Письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230

     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам во исполнение поручения 
правительства Российской Федерации от 06.05.2000 г. N МК-П13-13432 рассмотрело 
Ваше письмо от 11.04.2000 г. N А-01/5-240 о невыполнении отдельными ведомствами 
постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 и с 
учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации сообщает следующее.
     Пунктом 1 Порядка неприменения штрафных санкций к кредитным организациям 
за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, утвержденного 
постановлением правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 "О 
порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку 
проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды", регулируются вопросы 
неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения 
платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях, когда указанная задержка 
вызвана взысканием Банком России с этих кредитных организаций централизованных 
кредитов, выданных ими в 1992-1994 гг. предприятиям и организациям отдельных 
отраслей экономики без уплаты средств организациями-заемщиками.
     Согласно п.5 постановления Конституционного суда Российской Федерации 
от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пп.2 и 3 части 
первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах 
налоговой полиции" по смыслу ст.57 Конституции Российской Федерации налоговое 
обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный 
налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована 
погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, 
понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому 
к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе 
добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной 
казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты 
налога, и использование указанных сумм налогов банками в качестве несанкционированного 
кредита государства. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика 
- юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера 
налога в силу закона.
     Аналогичный подход к определению правовой природы пеней нашел свое отражение 
в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, ст.72 Налогового кодекса Российской 
Федерации пеня определяется как способ обеспечения обязанности по уплате налогов 
и сборов.
     Таким образом, пеня не является штрафной санкцией, а рассматривается 
как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией 
(в рассматриваемом случае кредитной организацией) бюджетных средств.
     Учитывая изложенное, действия налоговых органов и органов Пенсионного 
фонда Российской Федерации в части принятия решений о взыскании с коммерческих 
банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению 
поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты 
(внебюджетные фонды) являются правомерными и не подпадают под действие постановления 
правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140.

Заместитель министра 	В.А.Павлов


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510