Постановление СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745
"Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в
том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин"
(с изменениями от 23 октября 1995 г., 6 января, 19 декабря 1997 г., 7 августа,
3 сентября, 21 ноября 1998 г., 7 января 1999 г., 2 декабря 2000 г., 8 августа
2003 г.)
Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента
Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении
контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех
форм собственности при осуществлении расчетов с населением" Совет Министров
- Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить согласованные с Верховным Советом Российской Федерации:
Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением (прилагается);
Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций
и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин (прилагается).
Разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей
территории.
2. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить
в месячный срок:
совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской
Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой
Российской Федерации типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин;
по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий
и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе квитанций,
путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться
при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
3. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. N 150 "О мерах по
реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обязательном применении
контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех
форм собственности при осуществлении расчетов с населением" (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993 г., N 9, ст.744).
Председатель Совета Министров
Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
Москва
30 июля 1993 г. N 745
Положение
по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов
с населением
(утв. постановлением СМ - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745)
(в редакции постановления Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904)
1. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций
или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями,
предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями,
а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица (далее именуются - организации), с обязательным
применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной
межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее
именуется - Комиссия) и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых
машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно-кассовые
машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин
допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации.
2. Контрольно-кассовые машины, исключенные из Государственного реестра
контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации,
могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Комиссией.
По истечении установленных сроков контрольно-кассовые машины, исключенные
из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации
в налоговых органах.
3. Комиссия утверждает:
а) технические требования к контрольно-кассовым машинам (в том числе
при работе с платежными карточками и штриховыми кодами);
б) технические требования к фискальной (контрольной) памяти контрольно-кассовых
машин;
в) правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при работе с платежными
карточками и штриховыми кодами;
г) положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых
машин в Российской Федерации;
д) классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории
Российской Федерации.
4. Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением
контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или
вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе
должны отражаться следующие реквизиты:
а) наименование организации;
б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;
в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
г) порядковый номер чека;
д) дата и время покупки (оказания услуги);
е) стоимость покупки (услуги);
ж) признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе,
контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими
требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их
применения.
Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие
документы не освобождают организации от применения контрольно-кассовых машин,
за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего
Положения.
5. Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими
требованиями и печатаемые с помощью контрольно-кассовых машин в фискальном
режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях
к фискальной (контрольной) памяти.
Применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком
фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин.
6. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с
помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.
7. В организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых
машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной
(контрольной) памяти, которые:
а) соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;
б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых
машин;
в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные
Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;
г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр"
и "Сервисное обслуживание";
д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания
контрольно-кассовых машин;
е) зарегистрированы в налоговых органах.
В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные
контрольно-кассовые машины с автономным электропитанием.
Контрольно-кассовые машины должны проходить проверку исправности в центрах
технического обслуживания ежегодно, в январе - феврале.
Не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует
либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка
предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.
8. Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:
а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке
реквизиты, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения;
б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную
ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым
машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими
требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной)
памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию
с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.
В правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин могут быть предусмотрены
и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.
9. Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин должны
производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в
качестве центров технического обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых
машин и поставленными на учет в налоговых органах.
10. Организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных
в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые
услуги).
11. На всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется
контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста,
заверенная в налоговом органе.
Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие
проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться
в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее
5 лет.
Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель
организации.
12. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным
банком Российской Федерации.
13. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин утверждаются Министерством
финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной налоговой
службой Российской Федерации и Комиссией.
14. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах
устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Перечень
отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин
(утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г.
N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря
2000 г. N 917)
(с изменениями от 8 августа 2003 г.)
1. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению
при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам,
по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию
с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым
машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
2. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица) в части осуществления:
а) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных
киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте
составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой
выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется
раздельно;
б) продажи ценных бумаг;
в) продажи лотерейных билетов;
г) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном
транспорте;
д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ
и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
е) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других
территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся
на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов,
автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных
и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных
средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков
внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
ж) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными
товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих
определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55) с ручных тележек, корзин,
лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми
полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);
з) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции;
и) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков
городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными
в фельдшерско-акушерских пунктах;
к) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
л) торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом,
живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;
м) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.
3. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных
или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков
городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, и их предприятия в части
реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и
уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов
и церемоний.
5. Учреждения почтовой связи в части осуществления продажи по номинальной
стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов
и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.
6. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии,
зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям
(клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством
финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной
экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Порядок использования
квитанций устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам.
7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию
населения на территории Российской Федерации. При этом оформление и учет таких
операций осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской
Федерации.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510