Информационное письмо ЦБ РФ от 30.05.2008 N 37
"Вопросы, связанные с применением Положения Банка России
от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками
информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции,
актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования" (далее - Положение N 308-П)"
1. В каком случае уполномоченный банк сообщает о нарушении резидентом
требований части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон)?
Согласно части 1 статьи 19 Закона при осуществлении внешнеторговой
деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои
банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты
Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных
договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для
них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них,
либо обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств,
уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию
Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской
Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них.
На основании части 9 статьи 23 Закона уполномоченные банки как агенты
валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право
применять санкции к лицу, осуществляющему валютные операции или
открывающему счета (вклады) в банке за пределами территории Российской
Федерации с нарушением актов валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования, информацию о нарушениях
актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования при наличии такой информации.
Если внешнеторговым контрактом установлены конкретные сроки
зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет
резидента в уполномоченном банке либо конкретные сроки возврата в
Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных резидентом нерезиденту в
качестве авансового платежа, и если в указанные сроки денежные средства от
нерезидента не поступают и резидентом в уполномоченный банк не
представлены документы, подтверждающие получение им товара, оказание
услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов
интеллектуальной деятельности, либо документы, изменяющие первоначальные
условия внешнеторгового контракта, то уполномоченный банк сообщает о
нарушении резидентом требований части 1 статьи 19 Закона. В указанном
случае датой нарушения будет являться дата, следующая за установленной
(или рассчитываемой) датой по внешнеторговому контракту.
2. Является ли нарушением актов валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования непредставление или
несвоевременное представление клиентом по запросу уполномоченного банка
документов и информации, связанных с проведением валютных операций, при
отсутствии установленного Банком России требования о представлении
уполномоченному банку подтверждающих документов и информации при
проведении валютных операций?
При отсутствии установленного Банком России требования о
представлении уполномоченному банку подтверждающих документов и информации
при осуществлении валютных операций уполномоченный банк на основании
пункта 3 части 1 статьи 23 Закона имеет право запрашивать и получать от
клиентов документы и информацию, связанные с проведением валютных
операций. При этом в запросе уполномоченный банк может установить срок
представления указанных документов и информации, который не может
составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В случае если по запросу уполномоченного банка (в котором установлен
срок представления документов) клиент не представил документы и
информацию, связанные с проведением валютных операций, или представил с
нарушением установленного срока, то уполномоченный банк направляет
сообщение о нарушении клиентом нормы пункта 1 части 2 статьи 24 Закона в
порядке, установленном Положением N 308-П.
3. Следует ли уполномоченному банку в соответствии с требованиями
Положения N 308-П направлять в территориальное учреждение Банка России для
последующего направления в Росфиннадзор информацию о лицах, осуществляющих
валютные операции с нарушением требований актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, если они не
являются клиентами данного уполномоченного банка?
Исходя из требований части 9 статьи 23 Закона уполномоченные банки
передают в территориальное учреждение Банка России для последующего
направления в Росфиннадзор информацию о нарушениях лицами, за исключением
кредитных организаций и валютных бирж, являющимися клиентами данного
уполномоченного банка.
На основании части 10 статьи 23 Закона уполномоченные банки передают
информацию в соответствии с частью 9 статьи 23 Закона в порядке,
установленном Банком России.
Такой порядок установлен Положением N 308-П, в соответствии с которым
уполномоченные банки передают информацию о нарушениях лицами,
осуществляющими валютные операции, являющимися их клиентами (за
исключением кредитных организаций и валютных бирж), актов валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования.
4. Какое программное обеспечение могут использовать уполномоченные
банки в целях выполнения требований Положения N 308-П?
Для формирования электронного сообщения (далее - ЭС) в форматах,
установленных Приложением 2 к Положению N 308-П, уполномоченные банки
могут использовать:
- программное обеспечение, разработанное сторонними организациями;
- программное обеспечение, разработанное Банком России;
- собственное программное обеспечение.
5. Какая информация о дате нарушения указывается в ЭС в случае
нарушения клиентом требований пункта 1.3 Инструкции Банка России от
15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных
операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и
оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и пунктов 2.4 и
2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления
резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации,
связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по
внешнеторговым сделкам, и осуществлением уполномоченными банками контроля
за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)?
При несоблюдении резидентами установленных сроков представления
документов - справки о валютных операциях (пункт 1.3 Инструкции N 117-И),
справки о подтверждающих документах (пункт 2.4 Положения N 258-П), справки
о поступлении валюты Российской Федерации и справки о расчетах через счета
за рубежом (пункт 2.7 Положения N 258-П) в ЭС в качестве даты нарушения
указывается дата, следующая за датой истечения срока, установленного для
представления резидентом в уполномоченный банк указанных документов.
6. Каким образом следует заполнять поле "Сумма валютной операции" в
ЭС в случае, если выявлено нарушение клиентом требований актов валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования и при этом платеж осуществлен в валюте, отличной от валюты
счета клиента?
Если клиентом допущено нарушение требований актов валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования и при этом платеж осуществлен в валюте, отличной от валюты
счета клиента, то сумма валютной операции, связанной с допущенным
нарушением, может быть указана в ЭС как в валюте, списанной со счета
клиента, так и в валюте платежа.
Материал подготовлен
Департаментом финансового мониторинга
и валютного контроля
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510