Письмо ЦБР от 27 марта 2007 г. N 12-1-5/638
       "О применении к кредитным организациям мер воздействия 
        за нарушения требований Федерального закона N 115-ФЗ"

     Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России
приносит  извинения  в  связи с длительным рассмотрением письма Ассоциации
российских  банков с предложениями о неприменении к кредитным организациям
мер  воздействия за нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001
N 115-ФЗ  "О  противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным  путем, и финансированию терроризму" (далее - Федеральный закон
N 115-ФЗ), совершенные до 1 января 2006 года, а также о внесении изменений
в    законодательство  Российской  Федерации,  направленных  на  подробную
регламентацию  ответственности  кредитной  организации за неисполнение или
ненадлежащее    исполнение  требований  Федерального  закона  N 115-ФЗ,  и
сообщает следующее.
     I.  В  настоящее  время  рост  объемов  отмывания  преступных доходов
занимает  одно  из  лидирующих  мест  среди наиболее тревожных тенденций в
мировой  статистике  финансовых  преступлений.  В  связи  с  этим борьба с
отмыванием  преступных  доходов  становится  одной  из наиболее актуальных
задач,  стоящих  перед  международным  сообществом  в целом и перед каждым
государством в отдельности.
     В    соответствии  с  международными  конвенциями,  ратифицированными
Российской    Федерацией    (Конвенция    ООН    против  транснациональной
преступности,  Конвенции  ООН  против коррупции, Международная конвенция о
борьбе  с финансированием терроризма) страны-участники обеспечивают, чтобы
к  юридическим  лицам  применялись  эффективные, соразмерные и действенные
уголовные,  гражданско-правовые  или административные санкции, оказывающие
сдерживающее  воздействие  и  учитывающие степень опасности подобного рода
правонарушений.
     В большинстве стран Европейского Союза, США и Японии в соответствии с
международными  стандартами отмывание денег признано тяжким преступлением,
которое  в  соответствии  с законами этих стран предусматривает длительные
сроки наказания и крупные размеры штрафов.
     Как   показывает  практика  зарубежных  стран,  в  отношении  банков,
нарушивших    требования  законодательства  в  сфере  ПОД/ФТ,  применяются
достаточно  жесткие  меры.  Так, например, за нарушения законодательства в
сфере  ПОД/ФТ  были  отозваны лицензии у BCCI (Bank of commerce and credit
international)  (Люксембург)  в  1991  году,  закрыты 4 отделения Citibank
Japan  (Япония) в 2004 году. Кроме того, в последние годы огромным штрафам
за    нарушения   законодательства  в  сфере  борьбы  с  отмыванием  денег
подвергались  многие  банки,  например,  в  2006  году:  Beach  Bank (США)
оштрафован  на  сумму в размере 800 тыс. долларов США; в 2005 году: филиал
Банка  ABN  Amro  в  Нью-Йорке заплатил штраф 80 млн. долларов США, филиал
Банка  Arab  Bank's в Нью-Йорке - 24 млн. долларов США; в 2004 году: Riggs
Bank  (США)  - 25 млн. долларов США, AmSouth Bank (США) - 10 млн. долларов
США  и  40 млн. долларов США были конфискованы Департаментом юстиции США в
2005 году; в 2003 году: Banco Popular (США) - 20 млн. долларов США, в 2002
году: Royal Bank of Scotland - 750 тыс. фунтов стерлингов.
     Представляется, что российское законодательство содержит адекватные и
необходимые    меры  ответственности  в  области  ПОД/ФТ,  соответствующие
международным стандартам, в том числе требованиям международных конвенций,
ратифицированных Российской Федерацией.
     Таким    образом,   введение  моратория  на  применение  к  кредитным
организациям  мер  воздействия  за  нарушения  законодательства Российской
Федерации  о  противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма не может быть поддержано.
     II.  По  вопросу  о  внесении изменений в законодательство Российской
Федерации,    направленных   на  подробную  регламентацию  ответственности
кредитной    организации   за  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение
требований  Федерального  закона  N 115-ФЗ,  считаем  необходимым отметить
следующее.
     В  настоящее  время  Банк  России  как надзорный орган применяет меры
воздействия    к  кредитным  организациям  за  нарушения  законодательства
Российской  Федерации  о  противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных  преступным  путем, и финансированию терроризма, руководствуясь
статьей  74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)". Порядок применения мер воздействия к
кредитным  организациям  установлен Инструкцией Банка России от 31.03.1997
N 59  "О  применении  к  кредитным  организациям мер воздействия" с учетом
особенностей,  рекомендованных  в письме Банка России от 13.07.2005 N 98-Т
"О  методических  рекомендациях  по  применению Инструкции Банка России от
31.03.1997  N  59  "О применении к кредитным организациям мер воздействия"
при  нарушениях  кредитными  организациями  нормативных  правовых  актов в
области    противодействия  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных
преступным  путем,  и  финансированию  терроризма"  (с учетом письма Банка
России  от 23.12.2005 N 157-Т "О порядке применения письма Банка России от
13.07.2005 N 98-Т").
     Следует   отметить,  что  применение  к  кредитным  организациям  мер
воздействия за допущенные в области ПОД/ФТ нарушения осуществляется Банком
России   с  учетом  целого  ряда  факторов,  характеризующих  деятельность
кредитной  организации.  Принимаются  во  внимание:  характер  допущенного
нарушения; причины, обусловившие возникновение нарушения; общее финансовое
состояние    кредитной   организации  и  ее  положение  на  федеральном  и
региональном  рынке  банковских  услуг,  а также возможность его ухудшения
вследствие принимаемых к кредитной организации мер воздействия.
     В то же время считаем возможным согласиться с предложением о внесении
изменений    в    законодательство    Российской    Федерации,  касающихся
конкретизации   круга  нарушений  Федерального  закона  N 115-ФЗ,  которые
являются  основанием  для  отзыва  у  кредитных  организаций  лицензии  на
осуществление банковских операций.
     Вместе    с  тем,  хотели  бы  отметить,  что  внесение  изменений  в
нормативные  акты  Банка  России,  предусматривающие  меры  воздействия за
нарушения  кредитными  организациями  нормативных  актов в области ПОД/ФТ,
возможно  только  после  внесения  соответствующих изменений в федеральные
законы.

     Директор Е.И. Ищенко

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510