Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2007 г. N 10761
     ------------------------------------------------------------------

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

                                    ПРИКАЗ
                  от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н

                         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
       О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ
             И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ
                        СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

     В   соответствии  с  пунктом  6  статьи  44  Федерального  закона  от
22.04.1996  N  39-ФЗ  "О  рынке  ценных  бумаг" (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N
28,  ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст.
2711;  N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст.
5;  N  2, ст. 172; N 17, ст. 1780; N 31, ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N
1,  ст.  45,  N  22, ст. 2563, N 18, ст. 2117) и пунктом 5.3.6 Положения о
Федеральной  службе  по  финансовым  рынкам,  утвержденного Постановлением
Правительства    Российской   Федерации  от  30.06.2004  N  317  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 27, ст. 2780; 2005, N 33,
ст.  3429;  2006,  N  13, ст. 1406, N 52, ст. 5587; 2007, N 12, ст. 1417),
приказываю:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении проверок организаций,
осуществление  контроля  и  надзора  за  которыми возложено на Федеральную
службу по финансовым рынкам.
     2.  Признать  утратившим  силу  Приказ  ФСФР  России  от 13.09.2007 N
07-94/пз-н   "Об  утверждении  Порядка  проведения  проверок  организаций,
осуществление  контроля  и  надзора  за  которыми возложено на Федеральную
службу  по финансовым рынкам" (зарегистрирован Минюстом России 10.10.2007,
регистрационный N 10300) с даты вступления в силу настоящего Приказа.
     3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2008 года.
     4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

     Руководитель
     В.Д.МИЛОВИДОВ


                                                                Утверждено
                                                      Приказом ФСФР России
                                               от 13.11.2007 N 07-108/пз-н

                                   ПОЛОЖЕНИЕ
                    О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ,
         ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО
                НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

                              1. Общие положения

     1.1.   Настоящее  Положение  устанавливает  требования  к  проведению
проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений
по  формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов
отношений  по  негосударственному  пенсионному  обеспечению, обязательному
пенсионному   страхованию  и  профессиональному  пенсионному  страхованию,
ипотечных  агентов,  управляющих  ипотечным покрытием и специализированных
депозитариев ипотечного покрытия, профессиональных участников рынка ценных
бумаг,  управляющих  компаний  акционерных  инвестиционных  фондов, паевых
инвестиционных    фондов    и    негосударственных    пенсионных   фондов,
специализированных     депозитариев    инвестиционных    фондов,    паевых
инвестиционных    фондов,   негосударственных  пенсионных  фондов  и  иных
лицензируемых  Федеральной  службой  по  финансовым  рынкам  (далее - ФСФР
России)  организаций,  бюро  кредитных  историй  и  жилищных накопительных
кооперативов,  их  саморегулируемых  организаций  (далее  -  организаций),
осуществление  контроля  и надзора за которыми возложено на ФСФР России, а
также    определяет    права    и  обязанности  инспекторов  ФСФР  России,
территориальных    органов    ФСФР   России  (далее  -  РО  ФСФР  России),
уполномоченных   работников  федеральных  органов  исполнительной  власти,
уполномоченных   работников  саморегулируемых  организаций  и  проверяемых
организаций при проведении проверок.
     1.2.    Порядок    проведения  проверок  установлен  Административным
регламентом   по  исполнению  Федеральной  службой  по  финансовым  рынкам
государственной  функции  контроля  и  надзора, утвержденным Приказом ФСФР
России  от  13.11.2007  N  07-107/пз-н  (зарегистрирован  Минюстом  России
14.12.2007, регистрационный N 10706).
     Проверки  организаций  проводятся  работниками  ФСФР России и РО ФСФР
России  самостоятельно,  а  также  совместно с уполномоченными работниками
федеральных органов исполнительной власти (далее - инспекторы).
     К  проведению  плановых  выездных  проверок  организаций,  являющихся
членами  саморегулируемых  организаций  профессиональных  участников рынка
ценных  бумаг или саморегулируемых организаций управляющих компаний (далее
-  саморегулируемые  организации),  привлекаются  уполномоченные работники
соответствующих саморегулируемых организаций.
     1.3.  ФСФР  России  (РО  ФСФР России) проводит выездные и камеральные
проверки.  Выездные  проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также
совместными.
     1.3.1.    Под    плановой   выездной  проверкой  понимается  проверка
деятельности    организации,   проводимая  группой  инспекторов  по  месту
нахождения  и/или  ведения  деятельности  организации,  включенная  в план
выездных проверок ФСФР России.
     1.3.2.  Выездная  проверка организации, не включенная в план выездных
проверок ФСФР России, является внеплановой.
     Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту
нахождения  и/или  ведения  деятельности организации и назначается с целью
проверки   исполнения  предписаний  об  устранении  выявленных  нарушений,
исполнения  требования законодательства о защите прав и законных интересов
инвесторов  на  рынке  ценных  бумаг,  в  случае поступления информации от
органов  государственной  власти  о  наличии  в  деятельности  организации
нарушений  федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации,  контроль  и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию
ФСФР  России,  и  в  случае  получения от физических и/или юридических лиц
информации,   подтвержденной  документами,  свидетельствующими  о  наличии
признаков  нарушений  прав и законных интересов граждан, юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей  и/или  признаков  нарушений  федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
     Внеплановая  выездная  проверка  эмитента  в виде наблюдения на общем
собрании  акционеров  (далее  - наблюдение) проводится по месту проведения
общего собрания акционеров и назначается для проверки исполнения эмитентом
требований  законодательства  об  акционерных  обществах  при  подготовке,
созыве  и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите
прав  и  законных  интересов инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае
поступления в ФСФР России (РО ФСФР России) жалоб, обращений, заявлений или
иной    информации,    содержащей    сведения    о    возможном  нарушении
законодательства  Российской  Федерации  и/или  прав  и законных интересов
инвесторов  на  рынке  ценных  бумаг  при  подготовке  и проведении общего
собрания акционеров эмитента.
     1.3.3.  Совместная  выездная  проверка  предусматривает  включение  в
состав    группы  инспекторов  по  согласованию  с  федеральными  органами
исполнительной власти уполномоченных ими работников.
     1.3.4.  Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по
месту  нахождения  ФСФР  России  (РО  ФСФР  России)  посредством  изучения
имеющихся    и    представленных    организацией   и  другими  лицами  или
государственными органами документов и сведений.
     Камеральная  проверка  может  назначаться  при  получении  сведений о
возможных  нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов
Российской  Федерации,  контроль  и надзор за соблюдением которых входит в
компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).
     1.3.5. Отдельные надзорные мероприятия ФСФР России, а именно проверка
сведений,  изложенных  в  поступающих  в  ФСФР России жалобах и обращениях
физических    и   юридических  лиц,  о  возможном  нарушении  организацией
законодательства  Российской  Федерации,  в том числе нормативных правовых
актов    Российской   Федерации,  действующих  в  сфере  ее  деятельности,
проводятся  без  назначения камеральной проверки путем затребования у этой
организации  (и/или у иных поднадзорных ФСФР России организаций, связанных
с    деятельностью    проверяемой   организации)  необходимых  объяснений,
информации    и    документов,   относящихся  к  деятельности  проверяемой
организации.
     1.4.  В  случае  возникновения  при проведении проверки необходимости
получения   информации  о  деятельности  организации,  связанной  с  иными
поднадзорными  ФСФР  России  организациями,  ФСФР  России (РО ФСФР России)
могут    быть  запрошены  у  этих  организаций  документы,  относящиеся  к
деятельности проверяемой организации.
     1.5.    В    случае   выявления  при  проведении  проверки  нарушений
организацией    законодательства    Российской   Федерации,  в  том  числе
нормативных  правовых  актов, надзор за соблюдением которых не относится к
компетенции  ФСФР России, материалы, полученные при проведении проверки, в
срок  не  позднее  10  рабочих  дней  с  даты  выявления  таких  нарушений
направляются в соответствующий надзорный орган.

                  2. Права и обязанности руководителя
      группы инспекторов, инспекторов, уполномоченных работников
          саморегулируемых организаций, уполномоченного лица
                   организации при проведении проверки

     2.1.  Руководитель  группы инспекторов в соответствии с приказом ФСФР
России (РО ФСФР России) о проведении выездной проверки:
     осуществляет    руководство    инспекторами,    а  также  координацию
деятельности  уполномоченных  работников  саморегулируемых организаций при
проведении проверки;
     организует подготовку инспекторов к проверке;
     распределяет обязанности между инспекторами;
     устанавливает порядок работы инспекторов;
     дает инспекторам указания, обязательные для исполнения;
     взаимодействует с должностными лицами проверяемой организации.
     2.2.  Инспекторы,  а  также уполномоченные работники саморегулируемых
организаций  обязаны  сообщить руководителю, заместителю руководителя ФСФР
России  (РО  ФСФР  России)  в соответствии с распределением обязанностей о
личной  заинтересованности  при исполнении обязанностей инспектора или при
участии    уполномоченного   работника  саморегулируемой  организации  при
проведении проверки, которые могут привести к конфликту интересов.
     2.3. Руководитель группы инспекторов обязан:
     2.3.1.  ознакомить  уполномоченное  лицо  организации с его правами и
обязанностями при проведении проверки;
     2.3.2.  выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета
проверки;
     2.3.3.    обеспечить  сохранность  и  возврат  полученных  оригиналов
документов, а также их рассмотрение на территории организации;
     2.3.4.   обеспечить  соблюдение  инспекторами  установленного  режима
работы и условий функционирования организации;
     2.3.5.    обеспечить  охрану  конфиденциальности  ставших  известными
инспекторам  сведений, связанных с деятельностью организации, составляющих
служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи.
     2.4. Инспектор вправе:
     2.4.1.   при  предъявлении  служебного  удостоверения  находиться  на
территории, в административных зданиях и служебных помещениях организации;
     2.4.2.      вносить,    выносить    и    пользоваться    собственными
организационно-техническими    средствами,    в  том  числе  компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
     2.4.3.  требовать  и  получать  все  необходимые для достижения целей
проверки документы (справки, письменные объяснения и другие);
     2.4.4.  требовать  и  получать  копии  документов  в  бумажном  и/или
электронном  виде и после надлежащего их оформления приобщать к материалам
проверки  (письменные  копии  документов на бумажных носителях должны быть
сшиты,  пронумерованы,  подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью
организации);
     2.4.5.    требовать  и  получать  доступ  к  информационным  ресурсам
автоматизированных  систем,  используемых  в  деятельности  организации, в
режиме    "только    для    чтения",    документации    на    используемые
автоматизированные  системы,  а также письменные или устные разъяснения по
вопросам,  связанным  с  их  разработкой,  внедрением,  стандартизацией  и
эксплуатацией;
     2.4.6.    требовать    и  получать  устные  разъяснения  по  существу
проверяемых вопросов.
     2.5. Уполномоченные работники саморегулируемых организаций вправе:
     2.5.1.    совместно   с  инспекторами  находиться  на  территории,  в
административных зданиях и служебных помещениях организации;
     2.5.2.      вносить,    выносить    и    пользоваться    собственными
организационно-техническими    средствами,    в  том  числе  компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
     2.5.3.    рекомендовать    инспекторам  истребовать  необходимые  для
достижения  целей  проверки  документы  (в  том  числе справки, письменные
объяснения  и  другие)  и их копии, а также устные разъяснения по существу
проверяемых вопросов;
     2.5.4.  получать  от  инспекторов  копии документов (в бумажном и/или
электронном виде);
     2.5.5.  получать  доступ к информационным ресурсам автоматизированных
систем,  используемых  в  деятельности  организации,  в режиме "только для
чтения", документации на используемые автоматизированные системы;
     2.5.6. изучать полученные в ходе проведения проверки документы;
     2.5.7.  давать  инспекторам  устные  и  письменные  разъяснения и/или
заключения по существу проверяемых вопросов.
     2.6. Уполномоченные работники саморегулируемых организаций обязаны:
     2.6.1.  обеспечить  охрану  конфиденциальности  ставших им известными
сведений,  связанных  с деятельностью организации, составляющих служебную,
банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи;
     2.6.2.  обеспечить  охрану  конфиденциальности  сведений, связанных с
профессиональной деятельностью организации, ставших им известными в период
подготовки к проверке и в ходе проведения проверки.
     2.7.  При  осуществлении  наблюдения  требования  пунктов  2.1  - 2.4
настоящего    Положения  применяются  к  инспекторам  с  учетом  следующих
особенностей:
     2.7.1. Инспекторы осуществляют наблюдение за всеми этапами проведения
общего  собрания  акционеров,  при этом инспекторы не вправе влиять на ход
его  проведения,  а  также  давать  разъяснения  по  вопросам, связанным с
подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров.
     2.7.2. Инспектор вправе:
     присутствовать при проверке полномочий и регистрации лиц, участвующих
в    общем   собрании  акционеров;  определении  кворума  общего  собрания
акционеров;    голосовании   по  вопросам  повестки  дня  общего  собрания
акционеров, выносимым на голосование; подсчете голосов и подведении итогов
голосования на общем собрании акционеров;
     требовать  и  получать  документы, связанные с подготовкой, созывом и
проведением    общего   собрания  акционеров,  на  котором  осуществляется
наблюдение (справки, письменные объяснения и другие);
     требовать  и  получать  копии  документов,  связанных  с подготовкой,
созывом    и    проведением    общего   собрания  акционеров,  на  котором
осуществляется наблюдение (в том числе в электронном виде);
     требовать   и  получать  устные  разъяснения  по  существу  вопросов,
связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров,
на котором осуществляется наблюдение.
     2.8.  При проведении выездной проверки руководитель, должностные лица
или  работники  проверяемой организации, ответственные за взаимодействие с
инспекторами (далее - уполномоченные лица организации), вправе:
     2.8.1.  знакомиться со своими правами и обязанностями, установленными
настоящим Положением;
     2.8.2.  обжаловать  действия инспекторов руководителю ФСФР России (РО
ФСФР России);
     2.8.3.  знакомиться  с  актом  выездной  проверки,  прилагать  к нему
необходимые справки и письменные возражения.
     2.9.  Уполномоченные  лица и работники организации, а также работники
иных  организаций, в том числе осуществляющих охрану организации на основе
договорных отношений, не вправе:
     2.9.1.  проверять  организационно-технические средства, находящиеся в
пользовании   инспекторов  и  уполномоченных  работников  саморегулируемых
организаций,  изымать  и досматривать служебные и иные документы, вещи или
лишать возможности использовать их при проведении проверки, кроме случаев,
предусмотренных   законодательством  Российской  Федерации,  в  том  числе
нормативными правовыми актами;
     2.9.2.    требовать    от  инспекторов  и  уполномоченных  работников
саморегулируемых  организаций  давать  какие-либо  устные и/или письменные
обязательства и объяснения;
     2.9.3.    предъявлять    инспекторам    и  уполномоченным  работникам
саморегулируемых    организаций    иные   требования,  не  предусмотренные
законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми
актами и настоящим Положением.
     2.10.    При    проведении   выездной  проверки  уполномоченное  лицо
организации обязано содействовать проведению проверки, а именно:
     2.10.1.  организовать  по  требованию руководителя группы инспекторов
встречу  инспекторов  с  руководителем,  главным бухгалтером, контролером,
руководителями    основных    подразделений    (лицами,   исполняющими  их
обязанности) и иными работниками организации;
     2.10.2.  предоставить  инспекторам  на  срок  проведения проверки при
наличии    возможности    отдельное   изолированное  служебное  помещение,
обеспечивающее  сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью,
компьютерами  (с  программным  обеспечением, согласованным с руководителем
группы  инспекторов),  организационно-техническими средствами, в том числе
средствами связи;
     2.10.3.    предоставлять   по  письменному  требованию  инспектора  в
установленный  им  срок  необходимые  документы,  в  том  числе внутренние
документы    организации,    документы    внутреннего    учета,  документы
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
     2.10.4.    предоставлять   по  письменному  требованию  инспектора  в
установленный им срок справки и письменные объяснения, копии документов (в
том числе в электронном виде) в запрашиваемом формате (при необходимости с
приложением  комплекса  программного  обеспечения) для работы с указанными
документами  в  режиме  "только  для  чтения",  при  этом письменные копии
документов   на  бумажных  носителях  должны  быть  сшиты,  пронумерованы,
подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью организации;
     2.10.5. давать устные разъяснения по существу вопросов;
     2.10.6. обеспечивать предоставление достоверной информации;
     2.10.7. оказывать иное содействие инспекторам.
     2.11.  В случае если по требованию инспектора документы (их копии) не
могут  быть  предоставлены  в  установленный  им  срок  либо  отсутствуют,
уполномоченное    лицо   организации  должно  до  истечения  такого  срока
предоставить  руководителю  группы  инспекторов  письменное мотивированное
объяснение о причинах неисполнения требования.
     2.12.  При  осуществлении  наблюдения  требования  пунктов 2.9 - 2.11
настоящего  Порядка  применяются  к  уполномоченным лицам эмитента, лицам,
осуществляющим  функции  счетной  комиссии на общем собрании акционеров, а
также лицам, созывающим внеочередное общее собрание акционеров, обладающим
в   соответствии  с  действующим  законодательством  Российской  Федерации
полномочиями,   необходимыми  для  созыва  и  проведения  общего  собрания
акционеров.
     2.13.  При  проведении  выездной проверки обособленного подразделения
организации  требования,  установленные  настоящим  Положением в отношении
организации, применяются к обособленному подразделению.

           3. Результаты и решения по итогам проведения проверки

     3.1.   По  результатам  выездной  проверки  организации  инспекторами
составляется акт выездной проверки.
     3.2.  По  итогам  наблюдения  составляется отчет в одном экземпляре о
наблюдении на общем собрании акционеров эмитента (далее - отчет).
     3.3.  По  результатам  камеральной  проверки инспектором, проводившим
камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки.
     3.4.  ФСФР  России  (РО ФСФР России) по результатам рассмотрения акта
выездной  проверки  с  учетом  представленных  организацией  возражений  и
замечаний   по  акту  выездной  проверки  или  акта  камеральной  проверки
принимает решение в отношении организации.
     По результатам проведенной проверки принимаются следующие решения:
     -  о  направлении  организации  предписания  об  устранении нарушений
законодательства   и/или  о  принятии  мер,  направленных  на  недопущение
подобных нарушений впредь;
     -  о  направлении  предписания  о  запрете или ограничении проведения
организацией отдельных операций на рынке ценных бумаг;
     -  о  приостановлении  действия  лицензии профессионального участника
рынка ценных бумаг, выданной организации;
     -  об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных
бумаг, выданной организации;
     - об обращении в суд с заявлением об административном приостановлении
действия или аннулировании лицензии, выданной организации, осуществляющей:
     деятельность инвестиционного фонда,
     деятельность    по    управлению   инвестиционными  фондами,  паевыми
инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами,
     деятельность  специализированного  депозитария инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
     деятельность  негосударственного  пенсионного  фонда  по  пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию;
     -  об  обращении  в  суд  с  заявлением  об исключении бюро кредитных
историй из государственного реестра бюро кредитных историй;
     -  о направлении предписания о приостановлении деятельности жилищного
накопительного кооператива;
     -    об    обращении  в  суд  с  заявлением  о  ликвидации  жилищного
накопительного кооператива.
     Решение принимается в форме приказа, предписания или обращения в суд.


     ------------------------------------------------------------------

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510