Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
                от 14 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/392

     Вопрос:  Наша  организация  проводит  стимулирующую  лотерею, а равно
розыгрыш,  в  целях  продвижения  торговой  марки  на  рынке и привлечения
клиентов за счет участия в данной акции.
     Предварительно  мы уведомляем ФНС России в соответствии с действующим
законодательством  РФ. Как организаторы лотереи, формируем призовой фонд и
направляем на выплату выигрыша.
     Согласно  пп. 5  п. 1  ст. 228  НК  РФ,  физические  лица, получившие
выигрыши,  выплачиваемые  организаторами лотерей, самостоятельно исчисляют
суммы налога, подлежащие уплате в бюджет исходя из сумм таких выигрышей.
     Таким  образом,  учитывая  положения  главы  23  НК  РФ,  принимая во
внимание    Письмо    Минфина  РФ  от  18.10.2004  N 03-05-01-04/46,  наша
организация  не  признается  налоговым  агентом.  Однако возникает вопрос:
обязаны ли мы подавать сведения о доходах этих лиц в налоговые органы?

     Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  ООО  от 06.09.2007 N ЗНС-003 по вопросу налогообложения налогом на
доходы физических лиц доходов в виде выигрышей, выплаченных организаторами
стимулирующей лотереи, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006
N 38-Ф3  "О  рекламе" рекламой является информация, распространенная любым
способом,  в  любой  форме  и с использованием любых средств, адресованная
неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту
рекламирования,  формирование  или  поддержание  интереса  к  нему  и  его
продвижение на рынке.
     Как   указывается  в  рассматриваемом  письме,  в  целях  продвижения
торговой  марки  на  рынке  и  привлечения  клиентов  организация проводит
стимулирующую  лотерею.  В  связи  с  этим,  а  также принимая во внимание
вышеуказанное  определение понятия "реклама", по нашему мнению, проводимая
стимулирующая    лотерея    является   формой  рекламной  акции,  то  есть
мероприятием, проводимом# в целях рекламы товаров, работ или услуг.
     Согласно  статье  24  Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на
которых  в  соответствии  с  Кодексом возложены обязанности по исчислению,
удержанию  у  налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему
Российской Федерации.
     Согласно  подпункту  2  пункта  3  статьи  3  Федерального  закона от
11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", стимулирующая лотерея представляет собой
лотерею,  право  на  участие  в  которой  не  связано  с внесением платы и
призовой  фонд  которой  формируется за счет средств организатора лотереи.
Таким  образом,  стимулирующая  лотерея  не  является игрой, основанной на
риске,  и  к  доходам  от  участия  в  ней  не могут применяться положения
подпункта  5  пункта 1 статьи 228 Кодекса о самостоятельном декларировании
указанного  дохода  физическими  лицами.  Исчисление,  удержание  и уплата
налога  на  доходы  физических лиц в рассматриваемом случае осуществляется
организацией - налоговым агентом.
     В    соответствии  с  пунктом  28  статьи  217  Кодекса  не  подлежат
налогообложению  налогом  на  доходы физических лиц доходы, не превышающие
4000  рублей,  полученные  налогоплательщиком  за  налоговый период в виде
любых    выигрышей  и  призов  в  проводимых  конкурсах,  играх  и  других
мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
     Таким  образом,  при  получении  физическими  лицами  от  организации
указанного  дохода, не превышающего 4000 рублей, организация не признается
налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается
обязанность  исчисления,  удержания  у  налогоплательщика и перечисления в
бюджет налога на доходы физических лиц.
     Соответственно,  организация  не  обязана  предоставлять  в налоговые
органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.
     При этом организация должна вести персонифицированный учет физических
лиц,   получивших  указанные  выигрыши  и  призы.  В  случае,  если  сумма
выплаченного  одному  и  тому  же  физическому  лицу  выигрыша  превысит в
налоговом  периоде  4000  рублей,  организация  будет  признана  налоговым
агентом    и    соответственно    на   нее  будут  возложены  обязанности,
предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса.

     Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510