Письмо Ассоциации российских банков от 16 октября 2008 г. N А-02/5-603
         "О проекте указания Банка России о внесении Изменений
             в Инструкцию Банка России от 14.01.04 N 109-И"

     Ассоциация   российских  банков  благодарит  Вас  за  предоставленную
возможность принять участие в работе над проектом указания Банка России "О
внесении  изменений  в  Инструкцию  Банка  России  от  14 января 2004 года
N 109-И  "О  порядке  принятия  Банком  России  решения  о государственной
регистрации  кредитных  организаций  и  выдаче  лицензий  на осуществление
банковских    операций"    (далее   -  Проект),  предусматривающим  отмену
территориального    ограничения  на  размещение  кредитными  организациями
(филиалами)  операционных  офисов,  и сообщает, что предлагаемые в Проекте
изменения являются актуальными и заслуживают одобрения.
     Вместе  с  тем,  ряд  положений Проекта нуждается в доработке. В этой
связи  Ассоциацией  российских  банков при участии кредитных организаций -
членов АРБ подготовлены замечания к Проекту (заключение прилагается).
     Ассоциация  российских банков выражает надежду на то, что предложения
банковского  сообщества  будут  учтены  при  доработке  Проекта,  а  также
уверенность в дальнейшем сотрудничестве с Банком России.

     Приложение на 2 л.

     С уважением,
     Президент                                                Г.А. Тосунян

                                 Заключение
       Ассоциации  российских  банков  по  проекту указания Банка
России "О  внесении  изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004
года  N 109-И  "О порядке принятия Банком России решения о государственной
регистрации  кредитных  организаций  и  выдаче  лицензий  на осуществление
                           банковских операций"

     Специалисты   Ассоциации  российских  банков  при  участии  кредитных
организаций  -  членов  АРБ  рассмотрели  проект  указания Банка России "О
внесении  изменений  в  Инструкцию  Банка  России  от  14 января 2004 года
N 109-И  "О  порядке  принятия  Банком  России  решения  о государственной
регистрации  кредитных  организаций  и  выдаче  лицензий  на осуществление
банковских операций" (далее - Проект) и сообщают следующее.
     Предлагаемые в Проекте изменения отменяют территориальное ограничение
на  размещение  кредитными организациями (филиалами) операционных офисов и
направлены  на снижение административной нагрузки на кредитные организации
при сохранении должного уровня осуществления территориальными учреждениями
Банка России надзорных функций, и заслуживают поддержки.
     Вместе с тем, Проект не учитывает отдельных особенностей деятельности
кредитных организаций, содержит некоторые неясности и требует доработки. В
этой связи предлагаем следующие замечания и предложения.
     1.  Так,  в  соответствии  с пунктом 1.1 Проекта пункт 9.5 Инструкции
Банка России от 14.01.04 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения
о  государственной  регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление    банковских    операций"   (далее  -  Инструкция  N 109-И)
предлагается   дополнить  подпунктом  9.5.3,  устанавливающим  обязанность
кредитной  организации  принять  решение  о  закрытии  операционного офиса
(одного    из  офисов),  расположенного  на  территории,  подведомственной
территориальному  учреждению  Банка России, и об открытии филиала в том же
помещении,  где  располагался  данный  офис,  в  случае,  если соотношение
размера  выданных  кредитов (привлеченных вкладов (депозитов) операционным
офисом  (операционными  офисами)  кредитной  организации, расположенным на
этой    территории,   и  аналогичного  показателя  в  целом  по  кредитной
организации превысит 3 %.
     Из  содержания  указанного  подпункта  не  ясно, обязана ли кредитная
организация  принять  решение  о  закрытии  операционного офиса (одного из
операционных  офисов),  если  превышение  объема  услуг  будет  только  по
выданным  кредитам,  либо необходимо превышение установленного процентного
соотношения  также  и  по вкладам. Иными словами, подлежит ли суммированию
размер    выданных    кредитов  и  привлеченных  вкладов  или  их  следует
рассматривать отдельно?
     2.  Кроме  того,  в  подпункте  9.5.3  Инструкции N 109-И (в редакции
Проекта)  не  указывается,  должен  ли  банк  принять  решение  о закрытии
операционного    офиса,    показатели    которого   по  выданным  кредитам
(привлеченным  вкладам)  наиболее  высокие,  либо  о  закрытии  любого  из
операционных  офисов  по  усмотрению  кредитной организации. Кроме того, в
указанном    подпункте  не  установлен  срок  принятия  решения  кредитной
организацией  о  закрытии  операционного  офиса  (одного  из  операционных
офисов).
     3.  Учитывая  квартальную  периодичность  представления отчетности по
форме    N 0409302,    а    также    теоретическую  возможность  изменения
рассматриваемого  соотношения  (3  %)  в  течение  квартала  целесообразно
предусмотреть, что обязанность кредитной организации по принятию решения о
закрытии  операционного  офиса  и  об открытии филиала наступает в случае,
если  такое  превышение происходит в течение нескольких отчетных периодов,
что будет свидетельствовать об устойчивом характере такого превышения.

     4.  Согласно  подпункту  11.1  Инструкции  N 109-И  филиал  кредитной
организации открывается (закрывается) по решению ее уполномоченного органа
управления, что свидетельствует о том, что без наличия такого решения банк
не  вправе  открывать  филиал.  Кроме того, каждый банк, как хозяйствующий
субъект,  вправе  самостоятельно  определять  свою структуру. В этой связи
представляется  целесообразным предоставить банкам право выбора: закрывать
операционную  кассу  и принять решение об открытии филиала, либо закрывать
операционную кассу и не принимать решение об открытии филиала.
     5.  Также  представляется целесообразным увеличить размер соотношения
оказываемых  банком  услуг  по кредитам и вкладам (депозитам) до 10 %, так
как  в настоящее время у многих банков порог в 3 % уже превышен. По нашему
мнению,  предлагаемый  в  Проекте размер соотношения оказываемых кредитной
организацией  в  целом и операционным офисом (операционными офисами) услуг
может    повлечь  создание  большего  количества  новых  филиалов  и,  как
следствие, приведет к увеличению объема налоговой и финансовой отчетности.
     6.  В  подпункте  9.13.1  Инструкции  N 109-И  (в  редакции  Проекта)
предусмотрена ситуация, при которой решение об открытии филиала и закрытии
внутреннего структурного подразделения принимается одновременно. Возникает
вопрос о возможности поэтапного принятия таких решений. Указанный подпункт
не устанавливает хронологическую последовательность принятия этих решений,
в связи с чем возникает вопрос о правомерности открытия сначала филиала, а
впоследствии о закрытии операционного офиса.
     7.  В  подпункте  9.13.1  Инструкции  N 109-И (в редакции Проекта) не
установлен срок направления кредитной организацией уведомления об открытии
филиала  и о закрытии внутреннего структурного подразделения. Предлагается
внести в Проект соответствующую поправку.
     Ассоциация  российских  банков  надеется, что предложения банковского
сообщества будут учтены Банком России при доработке Проекта.



АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510