Письмо МНС РФ от 6 августа 2003 г. N 05-3-06/334-АБ476
  "Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"

     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо 
УМНС России по г.Москве от 23.05.2003 N 28-07/27657 и сообщает следующее.
     Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации регулируется 
Федеральным законом от 15.12.2003 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" 
(далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
     Согласно статьям 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ максимальный тариф 
страхового взноса на страховую и накопительную части трудовой пенсии в совокупности 
составляет 14% от базы для исчисления страховых взносов или 1/2 от максимальной 
ставки единого социального налога в федеральный бюджет, установленной пунктом 
1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 
28%, поскольку она включает налоговый вычет по тарифу 14%. Таким образом, 
максимальная ставка налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (за минусом 
максимального тарифа налогового вычета), равна 14%.
     Статья 239 Кодекса предоставляет льготы по единому социальному налогу 
отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в 
силу статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме 
уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 
и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в 
указанный бюджет.
     Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов 
на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, 
Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, статья 239 Кодекса, 
устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по 
уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
     Поскольку базы для исчисления налога и страховых взносов на обязательное 
пенсионное страхование для плательщиков, применяющих налоговые льготы, различны, 
в связи с тем, что льгота, установленная статьей 239 Кодекса, применяется 
только в отношении к базе для исчисления налога, но не применяется при формировании 
базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 
то это приводит к превышению суммы налогового вычета над суммой единого социального 
налога.
     В этом случае сумма налогового вычета не будет являться излишне уплаченной 
и на нее не могут быть распространены нормы, установленные пунктом 2 статьи 
243 Кодекса, устанавливающие, что сумма налогового вычета не может превышать 
сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный 
бюджет.
     Для таких налогоплательщиков правильное применение налогового вычета, 
не занижающее суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, обеспечивается 
на уровне ставок налога, а именно, исчисления налога в федеральный бюджет 
по ставке 14% (1/2 от 28%) в порядке, предусмотренном приказом МНС России 
от 01.02.02. N БГ-3-05/49 для заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам 
по единому социальному налогу организациями, применяющими налоговые льготы 
в соответствии со статьей 239 Кодекса (с учетом изменений и дополнений, внесенных 
приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134).
     При наличии налоговой базы (суммы выплат, произведенных в пользу инвалида, 
превышающую 100 000 рублей), налогоплательщиком должен быть исчислен и уплачен 
налог с базы, превышающей 100 000 рублей, что и реализуется при применении 
механизма расчета налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, установленного 
приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134.
     Правомерность такого подхода подтверждена Решением Высшего Арбитражного 
Суда Российской Федерации от 30.12.2002 N 9132/02, которым в частности, определено, 
что раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, 
применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" признан 
соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону 
N 167-ФЗ.
     Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской 
Федерации от 22.04.2003 N 12355/02 установлено, что льгота на уплату единого 
социального налога, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, 
не распространяется на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской 
Федерации.

Действительный государственный советник 	
налоговой службы РФ II ранга 	С.Х.Аминев


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510