Письмо ПФР от 2 марта 2000 г. N КА-16-27/1630
    "О применении Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ"

     С 1 января 2000 года вступил в действие Федеральный закон от 20 ноября 
1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской 
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный 
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского 
страхования на 2000 год", определивший для всех плательщиков страховых взносов 
тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, базу для 
начисления и уплаты страховых взносов, а также льготы по уплате страховых 
взносов для отдельных категорий плательщиков, включая работающих граждан из 
числа инвалидов.
     Наряду с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ действует 
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, внесший изменения и дополнения 
в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный 
фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской 
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
     В 2000 году вопросы начисления и уплаты страховых взносов кроме названных 
нормативных правовых актов регулируются также Указом Президента Российской 
Федерации от 29 января 2000 г. N 116 "О дополнительных мерах по нормализации 
расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" (до принятия федерального 
закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год) и Перечнем 
выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской 
Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 
г. N 546).
     Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ для всех категорий 
плательщиков размеры тарифов страховых взносов в ПФР на 2000 год оставлены 
без изменений. Также не претерпела изменений база (совокупность выплат в пользу 
работников) для начисления и уплаты страховых взносов.
     При этом законодатель уточнил необходимость начисления и уплаты страховых 
взносов с выплат работникам и физическим лицам (не состоящим в трудовых отношениях 
с работодателем) при заключении с ними договоров гражданско-правового характера, 
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
     Из смысла данного Закона следует, что на вознаграждения, выплачиваемые 
работникам и иным физическим лицам по вышеназванным договорам, страховые взносы 
в ПФР начисляются и уплачиваются всеми плательщиками страховых взносов. Исключением 
являются только индивидуальные предприниматели, если они по указанным договорам 
являются исполнителями работ (услуг). Предприниматели относятся к обособленной 
категории плательщиков страховых взносов и осуществляют расчеты с ПФР с дохода 
от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением, 
либо с доходов, определяемых из стоимости патента, либо по ставкам и в порядке, 
установленным Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для 
определенных видов деятельности".
     Пунктом "в" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ 
родовым, семейным общинам коренных малочисленных народов Севера, занимающимся 
традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянским (фермерским) хозяйствам 
установлена новая база для исчисления страховых взносов, а именно выплаты, 
начисленные в пользу членов общин и хозяйств. Впредь до внесения изменений 
в постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 
1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, 
семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными 
отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" 
датой уплаты указанными плательщиками страховых взносов следует считать 1 
апреля следующего года.
     Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 
1999 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений 
статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых 
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования 
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской 
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и 
статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и 
дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд 
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный 
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского 
страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций 
инвалидов и запросами судов" положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального 
закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и абзацев 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Федерального 
закона от 30 марта 1999 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный 
закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости 
населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования 
на 1998 год" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации 
в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской 
Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой 
нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
     Также подлежат пересмотру в установленном порядке положения Федерального 
закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ как воспроизводящие нормы Федерального 
закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ.
     Вместе с тем согласно пункту 4 резолютивной части впредь до установления 
законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели, 
занимающиеся частной практикой нотариусы, главы крестьянских (фермерских) 
хозяйств и адвокаты уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые 
взносы за 1999 и 2000 годы в установленном федеральными законами от 4 января 
1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ размере 20,6 процента от заработка 
(дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные 
страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
     Таким образом, расчеты по страховым взносам в ПФР до принятия нового 
законодательного акта осуществляются перечисленными категориями плательщиков 
исходя из тарифа 20,6 процента.
     Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ предусмотрено освобождение 
от уплаты страховых взносов некоторых категорий плательщиков страховых взносов.
     Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признан 
не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "б" статьи 6 Федерального 
закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от 
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации общественные 
организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций 
инвалидов.
     В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного 
закона от 27 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" 
утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, 
юридической силы означает, как определено в постановлении, что с момента начала 
действия решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или 
его положения не должны применяться.
     На основании изложенного с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых взносов 
в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются общественные организации 
инвалидов, отвечающие требованиям статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 
1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
     Пункты 1 и 2 раздела II письма Пенсионного фонда Российской Федерации 
от 16 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 в части освобождения от уплаты страховых 
взносов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных 
и территориальных организаций не применять.
     В соответствии с пунктом "а" статьи 6 Федерального закона от 20 ноября 
1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в размере 28% освобождаются все 
юридические лица, независимо от форм собственности, подчиненности и организационно-правовых 
форм, в части выплат, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами 
I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством 
Российской Федерации. Эта норма осталась неизменной по сравнению с Федеральным 
законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, действовавшем в 1999 году. Следует иметь 
в виду, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 
декабря 1999 г. N 18-П о проверке конституционности отдельных положений статей 
указанного Закона не содержит каких-либо указаний в части пункта "а" статьи 
6 Закона, так как он не был предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской 
Федерации.
     Также не являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской 
Федерации вопрос о хозяйственных обществах общественных организаций инвалидов, 
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций 
инвалидов, и об организациях, единственным собственником имущества которых 
являются эти общественные организации.
     Следовательно, на основании пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 
20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР в 2000 году могут 
быть освобождены хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью 
состоит из вкладов только общероссийских общественных организаций (в том числе 
созданных как союзы), их региональных и местных организаций, а также организации, 
собственником имущества которых являются только общероссийские общественные 
организации, их региональные и местные организации. Хозяйственные общества 
и учреждения других общественных организаций инвалидов права на льготу не 
имеют, как не предусмотренные пунктом "б" статьи 6 Закона.
     Признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "в" 
статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ в той части, в которой 
он не освобождает от уплаты страховых взносов работающих инвалидов I, II и 
III групп, получающих пенсии по старости.
     Определено также, что постановление Конституционного Суда Российской 
Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П является основанием для отмены в установленном 
порядке отдельных положений нормативных актов, носящих дискриминационный характер 
в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II, III групп, получающих 
пенсии по инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не предусматривается 
их освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР. Такие акты в указанной 
части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами.
     Таким образом, с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых взносов в ПФР 
освобождаются поименованные в пункте "в" статьи 6 федеральных законов от 4 
января 1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ категории граждан и 
одновременно поименованные в пункте "д" статьи 1 Федерального закона от 4 
января 1999 г. N 1-ФЗ и в пункте "е" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября 
1999 г. N 197-ФЗ граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, 
а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, 
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, являющиеся инвалидами 
I, II, III групп, получающие пенсии как по инвалидности, так и по старости.
     С учетом изложенного раздел III письма ПФР от 16 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 
применяется в части, не противоречащей настоящему письму.

Первый заместитель
Председателя Правления 	А.В.Куртин

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510