МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПИСЬМО от 24 июля 2008 г. N 01/7907-8-27 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВ (ДОПОЛНЕНИЕ К ПИСЬМУ ОТ 01.04.2008 N 01/2973-8-32) В целях формирования единообразия в правоприменительной практике и обеспечения надлежащего исполнения требований, изложенных в письме Роспотребнадзора от 01.04.2008 N 01/2973-8-32, в том числе в части своевременного представления результатов проделанной в этой связи работы, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание своих территориальных органов на следующее. 1. Особенности информирования потребителей при предоставлении им кредитов установлены положениями ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), в соответствии с которыми информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать "цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита, размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы". При этом содержание "полной суммы, подлежащей выплате потребителем" в зависимости от существа обязательства определяется смыслом соответствующих положений, установленных п. 1 ст. 488, п. 1 ст. 489 и п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Однако понятие полной суммы, подлежащей выплате потребителем при предоставлении кредита продавцом (исполнителем), подразумеваемое Законом N 2300-1, не идентично полной стоимости кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу кредитной организацией, определяемой ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в редакции от 08.04.2008 и п. 1 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 N 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита". Так, в отличие от полной стоимости кредита, определяемой законодательством о банках и банковской деятельности, полная сумма, подлежащая выплате потребителем при предоставлении кредита, определяемая законодательством о защите прав потребителей, в обязательном порядке (безотносительно к типу обязательства - будь то договор купли-продажи товара в кредит с рассрочкой платежа или кредитный договор с банком) указывается продавцом (исполнителем) в рублях и не поставлена в зависимость от годового периода. Это означает, что указание полной стоимости кредита только в процентах годовых во исполнение требований законодательства о банках и банковской деятельности не освобождает кредитную организацию, признаваемую исполнителем в контексте положений законодательства о защите прав потребителей, от обязанности указывать полную сумму, подлежащую выплате потребителем при предоставлении кредита, в рублях, а также доводить иную информацию о себе и о предоставляемых услугах в соответствии с требованиями Закона N 2300-1. В этой связи события, свидетельствующие о непредоставлении соответствующей информации потребителю, даже при наличии сведений о полной стоимости кредита в контексте требований законодательства о банках и банковской деятельности, могут повлечь для кредитной организации наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 2. Согласно положениям п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными, что в контексте нормы, установленной п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1, изначально подразумевает гражданско-правовой порядок защиты соответствующих прав граждан. Вместе с тем, несмотря на общий принцип судебной защиты нарушенных гражданских прав (п. 1 ст. 11 ГК РФ), в данном случае с учетом положений п. 2 ст. 11 ГК РФ и при условии, что действие договора в части, ущемляющей установленные законом права потребителей, не прекращено вступившим в силу решением суда, не исключается возможность обеспечения защиты соответствующих интересов и прав потребителей в административном порядке в рамках производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Причем если соответствующее решение суда вступило в силу после начала производства по делу об административном правонарушении, но до его рассмотрения по существу в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, то выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Также подлежит прекращению начатое производство по делу об административном правонарушении, связанное с проведением административного расследования, в случае, если кредитор (продавец, исполнитель), в отношении которого ведется производство, достиг с должником (потребителем) соглашения о добровольном устранении допущенных нарушений и соответствующем изменении договора (п. 1 ст. 450 ГК РФ), что, однако, должно быть своевременно подтверждено документированными материалами. 3. Событиями, квалифицируемыми по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, в частности, могут быть признаны факты включения в договор с потребителем условий: ограничивающих законное право потребителя на самостоятельный выбор места для предъявления иска (п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1); о применении к потребителю-заемщику вследствие досрочного возвращения кредита с согласия заимодавца санкций в виде неустойки (см. п. 2 ст. 810 и п. 2 ст. 819 ГК РФ). В этой связи при описании события административного правонарушения в мотивировочную часть соответствующих процессуальных документов, оформляемых при производстве по делу об административном правонарушении (протокол, постановление), рекомендуется включать указание на следующие нормы законодательства Российской Федерации. 1) Положения, установленные п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1, не носят диспозитивный характер и поэтому в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ не могут быть изменены по усмотрению сторон обязательства. Более того, поскольку положения п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1 по своему содержанию аналогичны норме, установленной ч. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в оценке рассматриваемой ситуации следует исходить в первую очередь из того, что нормы гражданского процессуального законодательства (в том числе ст. 32 ГПК РФ) устанавливают порядок гражданского судопроизводства (регулируют специальные процессуальные правоотношения) и не регулируют гражданские правоотношения общего характера (ст. 2 ГК РФ и ст. 1 ГПК РФ), в том числе в части обязательств сторон гражданского договора (ст. 307 ГК РФ). При этом стороны обязательства (ст. 308 ГК РФ) в свою очередь изначально (т.е. в момент заключения договора как гражданско-правовой сделки) не могут определяться в качестве сторон в гражданском судопроизводстве (ч. 1 ст. 38 ГПК РФ). 2) В соответствии с положениями п. 1 ст. 393 ГК РФ возможность наложения имущественного обязательства на должника поставлена в зависимость от неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств перед кредитором. Действия заемщика-потребителя по досрочному возвращению кредита с согласия заимодавца по определению не могут свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствующего обязательства (ст. ст. 309, 315, п. 2 ст. 810 ГК РФ) и, соответственно, не могут повлечь наступление последствий, предусмотренных гл. 25 ГК РФ, в том числе возникновение права кредитора на предъявление дополнительных имущественных требований к должнику и обязательств последнего по удовлетворению таких требований. Поэтому включение в договор условий об ответственности потребителя-заемщика за надлежащее исполнение кредитного договора (в части реализации соответствующего права заемщика на досрочное возвращение кредита с согласия заимодавца) нарушает правила, установленные взаимосвязанными положениями п. 2 ст. 810 и п. 2 ст. 819 ГК РФ. 4. Согласно положениям ст. 820 ГК РФ, а также по смыслу содержания п. 1 ст. 488, п. 1 ст. 489 ГК РФ и ст. 10 Закона N 2300-1 (в части содержания информации о кредитных обязательствах потребителей) кредитный договор и договор продажи товара в кредит заключаются в письменной форме. При отсутствии единого письменного документа, подписанного сторонами соглашения (уполномоченными представителями) и определяющего их права и обязанности, наличие конкретных договорных обязательств потребителя может быть подтверждено также иными средствами (ст. 160 ГК РФ). При этом по общему правилу (в силу презумпции невиновности) и с учетом особенностей правоотношений, возникающих при предоставлении кредитов, обязанность доказывания наличия договорных обязательств потребителя как должника лежит на продавце (исполнителе), заявляющем о правах кредитора. В этой связи следует иметь в виду, что с учетом индивидуально-определенного характера правоотношений такого рода, а также буквального содержания положений п. 1 ст. 428 ГК РФ наличие соответствующих кредитных обязательств потребителя не может быть подтверждено только как таковым документом в форме договора присоединения (т.е. только в виде формуляров или иных стандартных форм договора), за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект - кредитор доказал невозможность принятия условий кредитного договора (договора о продаже товара в кредит) не иначе как путем присоединения к предложенному договору (его некой типовой форме) в целом. Однако, принимая во внимание причинно-следственные связи между соответствующими требованиями ст. 4 и ст. 10 Закона N 2300-1 к содержанию (целеположениям) договора о предоставлении кредита, в частности ввиду необходимости уточнения наличия в нем графика платежей по кредиту, обоснованность окончательных выводов о соблюдении требований законодательства о защите прав потребителей по результатам оценки договоров присоединения безотносительно к установлению факта его подписания сторонами именно в представленном виде может быть в дальнейшем опровергнута. Указанное означает, что при установлении такого рода фактов соответствующие события могут быть квалифицированы как нарушение права потребителей на своевременное предоставление полной и достоверной информации об услуге (товаре) с вытекающими последствиями гражданско-правового и административного характера. С учетом изложенного прошу учесть выраженную в настоящем письме правовую позицию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в целях своевременного контроля со стороны Роспотребнадзора за ходом формирования территориальными органами Роспотребнадзора соответствующей правоприменительной практики, в том числе связанной с исполнением поручения от 01.04.2008 N 01/2973-8-32, представить отчеты о проделанной в этой связи работе в электронном виде по установленной форме согласно приложению по адресу Muhina_SV@gsen.ru в срок до 1 августа 2008 года. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО Приложение Отчет управления Роспотребнадзора по _________ о деятельности по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления гражданам-потребителям кредитов и оказания им иных финансовых услуг за период с 1 января по 31 июля 2008 года включительно -----+--------------------------------+----+------------------------------+ ¦ N ¦ ¦Все-¦ В том числе по вопросам: ¦ ¦п/п ¦ ¦го, +-------+--------+--------+----+ ¦ ¦ ¦ед. ¦заклю- ¦предос- ¦заключе-¦иное¦ ¦ ¦ ¦ ¦чения ¦тавления¦ния (ис-¦<*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(испол-¦(исполь-¦полне- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения) ¦зования)¦ния) до-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кредит-¦пласти- ¦говора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ковой ¦банков- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦догово-¦карты ¦ского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ра ¦ ¦вклада ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦1 ¦Поступило обращений граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦1.1 ¦из них письменных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦2 ¦Рассмотрено обращений в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы Общественной приемной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора и "горячей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦линии" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦2.1 ¦из них достигнуто соглашение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦между банком и потребителем (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строки 2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦3 ¦Дано заключений в суде в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦порядке, установленном ст. 47 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГПК РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦4 ¦Удовлетворено исков, по которым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дано заключение по делу (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строки 3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦5 ¦Предъявлено заявлений в суд в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защиту неопределенного круга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦6 ¦Удовлетворено заявлений из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строки 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦7 ¦Проведено мероприятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контролю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦7.1 ¦из них плановых (из строки 7) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦8 ¦Вынесено определений о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возбуждении дел об ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦административных правонарушениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и проведении административного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦9 ¦Составлено протоколов об ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦административном правонарушении,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦ ¦в том числе из строки 9: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦9.1 ¦по результатам административного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦9.2 ¦по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦9.3 ¦по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦9.4 ¦по основаниям, предусмотренным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ст. ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦10 ¦Вынесено постановлений о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦назначении административного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наказания, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦11 ¦Вынесено постановлений о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прекращении производства по делу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦об административном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правонарушении, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦ ¦в том числе из строки 11: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦11.1¦в том числе по результатам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦административного расследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦11.2¦по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦11.3¦по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦12 ¦Обжаловано постановлений по делу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦об административном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правонарушении (из строки 10) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦12.1¦из них по месту регистрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦юридического лица, отличному от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦места совершения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦административного правонарушения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(из строки 12) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦13 ¦Отменено судом постановлений по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦делу об административном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правонарушении (из строки 12) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦13.1¦из них судом по месту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регистрации юридического лица, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отличном от места совершения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦административного правонарушения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(из строки 13) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦13.2¦из них с возвращением дела на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новое рассмотрение (из строки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦13) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦14 ¦Предъявлено апелляционных жалоб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на решения судов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦14.1¦из них территориальными органами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора (из строки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14.1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦15 ¦Вынесено постановлений судом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦апелляционной инстанции в пользу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора (из строки 14) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦16 ¦Предъявлено кассационных жалоб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на постановления судов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦16.1¦из них территориальными органами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора (из строки 16) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦17 ¦Вынесено постановлений судом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кассационной инстанции в пользу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора (из строки 16) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦18 ¦Предъявлено надзорных жалоб на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦постановления судов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦18.1¦из них территориальными органами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора (из строки 18) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦19 ¦Вынесено постановлений судом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦надзорной инстанции в пользу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Роспотребнадзора (из строки 18) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦20 ¦Дано разъяснений потребителям по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦каналам информационной связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦21 ¦Направлено материалов в другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦органы для рассмотрения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пределах компетенции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------------+----+-------+--------+--------+----+ ¦Примечания. ¦ ¦Таблица заполняется по принципу попадания начала события (действия) во ¦ ¦временной диапазон с 1 января по 31 июля 2008 года включительно. Так, ¦ ¦если постановление о назначении административного наказания вынесено 3 ¦ ¦июня 2008 года, то значение (единица) заносится в графу 1 строки 10 ¦ ¦независимо от даты возбуждения дела и даты обращения (жалобы), ¦ ¦послужившей основанием для проверки. При этом значение графы 1 также ¦ ¦разносится по графам 2 - 5 в зависимости от существа соответствующих ¦ ¦событий. ¦ ¦Копии материалов, связанных с рассмотрением дел в судах, в полном объеме ¦ ¦обязательно представляются в Роспотребнадзор в электронном виде по ¦ ¦адресу: Muhina_SV@gsen.ru или по почте. ¦ ¦<*> - Пояснения к действиям территориальных органов Роспотребнадзора, в ¦ ¦том числе отражаемым по строкам 20 и 21, графе 5, даются в ¦ ¦сопроводительной записке к отчету. ¦ +-------------------------------------------------------------------------- Исполнитель: __________________ /ФИО, телефон, e-mail/
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510