Письмо Департамента валютного регулирования и валютного контроля
Банка России от 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1119
"О порядке применения актов Банка России"
Департамент валютного регулирования и валютного контроля рассмотрел
запрос Ассоциации российских банков о порядке применения ряда актов Банка
России, изданных в целях повышения эффективности работы кредитных
организаций по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций,
и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Федеральный закон)
кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его
осуществления. При этом правила внутреннего контроля должны
разрабатываться кредитными организациями с учетом рекомендаций,
утверждаемых Центральным банком Российской Федерации.
Банк России, учитывая информацию, получаемую в рамках отчетности
кредитных организаций и в ходе инспекционной деятельности, подготовил для
кредитных организаций рекомендации по выявлению в деятельности клиентов
подозрительных операций. В частности. Банком России были изданы: Письма от
21.01.2005 N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за
операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и
купли-продажи наличной иностранной валюты" (далее - Письмо N 12-Т) и от
26.01.2005 N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными
денежными средствами" (далее - Письмо N 17-Т). Следует отметить, что
названные выше акты не являются нормативными актами Банка России,
обязательными для исполнения кредитными организациями. Содержащиеся в
данных актах положения представляют собой рекомендации по выявлению
подозрительных операций в деятельности клиентов.
При этом право принимать окончательное решение о необходимости
классификации той или иной операции с денежными средствами или иным
имуществом в качестве подозрительной операции входит исключительно в
компетенцию кредитной организации.
Таким образом, в ходе организации внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма кредитная организация вправе
самостоятельно определять, в каком объеме использовать в своей
деятельности рекомендации Банка России, содержащиеся в Письмах N 12-Т и N
17-Т.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что уполномоченные
представители Банка России, проводящие проверку кредитной организации, на
основании документов (информации), полученных от кредитной организации,
вправе составить профессиональное мотивированное суждение и дать оценку
степени соответствия ее деятельности по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма рекомендациям Банка России. Кроме того, исходя из результатов
проверки и особенностей деятельности проверяемой кредитной организации, в
целях повышения эффективности внутреннего "противолегализационного"
контроля уполномоченные представители Банка России могут обратить
дополнительное внимание руководства кредитной организации на изложенные в
актах Банка России, в частности, Письмах NN 12-Т и 17-Т, рекомендации.
Одновременно по вопросу разъяснения термина "значительные объемы",
используемого в Письме N 17-Т, сообщаем, что в рамках осуществления мер,
направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансирование терроризма, количественные
характеристики, по нашему мнению, в каждом конкретном случае должны
определяться кредитной организацией самостоятельно с учетом особенностей
ее деятельности, особенностей деятельности ее клиентов, а также степени
(уровня) риска проводимых клиентами операций.
Директор Е.И. Ищенко
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510