Письмо ЦБР от от 25 июля 2008 г. N 04-31-2/3742
                 "О  проекте федерального  закона  
               "О  внесении  изменений  в  статью  349 
       Гражданского кодекса  Российской  Федерации и статью 55 
        Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

     Центральный  банк  Российской  Федеральной  рассмотрел представленный
Ассоциацией  российских  банков  проект  федерального  закона  "О внесении
изменений  в статью 349 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью
55  Федерального  закона  "Об  ипотеке  (залоге  недвижимости)"  (далее  -
законопроект) и сообщает следующее.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 349 Гражданского кодекса Российской
Федерации  удовлетворение  требований  залогодержателя за счет заложенного
недвижимого  имущества  без  обращения  в  суд  допускается  на  основании
нотариально  удостоверенного  соглашения  залогодержателя с залогодателем,
заключенного  после  возникновения  оснований  для  обращения взыскания на
предмет  залога.  Аналогичная  норма  содержится  в статье 55 Федерального
закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
     Законопроектом    предполагается  внесение  изменений  в  статью  349
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  и  в  статью 55 Федерального
закона  "Об  ипотеке  (залоге  недвижимости)",  в  соответствии с которыми
удовлетворение  требований залогодержателя за счет заложенного недвижимого
имущества  без  обращения в суд будет допускаться на основании нотариально
удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного в
любой  момент.  При  этом  как следует из анализа законопроекта, указанные
нормы  будут  распространяться  на  залогодателей  как  юридических, так и
физических лиц.
     Вместе  с  тем  в  пояснительной  записке говорится, что законопроект
разработан  в  целях  реализации  пункта 50 Стратегии развития банковского
сектора   Российской  Федерации  на  период  до  2008  года,  утвержденной
Правительством Российской Федерации и Банком России (далее - Стратегия).
     Следует    отметить,   что  пунктом  50  Стратегии  предусматривается
расширение    возможности  использования  внесудебных  процедур  обращения
взыскания  на  недвижимое  имущество,  являющееся  предметом залога, путем
предоставления права залогодержателям заключать нотариально удостоверенные
соглашения  с залогодателями - юридическими лицами в любой момент действия
обязательства, предусмотренного договором, а не только после возникновения
оснований для обращения взыскания на заложенное имущество.
     Учитывая  изложенное,  а также то, что, распространение законопроекта
на   залогодателей  -  физических  лиц,  на  наш  взгляд,  преждевременно,
предлагаем  доработать  законопроект, предусмотрев, что его нормы не будут
распространяться на залогодателей - физических лиц.
     Обращаем внимание, что аналогичная позиция была высказана Центральным
банком  Российской  Федерации  по  законопроекту  N 469495-4  "О  внесении
изменений  в статью 349 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью
55  Федерального  закона  "Об  ипотеке  (залоге  недвижимости)"  (далее  -
законопроект   N 469495-4),  внесенного  депутатами  Государственной  Думы
Федерального       Собрания    Российской    Федерации    П.А. Медведевым,
А.Н. Хайрулиным,    В.Л. Горбачевым,    который    содержал    аналогичные
законопроекту изменения.
     10  мая  2008  года  в  Центральный  банк  Российской  Федерации  для
ознакомления    поступил    официальный   отзыв  Правительства  Российской
Федерации,    согласно    которому    Правительство  Российской  Федерации
законопроект N 469495-4 не поддержало.
     13  мая 2008 года законопроект N 469495-4 снят с рассмотрения Советом
Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации (протокол
N 29, п.92).
     Одновременно,    полагаем   целесообразным  в  пояснительной  записке
обосновать  критерии, определяющие размер задолженности и период просрочки
исполнения  обязательства,  при  которых  соглашение о внесудебном порядке
обращения  взыскания на предмет залога не применяется. Кроме того, не ясно
необходимо  ли  наличие этих критериев одновременно или достаточно наличия
одного из них.
     Таким    образом,  Центральный  банк  Российской  Федерации  полагает
возможным  поддержать  законопроект,  в  случае  его  доработки  с  учетом
замечаний, изложенных в настоящем письме.

                                                             Г.Г. Меликьян



АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510