Письмо МНС РФ от 5 мая 2004 г. N 33-0-11/320
               "О применении контрольно-кассовой техники"

     Отдел    методологии   и   налогового   контроля   за   применением
контрольно-кассовой  техники  на поставленные  вопросы  УМНС  России  по
г.  Москве   в   письмах  от 11.02.2004  N 29-07/8259,   о    16.01.2004
N   29-07/02535,   от   17.12.2003     N   29-07/69551,  от   05.11.2003
N 29-07/62216 сообщает.
     В  соответствии  с  Федеральным    законом  от  22.05.2004  N 54-ФЗ
"О применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении наличных
денежных расчетов и  (или) расчетов  с  использованием  платежных  карт"
(далее - Закон) сферой его действия предстают наличные денежные расчеты,
независимо  от того, кто  и в каких целях совершает покупки  (заказывает
услуги).
     Принимая во внимание что, законодатель напрямую связал обязанность применять 
контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ 
или оказания услуг, ряд юридических фактов или занятие видами деятельности, 
которые не связаны с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, 
по смыслу Закона не требует применения контрольно-кассовой техники, в том 
числе расчеты по залогу (займам), которые не являются торговыми операциями 
либо разновидностью оказания услуг.
     Вопросы залога имущества, предмета залога, а также требования к форме 
договора о залоге (в т.ч. его нотариальное удостоверение), отношений меж залогодателем 
и залогодержателем, реализации (продажи) заложенного имущества и др. регулируются 
гражданским законодательством.
     В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации ценной 
бумагой является документ, удостоверяющий субъективные гражданские права.
     Положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке 
ценных бумаг" предусмотрено, что брокерской деятельностью признается деятельность 
по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за 
счет клиента или от своего имени за счет клиента на основании возмездных договоров 
с клиентом.
     Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении 
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и 
(или) расчетов с использованием платежных карт"* организации и индивидуальные 
предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего 
местонахождения могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения 
контрольно-кассовой техники при продаже ценных бумаг.
     Вместе с тем при приеме от физического или юридического лица наличных 
денежных средств за определенные действия по оплате услуг, оказываемых профессиональными 
участниками рынка ценных бумаг, необходимо применение контрольно-кассовой 
техники.
     По запросу ООО "Креспа".
     Порядок возврата денежных средств покупателям при возврате товара, а 
также отношения, возникающие между потребителями (покупателями) и продавцами 
товаров регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" 
и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением 
Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в ред. от 12.07.2003).
     Порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью установленные 
нормативными актами Банка России. Так, соблюдение установленного учреждением 
банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия регулируется в соответствии 
с положением Банка России от 05.01.1998 N 14-П (в ред. от 31.10.2002) "О правилах 
наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - 
Положением) и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден 
решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40).
     Согласно п. 2.5 Положения в кассах предприятий могут храниться наличные 
деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков 
по согласованию с руководителями организаций.
     Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх 
установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
     Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут 
расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные 
федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории 
Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка 
России.
     Никаких ограничений в выдаче наличных средств с расчетного счета организации 
(при достаточности их на счете) со стороны учреждения банка не существует. 
При недостаточности денежных средств на счете организации банки выдают наличные 
деньги с расчетного счета в порядке очередности, установленной Гражданским 
кодексом Российской Федерации.
     По запросу ЗАО "МЦФР Консалтинг".
     Исходя из содержания вопроса следует, что в данном случае осуществляется 
действие по перепродаже пластиковых карт физическим и юридическим лицам, которое 
требует применения контрольно-кассовой техники.
     Согласно ст. 388-389 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу 
допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. 
Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной 
или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной 
форме.


Начальник отдела методологии и налогового 	
контроля 	
за применением контрольно-кассовой техники 	
Министерства РФ по налогам и сборам 	В.М. Кабанков

_____________________________
     * Документ с комментарием опубликован в "ДК" N 12, 2003.


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510