Письмо Ассоциации российских банков от 18 декабря 2008 г. N А-01/5-724 Уважаемый Владислав Матусович! Ассоциация российских банков рассмотрела проект Федерального закона N 138312-5 "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Законопроект) и сообщает, что предлагаемые в Законопроекте мероприятия по осуществлению контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых для поддержки финансовой системы Российской Федерации, в период нестабильности на финансовых рынках являются своевременными и актуальными. В целом концепция Законопроекта нами поддерживается. Вместе с тем, ряд положений Законопроекта нуждается в доработке и уточнении. В этой связи специалистами Ассоциации российских банков подготовлено соответствующее заключение (прилагается). Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Законопроекта, а также уверенность в дальнейшем сотрудничестве по вопросам совершенствования действующего законодательства, регулирующего банковскую деятельность. Приложение на 3 л. С уважением, Президент Г.А. Тосунян Заключение Ассоциации российских банков по проекту Федерального закона N 138312-5 "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Специалисты Ассоциации российских банков проанализировали положения проекта Федерального закона N 138312-5 "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Законопроект) и сообщают следующее. Целью Законопроекта является усиление контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых для поддержки финансовой системы Российской Федерации в текущей экономической ситуации. В период финансовой нестабильности точная оценка экономического положения кредитных организаций, привлекающих денежные средства в порядке, установленном Федеральным законом от 13.10.08 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", бюджетные средства, а также необеспеченные кредиты от Банка России, является особенно актуальной. Осуществление текущего контроля за предусмотренными в Законопроекте сделками и операциями будет способствовать своевременному выявлению проблем в деятельности этих кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, и предотвращению ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, поддержанию стабильности банковской системы в целом. В этой связи концепция Законопроекта заслуживает поддержки. Вместе с тем, полагаем, что ряд положений Законопроекта нуждается в доработке, а именно. 1. В собственности кредитной организации может находиться недвижимое имущество, имеющие незначительную стоимость, например, жилое помещение (комнаты, квартиры), реализация которого не может повлечь никаких негативных последствий для финансового положения банка. В этой связи в пункте 1 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) предлагается ограничить предоставление кредитной организацией уполномоченному представителю Банка России информации о предстоящих сделках с недвижимым имуществом только сделками с имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации. 2. В соответствии с гражданским законодательством в рамках одного договора может быть совершена одна сделка либо несколько сделок. В этой связи из предложенной редакции пункта 3 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) не ясно, обязана ли кредитная организация предоставлять уполномоченному представителю Банка России информацию о каждой из совокупности сделок независимо от их цены, совершаемых в рамках договора, цена которого составляет более 1 процента стоимости пассивов кредитной организации, либо о каждой сделке (договоре), превышающей указанную стоимость. Кроме того, в пункте 3 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) перечисляются виды сделок, о которых следует уведомлять уполномоченного представителя Банка России. Вместе с тем, словосочетание "и иным)" позволяет сделать вывод о том, что кредитная организация обязана уведомлять о любых сделках, балансовая стоимость которых превышает 1 процент балансовой стоимости пассивов кредитной организации. В этой связи предлагаем либо указать в скобках исчерпывающий перечень сделок, либо полностью исключить текст в скобках. 3. В пункте 3 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) используется термин "группа связанных обязательств", а в пункте 4 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) - термин "группа связанных переводов". Вместе с тем, действующее законодательство не содержит определения указанных понятий. В этой связи предлагается дать в Законопроекте их определения, соответствующие целям принятия Законопроекта, в том числе конкретизирующие, рассматриваются ли в качестве связанных обязательства по одной сделке или по нескольким, объединенным определенными общими признаками. 4. В статье 76 Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции) установлено право Банка России назначать в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Однако в статье 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) нормы статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции) исключены. При этом в пояснительной записке к Законопроекту отсутствует мотивированное объяснение такого исключения. Вместе с тем, на уполномоченного представителя Банка России в соответствии со статьей 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) возложены иные функции, отличающиеся от функций уполномоченного представителя Банка России, предусмотренных статьей 76 Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции). В соответствии с частью 2 статьи 74 Закона N 86-ФЗ, статьей 20 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и главой III Федерального закона от 05.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Банк России может назначить временную администрацию, в частности после отзыва у кредитной организации лицензии и до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации. Однако, учитывая нормы Положения Банка России от 09.11.05 N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" (далее - Положение N 279-П), временная администрация и уполномоченный представитель Банка России, на которого возложены функции в соответствии со статьей 76 Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции), являются разными институтами. Кроме того, в соответствии с главой 2 "Порядок назначения временной администрации" Положения N 279-П в состав временной администрации могут входить лица (за исключением руководителя временной администрации), не являющиеся сотрудниками Банка России. Таким образом, исключение из статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) норм статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции) лишает Банк России альтернативы в выборе органа, на который он может возложить функции по защите интересов вкладчиков и кредиторов после отзыва у кредитной организации лицензии. 5. С учетом того, что в части 5 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) установлена возможность применения к кредитным организациям мер, предусмотренных статьей 74 Закона N 86-ФЗ, в случае невыполнения требований статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта), представляется необходимым исключить из текста предлагаемой редакции статьи 76 любые неопределенные положения, не позволяющие четко определить событие правонарушения (например, положение части 3 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) - "не препятствовать иным образом деятельности уполномоченного представителя Банка России"). Исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам А.В. Емелин
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510