.|территориальное учреждение должно срочно| | | |направить в Банк России ходатайство об| | | |ускорении рассмотрения вопроса об отзыве| | | |лицензии у соответствующей кредитной| | | |организации. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |13.|Обязаны ли ликвидационные|В соответствии с частью 4 статьи 20| | |комиссии банков производить|Федерального закона "О банках и банковской| | |доначисление процентов по вкладам|деятельности" (в редакции от 31.07.98) с| | |физических лиц от момента отзыва|момента отзыва у кредитной организации лицензии| | |лицензии до открытия конкурсного|на осуществление банковских операций: | | |производства (статья 98|- срок исполнения обязательств кредитной| | |Федерального закона|организации считается наступившим; | | |"О несостоятельности|- прекращается начисление процентов, а также| | |(банкротстве)"), учитывая, что в|неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых| | |соответствии с Положением Банка|(экономических) санкций по обязательствам| | |России от 02.04.96 N 264 "Об|кредитной организации. | | |отзыве лицензии на осуществление| | | |банковских операций у банков и| | | |иных кредитных организаций в| | | |Российской Федерации" после| | | |получения приказа Банка России об| | | |отзыве лицензии у кредитной| | | |организации прекращаются все| | | |приходные и расходные операции по| | | |балансовым и внебалансовым| | | |счетам, кроме операций,| | | |предусмотренных пунктами 2.1, 5,| | | |6 указанного Положения. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |14.|Какие действия должны быть|1) В случае неисполнения учредителями кредитной| | |предприняты территориальным|организации решения суда о ее ликвидации| | |учреждением Банка России в|территориальное учреждение Банка России,| | |случае: |являющееся истцом по делу о принудительной| | |1) невыполнения учредителями|ликвидации кредитной организации, обязано| | |банка возложенных на них|обратиться в арбитражный суд с заявлением о| | |арбитражным судом обязанностей по|назначении ликвидатора (пункт 24 Постановления| | |ликвидации банка, в том числе в|Пленума Верховного Суда Российской Федерации и| | |случае отказа учредителей и|Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.96| | |кредиторов участвовать в|N 6/8). | | |заключительном собрании по|2) При досрочном прекращении исполнения своих| | |утверждению отчета и|обязанностей конкурсным управляющим| | |ликвидационного баланса в случае|территориальное учреждение Банка России должно| | |добровольного объявления о|обратиться в арбитражный суд с исковым| | |банкротстве; |заявлением о принудительной ликвидации| | |2) досрочного прекращения|кредитной организации в соответствии с абзацем| | |исполнения конкурсным управляющим|3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ. | | |своих обязанностей по банку -| | | |банкроту, ликвидируемому с| | | |согласия и под контролем| | | |кредиторов, при отсутствии| | | |средств на содержание| | | |ликвидационной комиссии и| | | |невозможности создания| | | |ликвидационной комиссии в другом| | | |составе. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |15.|С какого момента по ликвидируемым|Проценты по выданным банком ссудам начисляются| | |банкам прекращается начисление|до момента исполнения обязательств в| | |процентов по ссудной|соответствии с условиями договоров, заключенных| | |задолженности банку. |между банком и заемщиками. Учет непогашенных| | | |(просроченных) процентов ведется внесистемно. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |16.|Предлагается в целях наиболее|Предложение заслуживает внимания, однако Банк| | |полного сохранения конкурсной|России не вправе осуществлять текущий контроль| | |массы, предназначенной для|по операциям корреспондентского счета| | |удовлетворения требований|ликвидационной комиссии. Федеральный закон "О| | |вкладчиков и кредиторов, контроль|несостоятельности (банкротстве)" наделяет| | |за расходованием средств по|кредиторов широкими полномочиями по| | |корреспондентскому счету|осуществлению контроля за деятельностью| | |ликвидационной комиссии возложить|конкурсных управляющих, в том числе за| | |на структурные подразделения ЦБ|расходованием ими конкурсной массы. | | |(ГУ и РКЦ). | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |17.|Необходимо разработать механизм|Федеральный закон "О несостоятельности| | |контроля за деятельностью|(банкротстве)" содержит правовые нормы,| | |конкурсных управляющих и|регламентирующие порядок осуществления| | |установить их ответственность за|собранием (комитетом) кредиторов и арбитражным| | |проведение ликвидации, в т.ч. при|судом контроля за деятельностью конкурсного| | |уклонении их от проведения и|управляющего. Так, статья 21 предусматривает| | |завершения ликвидационных|ответственность конкурсного управляющего за| | |процедур, т.к. на практике их|неисполнение или ненадлежащее исполнение| | |деятельность практически не|возложенных на него в соответствии с законом| | |контролируется. |обязанностей. Кроме того, статьями 19 и 185| | | |определено, что конкурсный управляющий| | | |действует на основании лицензии (до 01.03.99 -| | | |аттестата специалиста по антикризисному| | | |управлению), выдаваемой Федеральной службой| | | |России по делам о несостоятельности и| | | |финансовому оздоровлению. | | | |В проекте Федерального закона "О| | | |несостоятельности (банкротстве) кредитных| | | |организаций" указывается на необходимость| | | |выдачи конкурсным управляющим кредитных| | | |организаций аттестатов Банком России. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |18.|Кто правомочен утверждать|Утверждение промежуточного ликвидационного| | |промежуточный ликвидационный|баланса и окончательного ликвидационного| | |баланс и окончательный|баланса при конкурсном производстве| | |ликвидационный баланс в случае|законодательными актами Российской Федерации не| | |ликвидации кредитной организации|предусмотрено. Конкурсный управляющий не реже| | |в порядке конкурсного|одного раза в месяц представляет комитету| | |производства. |кредиторов или собранию кредиторов отчет о| | | |своей деятельности, информацию о финансовом| | | |состоянии должников и их имуществе, а после| | | |завершения расчетов с кредиторами - в| | | |арбитражный суд отчет о результатах проведения| | | |конкурсного производства (статьи 115 и 117| | | |Федерального закона "О несостоятельности| | | |(банкротстве)"). В проекте Федерального закона| | | |"О несостоятельности (банкротстве) кредитных| | | |организаций" предусмотрено, что промежуточный| | | |ликвидационный баланс и ликвидационный баланс| | | |составляются и представляются в Банк России в| | | |соответствии с нормативными актами Банка| | | |России. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |19.|Должно ли отражаться в|В соответствии с Указанием Банка России от| | |промежуточном балансе банка|19.12.97 N 85-У "О порядке составления| | |имущество (например, векселя|промежуточного ликвидационного баланса| | |Минфина), если его в наличии нет|кредитных организаций и порядке их согласования| | |(утеряно или похищено), а|территориальными учреждениями Банка России" при| | |документы, подтверждающие его|составлении промежуточного ликвидационного| | |получение банком, имеются. |баланса проводится инвентаризация имущества| | | |кредитных организаций. При выявлении фактов его| | | |недостачи или отсутствия конкурсный управляющий| | | |(ликвидационная комиссия) принимает меры по| | | |поиску утраченного имущества и истребованию его| | | |из чужого незаконного владения. При| | | |невозможности получения имущество списывается| | | |на убытки на основании подтверждающих| | | |документов (в случае хищения - справка из| | | |органов внутренних дел и т.п.). | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |20.|После опубликования в "Вестнике|Статьей 100 Федерального закона "О| | |Высшего Арбитражного Суда|несостоятельности (банкротстве)" предусмотрен| | |Российской Федерации" информации|минимальный срок для предъявления претензий| | |о ликвидации кредитной|кредиторов, однако процедура продления этого| | |организации в связи с ее|срока при определенных условиях не оговорена.| | |банкротством и о приеме претензий|Следовательно, установление срока для| | |от кредиторов банка в течение|предъявления требований кредиторов свыше двух| | |двух месяцев допустимо ли|месяцев (необходимого для составления реестра| | |продление сроков приема претензий|кредиторов), а также последующее его продление| | |от вкладчиков по причине большого|не противоречит действующему законодательству.| | |количества вкладчиков и|При этом следует иметь в виду, что выплаты| | |невозможности регистрации всех|кредиторам не могут осуществляться до| | |кредиторов - вкладчиков в ранее|составления реестра кредиторов. Решение о| | |установленные сроки. Какова|продлении срока принятия требований| | |процедура продления этих сроков. |согласовывается с кредиторами и публикуется в| | | |местных средствах массовой информации и в| | | |"Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской| | | |Федерации". | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |21.|Следует ли соблюдать|В целях избежания обжалования решения| | |установленную законодательством|конкурсного управляющего осуществление| | |Российской Федерации очередность|указанных операций по уступке права требования| | |удовлетворения требований|целесообразно согласовать с общим собранием| | |кредиторов, если конкурсный|(комитетом) кредиторов. | | |управляющий будет передавать им|При этом независимо от способа исполнения| | |для самостоятельного взыскания|обязательств должна соблюдаться установленная| | |часть дебиторской задолженности в|законодательством очередность удовлетворения| | |соответствии с пунктом 8 письма|требований кредиторов. | | |Банка России от 20.10.97| | | |N 012-33/159 "Разъяснения по| | | |вопросам банковского| | | |санирования". Нужно ли в этом| | | |случае конкурсному управляющему| | | |получать разрешение на совершение| | | |данной операции от собрания| | | |кредиторов, комитета кредиторов| | | |или арбитражного суда. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |22.|До принятия арбитражным судом|Удовлетворение требований вкладчиков в полном| | |решения о признании банка|объеме за счет недвижимости кредитных| | |несостоятельным (банкротом) суды|организаций по решению суда общей юрисдикции| | |общей юрисдикции по искам|влечет прекращение договора банковского вклада| | |вкладчиков к банку о взыскании|(включая и начисление процентов). | | |сумм вкладов по исполнительным|Отмена определения суда общей юрисдикции о| | |листам передавали группам|передаче в собственность группе вкладчиков| | |вкладчиков недвижимость. После|недвижимости влечет для сторон двустороннюю| | |удовлетворения судом требований|реституцию. | | |вкладчиков недвижимостью вклады|Имущество, возвращенное в кредитную| | |были закрыты. Указанные действия|организацию после отмены определения суда общей| | |были опротестованы конкурсным|юрисдикции, становится частью конкурсной массы.| | |управляющим, определения судов|У вкладчиков вновь возникает право требования к| | |общей юрисдикции о передаче|кредитной организации, и они становятся ее| | |вкладчикам недвижимости были|кредиторами. В этом случае размер их требований| | |отменены. В какой сумме должны|устанавливается в сумме, определенной решением| | |быть восстановлены эти закрытые|суда (исполнительным актом). Вопрос о| | |вклады: в размере по|доначислении процентов до даты отзыва лицензии| | |исполнительному листу; по базе|для этой категории вкладчиков должен решаться| | |данных банка с доначислением|конкурсным управляющим на равных условиях с| | |процентов по вкладам на равных|другими вкладчиками. | | |условиях для всех вкладчиков до| | | |даты вынесения решения| | | |арбитражным судом о признании| | | |банка банкротом. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |23.|При согласовании промежуточного|При составлении промежуточного ликвидационного| | |ликвидационного баланса правильно|баланса следует руководствоваться указаниями| | |ли будет считать входящими|Банка России от 19.12.97 N 85-У, в соответствии| | |остатками остатки по балансу,|с которыми составление промежуточного| | |представленному в территориальное|ликвидационного баланса кредитных организаций| | |учреждение Банка России в|предусматривается в форме оборотной ведомости с| | |соответствии с указаниями Банка|приведением входящих остатков по балансу на| | |России от 30.12.97 N 118-У "О|дату отзыва у кредитной организации лицензии на| | |порядке представления отчетности|осуществление банковских операций либо, при| | |кредитными организациями, у|отсутствии такого баланса, по последнему| | |которых отозваны лицензии на|представленному в территориальное учреждение| | |осуществление банковских|Банка России балансу на отчетную дату,| | |операций" (с учетом дополнений и|предшествующую отзыву лицензии. Данное| | |изменений) на последнюю отчетную|требование обеспечивает составление| | |дату. |промежуточного ликвидационного баланса, который| | | |позволит проанализировать деятельность| | | |кредитной организации в период от отзыва| | | |лицензии до составления промежуточного| | | |ликвидационного баланса. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |24.|Запретить руководителям|Введение такого запрета явится нарушением| | |ликвидируемых кредитных|статьи 37 Конституции Российской Федерации. | | |организаций переход на другое| | | |место работы до ликвидации| | | |кредитной организации. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |25.|Предусмотреть возможность|При совершении конкурсным управляющим во время| | |оперативного воздействия со|проведения ликвидационных процедур операций и| | |стороны территориальных|действий, противоречащих действующему| | |учреждений Банка России на|законодательству и нарушающих права кредиторов,| | |конкурсных управляющих при|территориальное учреждение Банка России| | |совершении ими во время|сообщает о таких фактах арбитражному суду,| | |ликвидационных процедур операций|комитету кредиторов или собранию кредиторов для| | |и действий, противоречащих|принятия мер по устранению нарушений. | | |законодательству о|Кроме того, в случаях, когда Банк России| | |несостоятельности (банкротстве) и|является кредитором ликвидируемой кредитной| | |нормативным документам Банка|организации, он может в соответствии со статьей| | |России. |115 Федерального закона "О несостоятельности| | | |(банкротстве)" осуществлять непосредственный| | | |контроль за процессом конкурсного производства.| | | |В силу статьи 116 Банк России может| | | |инициировать ходатайство собрания кредиторов| | | |или комитета кредиторов об отстранении| | | |конкурсного управляющего от исполнения им своих| | | |обязанностей. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |26.|В целях защиты интересов|Частью 4 статьи 20 Федерального закона "О| | |кредиторов необходимо разрешить|банках и банковской деятельности" определено,| | |совершение сделок по отчуждению|что с момента отзыва у кредитной организации| | |имущества кредитной организации|лицензии на осуществление банковских операций| | |до создания ликвидационной|до момента создания ликвидационной комиссии| | |комиссии в соответствии с|(ликвидатора) или назначения арбитражным судом| | |действующим законодательством|конкурсного управляющего запрещаются заключение| | |Российской Федерации только на|сделок кредитной организации и исполнение| | |основании решения собрания|обязательств по сделкам кредитной организации,| | |кредиторов либо комитета|за исключением сделок, связанных с текущими| | |кредиторов в случае, если|коммунальными и эксплуатационными платежами| | |последнему делегированы|кредитной организации, а также с выплатой| | |соответствующие полномочия с|выходных пособий и оплатой труда лиц,| | |уведомлением территориальных|работающих по трудовому договору (контракту), в| | |учреждений Банка России. |пределах сметы расходов, согласованной с Банком| | | |России либо с уполномоченным представителем| | | |Банка России в случае его назначения. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |27.|Каков порядок торгов правами|В соответствии со статьей 113 Федерального| | |требования должника при|закона "О несостоятельности (банкротстве)"| | |конкурсном производстве. |конкурсный управляющий вправе выставить на| | | |открытые торги права требования должника, если| | | |иной порядок продажи (уступки) прав требования| | | |должника не установлен собранием кредиторов или| | | |комитетом кредиторов. | | | |Собрание (комитет) кредиторов может| | | |предусмотреть порядок реализации прав| | | |требования, например, путем возмездной уступки| | | |третьим лицам в порядке, предусмотренном| | | |статьями 382 - 390 ГК РФ. Собрание (комитет)| | | |кредиторов вправе установить только возмездный| | | |порядок уступки прав требования должника. | | | |При этом обязательным условием должно являться| | | |зачисление всех средств, полученных по сделке,| | | |на корреспондентский счет кредитной| | | |организации, открытый в Главном управлении| | | |Банка России. | | | |В соответствии с письмом Банка России от| | | |22.06.98 N 04-33-3/2442 следует направлять в| | | |Департамент по организации банковского| | | |санирования информацию об активах кредитных| | | |организаций, у которых отозваны лицензии на| | | |осуществление банковских операций, подлежащих| | | |продаже (реализации) в процессе ликвидации, в| | | |том числе информацию о правах требования,| | | |выставляемых на торги. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |28.|Может ли конкурсный управляющий|В соответствии с Законом РФ "О| | |(ликвидационная комиссия)|несостоятельности (банкротстве) предприятий" и| | |кредитной организации разместить|Федеральным законом "О несостоятельности| | |средства конкурсной массы на|(банкротстве)" целями конкурсного производства| | |депозитах в кредитных|является соразмерное удовлетворение требований| | |организациях или использовать эти|кредиторов, освобождение должника от долгов и| | |средства для приобретения ценных|его ликвидация, а не получение прибыли или| | |бумаг и в других коммерческих|создание дополнительных источников доходов. | | |целях. |Коммерческое использование средств конкурсной| | | |массы связано с риском предпринимательской| | | |деятельности и может привести к нарушению| | | |имущественных интересов кредиторов. | | | |Кроме того, статьей 105 Федерального закона "О| | | |несостоятельности (банкротстве)" установлено,| | | |что в ходе конкурсного производства конкурсный| | | |управляющий обязан использовать только один| | | |счет должника (основной счет должника), с| | | |которого осуществляются выплаты кредиторам и| | | |оплачиваются расходы, связанные с| | | |осуществлением конкурсного производства. | | | |Таким образом, размещение конкурсной массы на| | | |депозит, а также приобретение ценных бумаг| | | |противоречит положениям статьи 105 указанного| | | |Федерального закона, а также целям конкурсного| | | |производства. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |29.|Имеют ли право арбитражные|В соответствии со статьей 66 Кодекса законов о| | |управляющие и лица, привлекаемые|труде РФ правом на ежегодный оплачиваемый| | |ими к работе, на ежегодный|отпуск обладают все лица, работающие по| | |оплачиваемый отпуск. |трудовому договору на предприятиях и в| | | |организациях, относящихся к любым формам| | | |собственности, независимо от степени занятости,| | | |места выполнения трудовых обязанностей,| | | |занимаемой должности или выполняемой работы,| | | |срока трудового договора и формы оплаты труда. | | | | В соответствии со статьей 19 Федерального| | | |закона "О несостоятельности (банкротстве)"| | | |арбитражным управляющим может быть назначено| | | |только физическое лицо, зарегистрированное в| | | |качестве индивидуального предпринимателя. Это| | | |означает, что деятельность гражданина в| | | |качестве арбитражного управляющего признается| | | |индивидуальной предпринимательской| | | |деятельностью, и при осуществлении своих| | | |функций он не вступает в трудовые отношения ни| | | |с должником, ни с назначившим его арбитражным| | | |судом. | | | |Лицам, привлеченным к работе конкурсным| | | |управляющим на основании срочного трудового| | | |договора, в том числе членам ликвидационной| | | |комиссии, может быть предоставлен очередной| | | |отпуск, если срок их работы по этому трудовому| | | |договору составляет более 11 месяцев| | | |непрерывной работы. В случае, если при наличии| | | |у сотрудника права на отпуск конкурсное| | | |производство завершено или находится на стадии| | | |завершения, в соответствии со статьей 75| | | |Кодекса законов о труде РФ, отпуск подлежит| | | |замене денежной компенсацией, выплачиваемой из| | | |средств ликвидируемого банка в пределах сметы,| | | |утвержденной участниками (учредителями). | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |30.|В каком порядке перечисляются|При назначении ликвидатора арбитражным судом| | |средства обязательных резервов|средства обязательных резервов перечисляются на| | |при назначении ликвидатора|корреспондентский счет ликвидатора не позднее| | |кредитной организации. |следующего рабочего дня после его открытия. | | | |При добровольной ликвидации кредитной| | | |организации в соответствии со вторым абзацем| | | |пункта 2 статьи 61 или пунктом 2 статьи 65 ГК| | | |РФ средства обязательных резервов перечисляются| | | |на корреспондентский счет ликвидатора не| | | |позднее следующего рабочего дня после| | | |согласования промежуточного ликвидационного| | | |баланса с территориальным учреждением Банка| | | |России. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |31.|В каком порядке должны|Порядок уничтожения печатей и штампов с| | |уничтожаться печати и штампы с|реквизитами коммерческих банков регулируется их| | |реквизитами кредитных|внутренними инструкциями по делопроизводству. | | |организаций, у которых отозваны|При ликвидации кредитной организации| | |лицензии на осуществление|уничтожение печатей и штампов, по мнению Банка| | |банковских операций. |России, должно производиться ликвидационной| | | |комиссией (конкурсным управляющим) в| | | |присутствии не менее трех человек - членов| | | |ликвидационной комиссии с привлечением| | | |представителей собрания (комитета) кредиторов,| | | |осуществляющих контроль за ликвидацией| | | |кредитной организации, и оформляться| | | |соответствующим актом. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |32.|До какого момента осуществляется|Переоценка средств кредитной организации в| | |переоценка имущества кредитной|иностранной валюте после отзыва лицензии| | |организации в иностранной валюте|осуществляется до момента их списания| | |и счетов учета драгоценных|(реализации) в общеустановленном порядке с| | |металлов после отзыва у кредитной|отнесением курсовой разницы на балансовые счета| | |организации лицензии на|N N 61306, 61406 "Переоценка средств в| | |осуществление банковских|иностранной валюте". После списания| | |операций. |(реализации) всех средств в иностранной валюте| | | |указанные балансовые счета закрываются путем| | | |перенесения остатков на счета по учету доходов| | | |и расходов. | | | |Переоценка счетов учета драгоценных металлов| | | |должна производиться до момента их реализации| | | |по мере установления Банком России текущих| | | |официальных цен. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |33.|Каков порядок передачи расчетных|После открытия корреспондентского счета| | |документов, числящихся в|ликвидационной комиссии кредитной организации| | |картотеке по внебалансовому счету|расчетные документы из картотеки к| | |N 90904 кредитной организации и|внебалансовому счету N 90904 кредитной| | |ее филиалов, после отзыва|организации в соответствии с пунктом 19| | |лицензии на осуществление|Положения о порядке проведения операций по| | |банковских операций. |списанию средств с корреспондентских счетов| | | |(субсчетов) кредитных организаций от 01.03.96| | | |N 244 передаются представителю ликвидационной| | | |комиссии (конкурсному управляющему) по акту| | | |приема - передачи с приложением описи, либо (по| | | |договоренности) путем высылки заказным письмом| | | |или бандеролью с уведомлением о вручении. | | | |Опись расчетных документов составляется в двух| | | |экземплярах, подписывается главным бухгалтером| | | |и операционным работником на каждой странице и| | | |заверяется печатью РКЦ. Один экземпляр описи| | | |после передачи (пересылки) расчетных документов| | | |остается в РКЦ вместе со вторым экземпляром| | | |акта приема - передачи (либо с почтовой| | | |квитанцией). | | | |В таком же порядке ликвидационной комиссии| | | |(конкурсному управляющему) или их представителю| | | |по месту нахождения филиала передается| | | |картотека по внебалансовому счету N 90904| | | |филиалов ликвидируемой кредитной организации. | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ |34.|Имеют ли право Расчетно -|После отзыва лицензии на осуществление| | |кассовые центры принимать к|банковских операций прекращаются все операции| | |исполнению, помещать в картотеку|по балансовым и внебалансовым счетам, в том| | |к внебалансовому счету N 90904|числе и по внебалансовому счету N 90904. | | |"Не оплаченные в срок расчетные|В соответствии со статьей 98 Федерального| | |документы из-за отсутствия|закона "О несостоятельности (банкротстве)" все| | |средств на корреспондентском|требования к должнику могут быть предъявлены| | |счете кредитной организации"|только в рамках конкурсного производства.| | |платежные документы (в т.ч.|Очередность удовлетворения требований прописана| | |инкассовые поручения),|в статье 106 указанного Федерального закона. | | |предусматривающие платежи банка в| | | |бюджет и внебюджетные фонды (3| | | |группа очередности) в период| | | |между датой получения приказа| | | |Центрального банка РФ на отзыв| | | |лицензии на осуществление| | | |банковских операций и открытием| | | |счета ликвидационной комиссии. | | +---+---------------------------------+-----------------------------------------------+ ------------------------------------------------------------------
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510