Письмо Ассоциации российских банков от 20 мая 2008 г. N А-01/5-298 Ассоциация российских банков благодарит за предоставленную возможность принять участие в обсуждении проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Законопроект) и сообщает следующее. Необходимость внесения в налоговое законодательство изменений, позволяющих участникам консолидированных групп хозяйствующих субъектов (холдинговым компаниям, банковским группам) исключать из налоговой базы для уплаты налога на прибыль операции, осуществляемые между участниками холдинга (группы), является актуальной. Несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность юридических лиц, входящих в консолидированную группу, в особенности банковских групп, тормозит процессы интеграции и консолидации капитала и, как следствие, ограничивает эффективность хозяйственной деятельности в стране. В этой связи концепция Законопроекта заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем, ряд положений Законопроекта нуждается в доработке. Специалистами Ассоциации российских банков при участии крупнейших банков подготовлено соответствующее заключение по Законопроекту (прилагается). Ассоциация российских банков выражает надежду, что предлагаемые замечания и предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Законопроекта. Приложение: на 3 л. Исполнительный вице-президент по правовым вопросам А.В. Емелин Заключение Правового департамента Ассоциации российских банков по проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" Специалисты Правового департамента АРБ рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Законопроект) и с учетом мнения банков - членов АРБ сообщают следующее. Законопроект направлен на создание консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), определение их прав и обязанностей, установление особенностей налогообложения операций, совершаемых между участниками этой группы, ведения налогового учета и составления единой налоговой декларации. В соответствии с положениями Законопроекта КГН могут образовывать банки. Принятие Законопроекта безусловно будет являться позитивным шагом в направлении совершенствования налогового законодательства, поскольку, в частности позволит снизить налоговую нагрузку для организаций, входящих в КГН, риски, связанные с трансфертным ценообразованием, что создаст условия для эффективного развития этих организаций. В целом Законопроект заслуживает положительной оценки. Вместе с тем, проведенный анализ положений Законопроекта показал, Законопроект нуждается в определенной доработке. В этой связи предлагаются следующие замечания и предложения. 1. В пункте 1 статьи 1 Законопроекта: В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Законопроекта часть первая НК РФ дополнена новой Главой 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков". Предлагается в Главу 3.1 Законопроекта внести следующие дополнения и изменения: 1) из пункта 1 статьи 25.2 Главы 3.1 Законопроекта следует, что КГН может быть образована из российских организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со статьей 83 НК РФ. Предлагается изменить редакцию указанного пункта, предусмотрев право юридических лиц на образование КГН при условии, что хотя бы один из налогоплательщиков является крупнейшим; 2) в соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Главы 3.1 Законопроекта для создания КГН доля участия основного общества в уставном капитале дочерних компаний должна составлять не менее 90%. Вместе с тем, представляется, что такое высокое пороговое значение доли участия основного общества в уставном капитале дочерних компаний является излишним, поскольку полный контроль за хозяйственной деятельностью дочерней компании обеспечивается значительно меньшей долей участия, а именно на уровне 50% + 1 акция. В этой связи предлагается снизить процент доли участия до уровня 50% + 1 акция; 3) в подпункте 3 пункта 1 статьи 25.3 Главы 3.1 Законопроекта слова "два календарных года" заменить словами "один календарный год"; 4) в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 25.3 Главы 3.1 Законопроекта ответственный участник группы для регистрации договора о создании КГН представляет в налоговый орган по месту своего учета, в частности, приказ об утверждении участниками КГН единой учетной политики для целей налогообложения. Однако из формулировки указанного подпункта не ясно, требуется ли всем организациям утвердить единую учетную политику как единый документ и, кроме того, собственную учетную политику либо каждая организация должна утвердить собственную учетную политику, полностью идентичную учетной политике основного общества. В целях единообразного толкования предлагается уточнить формулировку подпункта 3 пункта 4 статьи 25.3 Главы 3.1 Законопроекта; 5) согласно пункту 3 статьи 25.3 Главы 3.1 Законопроекта договор о создании КГН подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика ответственного участника группы. Вместе с тем Законопроект не содержит положений, определяющих порядок и сроки информирования о создании КГН налоговых органов по месту налогового учета участников группы, что приведет к спорным ситуациям при перечислении налога на прибыль по месту нахождения участников группы и их обособленных подразделений. Учитывая изложенное, предлагается дополнить пункт 9 статьи 25.3 Главы 3.1 Законопроекта абзацем следующего содержания: "О регистрации договора ответственный участник группы до истечения налогового периода, в котором зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, уведомляет налоговые органы, в которых участники группы состоят на налоговом учете, в том числе по месту нахождения их обособленных подразделений. Типовая форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов."; 6) в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 25.5 Главы 3.1 Законопроекта ответственный участник группы обязан, в частности, представлять в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в порядке и в сроки, предусмотренные НК РФ, единую налоговую декларацию (единые расчеты) по налогу на прибыль организаций по КГН, прилагаемые к ней налоговые декларации (расчеты) каждого участника КГН, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты указанного налога (авансовых платежей) по КГН. Однако из положений Законопроекта не ясно, требуется ли каждой организации, входящей в КГН, получать в налоговом органе отметку о сдаче декларации, которая в качестве приложения к единой декларации по КГН должна быть сдана ответственным участником группы, либо обязанность по сдаче декларации у всех организаций, входящих в КГН, будет считаться исполненной при направлении в налоговый орган единой декларации по КГН с приложением деклараций участников КГН, на которых отсутствуют отметки соответствующих налоговых органов. В целях уточнения указанного порядка предлагается внести в Законопроект изменения, предусматривающие, что при направлении в налоговый орган единой декларации по КГН обязанность организаций, входящих в КГН, по сдаче собственных деклараций считается исполненной. Кроме того, полагаем необходимым установить специальный срок сдачи единой декларации по КГН; 7) подпунктом б пункта 7 статьи 25.5 Главы 3.1 Законопроекта предусмотрено, что организация при выходе из состава КГН обязана исчислить и уплатить налог на прибыль организаций (авансовые платежи) исходя из фактически полученной прибыли за соответствующие отчетные и налоговый периоды в сроки, установленные главой 25 Кодекса применительно к отчетному периоду, в котором организация вышла из состава КГН. Вместе с тем, Законопроект не содержит положения, регламентирующего порядок зачета авансовых платежей, уплаченных ответственным участником КГН в отношении и за счет средств участника, выходящего из состава КГН, за соответствующие отчетные периоды в рамках налогового периода, в котором участник вышел из состава КГН. Полагаем целесообразным дополнить Законопроект положением, устанавливающим такой порядок. 2. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Законопроекта в статью 88 НК РФ внесены изменения, устанавливающие особенности проведения камеральной проверки КГН. Так, в частности налоговому органу, проверяющему КГН, предоставлено право истребовать у ответственного участника группы копии соответствующих документов. В связи с необходимостью получения ответственным участником группы указанных документов у других участников КГН, предлагается установить более продолжительный срок предоставления этих документов в налоговый орган по сравнению со сроком, предусмотренным статьей 88 НК РФ в действующей редакции. 3. В статье 2 Законопроекта. 1) В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Законопроекта часть вторая НК РФ дополнена новой статьей 259.1, устанавливающей особенности определения стоимости амортизируемого имущества и порядка расчета сумм амортизации для участников КГН. Согласно пункту 2 статьи 259.1 Законопроекта при определении первоначальной стоимости основного средства участником КГН не учитываются расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, понесенные при приобретении объектов основных средств у иных участников указанной группы. Полагаем, что данная норма, не позволяющая учитывать указанные расходы, является дискриминационной по отношению к участникам КГН. Предлагаемая редакция пункта 2 статьи 259.1 Законопроекта позволяет сделать вывод о том, что эти расходы не должны приниматься в составе затрат при определении налогооблагаемой базы при расчета налога на прибыль. В этой связи предлагается словосочетание "не учитываются расходы" заменить на словосочетание "учитываются расходы". Полагаем, что в дальнейшем в действующее налоговое законодательство должны быть также внесены изменения, определяющие КГН как единого налогоплательщика по более широкому кругу налогов, что существенно снизит затраты на подготовку и представление налоговой отчетности, а также будет способствовать повышению транспарентности российских холдингов.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510