Информационное сообщение Минфина РФ от 27 января 2004 г.

     Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный орган, информирует 
об отдельных вопросах применения статьи 11 Соглашения между Российской Федерацией 
и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении 
налогов на доходы и капитал от 15.11.95 (далее Соглашение).
     В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие 
в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося 
Государства, могут облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве, 
но взимаемый налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов. Однако 
в случае любого вида займа, предоставленного банком, такой налог не должен 
превышать 5% от общей суммы процентов.
     Таким образом, если налогообложение в государстве источника дохода в 
размере, не превышающем 10% от общей суммы процентов, применяется к любому 
процентному доходу, определяемому в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Соглашения, 
то налогообложение в размере не превышающем 5% от общей суммы процентов применяется 
только в отношении процентов, возникающих из займов, предоставляемых банками.
     1. Термин "любого вида заем, предоставленный банком" включает в себя 
кредиты, предоставляемые банком заемщику.
     2. В отношении сумм, выплачиваемых банкам по векселям и облигациям, необходимо 
руководствоваться следующим.
     В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон договора займа, 
заемщик выдает вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство 
векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить полученные 
взаймы денежные суммы, проценты по векселю могут рассматриваться как проценты 
по договору займа. То есть, чтобы проценты по векселю рассматривались в целях 
применения пункта 2 статьи 11 Соглашения как проценты по займу, необходимо 
чтобы в основании вексельного обязательства лежал договор займа.
     В соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса Российской Федерации 
(далее ГК России) в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, 
договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. В таких 
случаях суммы процентов по облигациям, выплачиваемые их эмитентами, также 
могут рассматриваться как суммы процентов по договору займа в смысле пункта 
2 статьи 11 Соглашения.
     3. Действующее гражданское законодательство рассматривает договоры займа 
и кредита (гл.42 ГК России) с одной стороны и банковского вклада (гл.44 ГК 
России) с другой как отдельные виды договоров, каждый из которых регулируется 
законом самостоятельно. Некоторые сходства юридических конструкций позволяют 
диспозитивно применять методы расчета процентов по кредитам также и к договору 
банковского вклада (абз.2 п.1 ст.838 ГК России), но совпадение отдельных условий 
договоров не дает оснований для их отождествления. Закон "О банках и банковской 
деятельности" также рассматривает привлечение денежных средств физических 
и юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за свой счет 
как самостоятельные банковские операции (ст.1 Закона).
     С учетом изложенного проценты, выплачиваемые по договорам банковского 
вклада, не могут рассматриваться как проценты по займам для целей применения 
пункта 2 статьи 11 Соглашения.


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510