Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
от 3 июня 2002 г. N 613/р
"О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками
рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем"
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001
N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем" согласно пункту 15 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг" в целях надлежащей реализации требований Федерального
закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем" (далее - Закон) рекомендовать:
1. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг - брокерам, дилерам,
управляющим ценными бумагами, осуществляющим операции с денежными средствами
и ценными бумагами, включая заключение фьючерсных контрактов и приобретение
(отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг (далее - организации - профессиональные
участники), осуществлять обязательный контроль любой вышеназванной операции,
если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей,
а по своему характеру данная операция является:
приобретением физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или
получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя
бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно
регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории),
в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве
наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем
счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или
получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя
бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно
регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории),
в котором (которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации
при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся
владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной
территории);
переводом денежных средств, осуществляемых по поручению клиента (только
для некредитных организаций),
и одновременно документально фиксировать и представлять в Комитет Российской
Федерации по финансовому мониторингу (далее - КФМ России) установленные Законом
сведения по таким операциям не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения
операции.
2. Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России
сведения об иных операциях, в отношении которых у работников на основании
реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения,
что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем (далее - необычные операции).
Признаками таких необычных операций считать:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического
смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными
документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых
дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от
процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом;
отсутствие или невозможность проверки в общепринятом порядке информации
о клиенте и/или предоставляемых им учредительных и иных документах и сведениях
и/или невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам
и телефонам;
проведение операции за наличный расчет;
явная поспешность в проведении операции клиентом;
пренебрежение клиентом более выгодных условий исполнения его поручений
(тарифа комиссионного вознаграждения, существующей цены покупки/продажи финансовых
инструментов).
К критериям выявления необычных операций (сделок) относить:
совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600 000 рублей
за счет внесенных клиентом в кассу организации - профессионального участника
единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или
большем 600 000 рублей;
совершение на основании адресных заявок кросс-сделок на сумму не менее
200 000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок (одновременно и покупателем
и продавцом) являются сами организации - профессиональные участники или их
клиенты;
совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок (профессиональные
участники или их клиенты) регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов,
то покупателей, приобретая/продавая при этом единовременно или по частям один
и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;
регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных бумаг,
особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним
или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход
или убыток клиента;
совершение единичных покупок/продаж клиентом крупных пакетов на сумму
не менее 300 000 рублей, не обращающихся через организаторов торговли ценных
бумаг, по ценам, существенно отличающимся от рыночных цен;
осуществление регулярных операций на сумму не менее 100 000 рублей каждая
по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих рыночных котировок
и не обращающихся через организаторов торговли ценных бумаг, с направлением
дохода на приобретение высоколиквидных ценных бумаг;
одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных
бумаг по ценам, существенно отличающимся от текущих рыночных цен (за исключением
периода открытия торговой сессии при совершении операций через организатора
торговли);
иные критерии, установленные Правилами внутреннего контроля организации
- профессионального участника.
3. Организациям - профессиональным участникам документально фиксировать
и хранить сведения о всех операциях, условия совершения которых совпадают
с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций.
Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России
сведения о всех операциях, условия совершения которых одновременно совпадают
как с вышеназванными признаками, так и критериями выявления необычных операций.
Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России
сведения об операциях, условия совершения которых совпадают с вышеназванными
признаками или критериями выявления необычных операций, если у работников
возникают подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, по решению специального должностного
лица, ответственного за соблюдение соответствующих правил внутреннего контроля
(далее - ответственный сотрудник).
4. Организациям - профессиональным участникам в случае невозможности
представления в установленном порядке в КФМ России по его письменному запросу
сведений в отношении контрагента по сделке, совершенной через организатора
торговли на рынке ценных бумаг, вместо таких сведений указывать уникальный
код этого контрагента согласно полученному от организатора торговли отчету
о сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами организации - профессионального
участника в течение торгового дня и/или присвоенный в торговой системе уникальный
(идентификационный) номер этой сделки.
5. Организациям - профессиональным участникам разработать нижеуказанные
программы осуществления внутреннего контроля:
5.1. Программу идентификации и изучения клиентов, включающую:
5.1.1. Идентификацию клиента - физического лица на основании документа,
удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:
фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального
обычая);
сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и
номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);
дата и место рождения;
место жительства (регистрации);
место пребывания;
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
образец подписи.
5.1.2. Идентификацию клиента - юридического лица на основании учредительных
документов, документов о государственной регистрации и иных документов, действительных
на дату их предъявления с фиксацией следующих данных:
наименование (полное и сокращенное);
регистрационный номер, место и дата регистрации;
место нахождения;
почтовый адрес;
идентификационный номер налогоплательщика;
коды форм государственного статистического наблюдения.
5.1.3. Идентификацию представителя клиента - физического или юридического
лица, с фиксацией данных, установленных подпунктом 5.1.1.
5.1.4. Изучение клиентов и их представителей, для чего:
проводить анкетирование клиента и его представителя путем составления
анкеты, содержащей сведения о клиенте и его представителе, его деятельности,
аффилированных лицах и иные сведения;
выявлять состав учредителей (участников) юридического лица и определять
лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического
лица;
устанавливать структуру органов управления юридического лица и их полномочия;
периодически, но не реже 1 раза в год, обновлять имеющиеся сведения о
клиентах и их представителях.
5.2. Программу выявления операций - программу выделения собственных операций
и операций клиентов, подлежащих обязательному контролю, а также выявления
собственных операций и операций клиентов, условия совершения которых совпадают
с установленными Правилами внутреннего контроля признаками или критериями
выявления операций, в отношении которых у работников возникают подозрения,
что они осуществляются в целях противодействия легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем (далее - необычные операции), включающую:
5.2.1. Установление в соответствии с рекомендациями ФКЦБ России признаков
и критериев выявления необычных сделок.
5.2.2. Установление (в случае выделения работниками операции, подлежащей
обязательному контролю, или выявления необычной операции) процедуры незамедлительного
составления специального документа (далее - Сообщение об операции), направляемого
ответственному сотруднику для квалификации операции и принятия решения о необходимости
извещения КФМ России. Сообщение должно содержать следующие реквизиты:
а) тип операции (подлежащая обязательному контролю или необычная);
б) вид операции (покупка, продажа, мена ценных бумаг, заключение фьючерсных
контрактов или приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг, другие);
в) в отношении ценных бумаг:
полное наименование эмитента;
вид, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных
бумаг;
количество ценных бумаг;
цена операции (сделки);
г) в отношении фьючерсных контрактов или опционов:
наименование и обозначение;
вид, количество, цена;
базовый актив;
д) сведения о лице (лицах), совершающих операцию;
е) причины, на основании которых операция квалифицируется как необычная;
ж) должность и ФИО сотрудника, составившего сообщение;
з) подпись сотрудника, составившего сообщение;
и) дата и время составления сообщения.
Ответственный сотрудник не позднее следующего дня получения Сообщения
об операции обязан представлять сведения о такой операции руководителю организации
- профессионального участника с приложением к необычной сделке мотивированного
заключения о необходимости представления сведений о ней в КФМ России. Руководителю
организации - профессионального участника следует по получении вышеуказанных
сведений принять окончательное решение по представлению сведений о нем в КФМ
России.
5.3. Программу документального фиксирования и хранения документов и информации,
полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, позволяющую в любой момент времени воспроизводить все имеющиеся сведения
о зафиксированной операции, в том числе ее существенных условиях, порядке
исполнения, контрагентах по сделке.
Организации - профессиональному участнику не менее 5 лет хранить:
имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или косвенно связанные
с зафиксированными операциями, подлежащими обязательному контролю, и необычными
операциями;
документы, включая копии, содержащие сведения о клиенте, его представителях;
сообщения об операциях;
мотивированные заключения ответственного сотрудника по Сообщениям о необычных
операциях относительно необходимости представления сведений о них в КФМ России.
5.4. Программу обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по направлениям:
ознакомления с нормативно-законодательной базой по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
ознакомления с Правилами внутреннего контроля;
практических занятий по реализации Правил внутреннего контроля и программ
его осуществления.
Рекомендуется организовать участие каждого сотрудника организации (с
учетом круга его должностных обязанностей) не реже одного раза в год в данной
программе.
5.5. Программу оценки и снижения рисков совершения по поручениям клиентов
операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным
путем, включающую оценку таких рисков по направлениям:
5.5.1. деятельности клиента (прежде всего на предмет связи с интенсивным
переводом/оборотом наличных денег);
5.5.2. регистрации, места жительства или места нахождения соответственно
физического или юридического лица в государстве (на территории), где согласно
международным источникам:
незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также
разрешается их свободный оборот (кроме использования наркотических веществ
исключительно в медицинских целях);
не соблюдаются общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении
финансовых операций.
5.6. Программу проверки (аудита) системы внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
включающую вопросы организации и ведения как внутреннего, так и внешнего аудита,
а также порядок принятия решений по выявленным аудиторами недостаткам и контроля
их исполнения.
Председатель И.В.Костиков
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510