ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 июля 2002 г. N 983-р
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р,
Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715)
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке
организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным
имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2002 г. N 983-р
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р,
Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715)
1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке
организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным
имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг,
страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи,
ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных
металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких
изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а
также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает
призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме,
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или
негосударственными пенсионными фондами (далее именуются - организации),
правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма (далее именуются - правила)
(п.1 в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
2. Утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р.
3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования
необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации,
квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок
приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в
случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки
необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей
организации.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее
именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма", документально
фиксируется:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического или
юридического лица, совершающего операцию;
г) сведения, необходимые для идентификации физического или
юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического
или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с
денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
5. Правила должны предусматривать выявление и документальное
фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю,
операций со следующими признаками:
а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного
экономического смысла или очевидной законной цели;
б) несоответствие сделки целям деятельности организации,
установленным ее учредительными документами;
в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых
дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от
процедур обязательного контроля;
г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки
осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
При разработке критериев выявления и определении признаков необычных
сделок учитывается также специфика деятельности организации и
рекомендации, утверждаемые Комитетом Российской Федерации по финансовому
мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация
следующих программ осуществления внутреннего контроля:
а) идентификация и изучение клиентов организации и иных участников
операции;
б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных
операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансированием терроризма;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или
финансированием терроризма;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
г) документальное фиксирование необходимой информации;
д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
е) иные программы.
Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики
деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Комитетом Российской
Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими
надзорными органами.
7. При разработке программы идентификации и изучения клиентов
организации и иных участников операции целесообразно предусматривать
использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения
о соответствующем лице и о его деятельности.
Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Комитетом
Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с
соответствующими надзорными органами.
8. В целях идентификации физических лиц на основании документа,
удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или
национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) место жительства (регистрации);
г) место пребывания;
д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер,
дата выдачи и орган, его выдавший).
На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных,
регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие
данные:
а) наименование;
б) регистрационный номер и дата регистрации;
в) место регистрации;
г) место нахождения;
д) почтовый адрес;
е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
ж) коды форм федерального государственного статистического
наблюдения.
10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое
внимание на следующие данные:
а) состав учредителей (участников) юридического лица;
б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;
в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного)
капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества.
11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не
реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате
идентификации и изучения клиентов организации.
12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление
сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации)
сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих
обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают
подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются
Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу.
13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному
лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о
целесообразности его представления руководителю организации.
О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции
делается соответствующая запись.
Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей
операции в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу
принимает руководитель организации.
14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным
путем, и финансированием терроризма, как высокий, операциям этого клиента
уделяется повышенное внимание.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
15. Документальное фиксирование информации осуществляется на
основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации.
Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации и иных
участников операции, а также определить основания ее совершения, должны
быть действительны на дату их предъявления.
16. Способы фиксирования информации для целей противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны
обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с
учетом специфики деятельности соответствующей организации.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны
предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о
клиентах организации и совершенных ими операциях, а также о мерах,
принимаемых организацией при реализации таких программ.
18. При разработке программы хранения информации и документов,
получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть
предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном
порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации или иных
участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия
взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в
установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и
сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения
операции.
Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным
лицом.
19. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N
715.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510