ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                    ПИСЬМО
                      от 15 января 1998 г. N ВП-6-18/30
   
               О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТМЕНЫ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22.12.93 N 2270
   
          Указ Президента от 22.12.93 N 2270 "О некоторых  изменениях  в
      налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней",
      принятый в период поэтапной конституционной реформы и имевший силу
      законодательного   акта   Российской  Федерации,  утратил  силу  в
      соответствии с Указом Президента Российской Федерации от  15.11.97
      N 1233.
          Согласно пункту 5 Указа  Президента  Российской  Федерации  от
      23.05.96  N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
      Президента   Российской   Федерации,   Правительства    Российской
      Федерации   и   нормативных  правовых  актов  федеральных  органов
      исполнительной  власти"  акты  Президента  Российской   федерации,
      имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей
      территории Российской Федерации по истечении семи дней  после  дня
      их  первого  официального  опубликования.  Вместе  с тем   в актах
      Президента  Российской  Федерации  может  быть  установлен  другой
      порядок вступления их в силу.
          Таким образом,  Указ  Президента   Российской   Федерации   от
      15.11.97   N   1233  вступил  в  силу  со  дня  его  подписания  и
      соответственно  Указ  Президента  Российской Федерации от 22.12.93
      N 2270 утратил силу с 15 ноября 1997 года.
          Отмена ряда положений данного Указа,  а именно:  подпункта "б"
      пункта  25,  пунктов 29 и 30,  имеющих важное значение в налоговой
      системе Российской Федерации,  привела к образованию  в  налоговом
      законодательстве  не  урегулированных  нормами права пробелов, что
      вызвало  большое  количество  вопросов   в   практической   работе
      государственных налоговых инспекций.
          В связи с этим  Государственная  налоговая  служба  Российской
      Федерации разъясняет следующее.
          1. Подпунктом  "б"  пункта  25  Указа  Президента   Российской
      Федерации  от  22.12.93  N 2270 был введен в качестве федерального
      налога транспортный налог с предприятий,  учреждений и организаций
      (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с
      включением  уплаченных  сумм  в  себестоимость  продукции  (работ,
      услуг),  средства  от  взимания  которого  направлялись  в бюджеты
      субъектов Российской Федерации.
          Законом Российской  Федерации  "Об основах налоговой системы в
      Российской    Федерации",    определяющим    основные     принципы
      налогообложения  и  сборов  в  Российской Федерации,  транспортный
      налог не установлен.
          Федеральным законом   "О  федеральном  бюджете  на  1997  год"
      транспортный налог предусмотрен в качестве источника  формирования
      бюджетов  субъектов Российской Федерации.  Однако   налог или сбор
      может считаться законно установленным только в  том  случае,  если
      законом    зафиксированы    существенные    элементы    налогового
      обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого
      перечисления  в законе о налоге элементов налогового обязательства
      (налогоплательщика,   объекта   и   источника   налога,    единицы
      налогообложения,  налоговой ставки,  срока уплаты налога,  бюджета
      или  внебюджетного фонда,  в который зачисляется налоговый оклад).
      Указанное  подтверждается  Постановлениями  Конституционного  Суда
      Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П и от 11.11.97 N 16-П.
          Законодательного закрепления элементов обязательства по уплате
      транспортного  налога  в связи  с отменой  Указа в настоящее время
      нет.
          Исходя из изложенного,  с 15 ноября 1997 г. законных оснований
      у налоговых органов для взимания транспортного налога не имеется.
          Порядок начисления   сумм  транспортного  налога  в  период  с
      01.11.97 по 14.11.97,  задолженности по уплате данного  налога,  а
      также  штрафов  и  пеней за неисполнение обязанности по его уплате
      определен   в   письме   Госналогслужбы   России    от    18.12.97
      N СШ-6-07/882, изданным по согласованию с Минфином России.
          2. Пунктом   29   Указа  Президента  Российской  Федерации  от
      22.12.93 N 2270 устанавливалось,  что к плательщикам налогов могут
      применяться меры  бесспорного  взыскания  недоимки  по  платежам в
      бюджет в  виде  обращения  взыскания   на   суммы,   причитающиеся
      недоимщику от его дебиторов.
          Введение данной   нормы  обосновывалось  тем,  что  во  многих
      случаях  образование  недоимки  и   несвоевременное   перечисление
      платежей  в  бюджеты  вызвано  отвлечением  средств  в дебиторскую
      задолженность,   образовавшуюся   по   расчетам   за   отгруженную
      продукцию, выполненные работы и услуги.
          Признание  Указа  Президента  Российской Федерации от 22.12.93
      N 2270  утратившим  силу  повлекло  к  тому,  что налоговые органы
      лишились с 15.11.97 права  на  бесспорное  взыскание  недоимки  по
      платежам   в   бюджеты   в  виде  обращения  взыскания  на  суммы,
      причитающиеся   недоимщику    от    его    дебиторов,    поскольку
      законодательное  закрепление  данного  положения в настоящее время
      отсутствует.
          При этом инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов
      на  бесспорное  взыскание  сумм,  причитающихся  недоимщику по его
      платежам  в бюджеты от его дебитора,  выписанные до 15 ноября 1997
      г.  на  основании  пункта  29 данного Указа,  но не исполненные до
      указанного срока, подлежат отзыву в установленном порядке.
          3. Согласно пункту 30 Указа Президента Российской Федерации от
      22.12.93   N   2270   органам   государственной  налоговой  службы
      Российской  Федерации   разрешалось   предоставлять   отсрочки   и
      рассрочки  уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства
      Российской Федерации в  тех  случаях,  когда  применение  штрафных
      санкций  могло  привести к прекращению дальнейшей производственной
      деятельности налогоплательщика.
          Реализация установленных  данным  пунктом Указа норм позволяла
      финансовым  и  налоговым  органам  оперативно  принимать  меры  по
      реструктуризации  недоимки предприятий и организаций,  не допуская
      прекращения деятельности налогоплательщика в тех случаях,  когда с
      помощью  предоставления  отсрочек  и рассрочек по уплате налогов и
      штрафных санкций возможно в последующем взимание указанных сумм  в
      бюджет. Применение указанных норм также позволяло избежать случаев
      необоснованного банкротства организаций в тех случаях, когда путем
      предоставления   отсрочек   и  рассрочек  возможно  в  последующем
      финансовое оздоровление организации - налогоплательщика.
          С 15  ноября  1997 г.  органы Государственной налоговой службы
      Российской Федерации лишились предоставленного им права,  так  как
      норма,  аналогичная той, которая устанавливалась пунктом 30 Указа,
      в законодательстве отсутствует.
          Действие отсрочек   (рассрочек)  уплаты  штрафных  санкций  за
      нарушения  налогового   законодательства   Российской   Федерации,
      предоставленных  налоговыми  органами  до  15.11.97  на  основании
      пункта 30 названного Указа в установленном Госналогслужбой  России
      порядке, не прекращается.
          Доведите    указанное    разъяснение    до    подведомственных
      государственных налоговых инспекций.
   
                                                Заместитель Руководителя
                                                     Госналогслужбы РФ -
                                                Государственный советник
                                                налоговой службы 1 ранга
                                                              В.А.ПАВЛОВ
   
   
      ------------------------------------------------------------------


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510