Письмо Ассоциации российских банков 
                   от 18 декабря 2008 г. N А-01/5-724

                     Уважаемый Владислав Матусович!

     Ассоциация  российских  банков рассмотрела проект Федерального закона
N 138312-5  "О  внесении  изменения  в  статью  76  Федерального закона "О
Центральном    банке    Российской  Федерации  (Банке  России)"  (далее  -
Законопроект)  и сообщает, что предлагаемые в Законопроекте мероприятия по
осуществлению контроля за использованием кредитными организациями денежных
средств, выделяемых для поддержки финансовой системы Российской Федерации,
в  период  нестабильности  на  финансовых рынках являются своевременными и
актуальными.
     В  целом  концепция  Законопроекта нами поддерживается. Вместе с тем,
ряд  положений  Законопроекта  нуждается  в  доработке и уточнении. В этой
связи    специалистами    Ассоциации    российских    банков  подготовлено
соответствующее заключение (прилагается).
     Ассоциация   российских  банков  выражает  надежду,  что  предложения
банковского  сообщества  будут учтены при доработке Законопроекта, а также
уверенность  в  дальнейшем  сотрудничестве  по  вопросам совершенствования
действующего законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

     Приложение на 3 л.

     С уважением,
     Президент Г.А. Тосунян

                 Заключение Ассоциации российских банков
                по проекту Федерального закона N 138312-5
                    "О внесении изменения в статью 76 
                 Федерального закона "О Центральном банке 
                   Российской Федерации (Банке России)"

     Специалисты  Ассоциации  российских банков проанализировали положения
проекта  Федерального  закона N 138312-5 "О внесении изменения в статью 76
Федерального  закона  "О  Центральном  банке  Российской  Федерации (Банке
России)" (далее - Законопроект) и сообщают следующее.
     Целью  Законопроекта  является  усиление  контроля  за использованием
кредитными   организациями  денежных  средств,  выделяемых  для  поддержки
финансовой  системы Российской Федерации в текущей экономической ситуации.
В  период финансовой нестабильности точная оценка экономического положения
кредитных    организаций,    привлекающих  денежные  средства  в  порядке,
установленном  Федеральным  законом от 13.10.08 N 173-ФЗ "О дополнительных
мерах  по  поддержке  финансовой  системы Российской Федерации", бюджетные
средства,  а  также  необеспеченные  кредиты  от  Банка  России,  является
особенно актуальной.
     Осуществление  текущего  контроля за предусмотренными в Законопроекте
сделками   и  операциями  будет  способствовать  своевременному  выявлению
проблем  в  деятельности  этих  кредитных организаций на ранних стадиях их
возникновения,  и предотвращению ситуаций, угрожающих интересам кредиторов
и вкладчиков, поддержанию стабильности банковской системы в целом.
     В этой связи концепция Законопроекта заслуживает поддержки.
     Вместе  с  тем, полагаем, что ряд положений Законопроекта нуждается в
доработке, а именно.
     1.  В собственности кредитной организации может находиться недвижимое
имущество,  имеющие  незначительную  стоимость,  например, жилое помещение
(комнаты,    квартиры),  реализация  которого  не  может  повлечь  никаких
негативных последствий для финансового положения банка.
     В  этой связи в пункте 1 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции
Законопроекта)    предлагается    ограничить    предоставление   кредитной
организацией  уполномоченному  представителю  Банка  России  информации  о
предстоящих  сделках с недвижимым имуществом только сделками с имуществом,
балансовая  стоимость  которого  составляет  более  1  процента балансовой
стоимости активов кредитной организации.
     2.  В  соответствии  с  гражданским законодательством в рамках одного
договора  может  быть  совершена одна сделка либо несколько сделок. В этой
связи  из  предложенной редакции пункта 3 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ
(в  редакции  Законопроекта)  не  ясно,  обязана  ли кредитная организация
предоставлять  уполномоченному  представителю  Банка  России  информацию о
каждой  из совокупности сделок независимо от их цены, совершаемых в рамках
договора,  цена  которого  составляет  более 1 процента стоимости пассивов
кредитной  организации,  либо  о  каждой  сделке  (договоре),  превышающей
указанную стоимость.
     Кроме  того,  в пункте 3 части 4 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции
Законопроекта)  перечисляются  виды  сделок,  о которых следует уведомлять
уполномоченного  представителя  Банка России. Вместе с тем, словосочетание
"и иным)" позволяет сделать вывод о том, что кредитная организация обязана
уведомлять  о  любых  сделках,  балансовая  стоимость  которых превышает 1
процент балансовой стоимости пассивов кредитной организации.
     В этой связи предлагаем либо указать в скобках исчерпывающий перечень
сделок, либо полностью исключить текст в скобках.
     3.  В  пункте  3  части  4  статьи  76  Закона  N 86-ФЗ  (в  редакции
Законопроекта)  используется  термин  "группа связанных обязательств", а в
пункте  4  части  4  статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) -
термин    "группа    связанных   переводов".  Вместе  с  тем,  действующее
законодательство  не  содержит определения указанных понятий. В этой связи
предлагается  дать  в  Законопроекте их определения, соответствующие целям
принятия Законопроекта, в том числе конкретизирующие, рассматриваются ли в
качестве  связанных  обязательства  по  одной  сделке  или  по нескольким,
объединенным определенными общими признаками.
     4.  В  статье  76 Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции) установлено
право  Банка  России назначать в кредитную организацию, у которой отозвана
лицензия    на    осуществление    банковских   операций,  уполномоченного
представителя    Банка  России  в  целях  защиты  интересов  вкладчиков  и
кредиторов.
     Однако  в  статье  76 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) нормы
статьи  76  Закона  N 86-ФЗ (в действующей редакции) исключены. При этом в
пояснительной    записке    к   Законопроекту  отсутствует  мотивированное
объяснение такого исключения.
     Вместе  с  тем,  на  уполномоченного  представителя  Банка  России  в
соответствии  со  статьей  76  Закона  N 86-ФЗ  (в редакции Законопроекта)
возложены    иные    функции,   отличающиеся  от  функций  уполномоченного
представителя  Банка  России, предусмотренных статьей 76 Закона N 86-ФЗ (в
действующей редакции).
     В  соответствии  с  частью  2  статьи  74  Закона N 86-ФЗ, статьей 20
Федерального    закона    от  02.12.90  N 395-1  "О  банках  и  банковской
деятельности"  и  главой  III  Федерального  закона от 05.02.99 N 40-ФЗ "О
несостоятельности  (банкротстве)  кредитных организаций" Банк России может
назначить  временную  администрацию,  в частности после отзыва у кредитной
организации  лицензии  и  до  дня  вынесения  арбитражным  судом решения о
признании  кредитной  организации  банкротом  и  об  открытии  конкурсного
производства  (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления
в  законную  силу  решения  арбитражного  суда  о  назначении  ликвидатора
кредитной организации.
     Однако,  учитывая нормы Положения Банка России от 09.11.05 N 279-П "О
временной  администрации  по  управлению  кредитной организацией" (далее -
Положение N 279-П), временная администрация и уполномоченный представитель
Банка  России,  на которого возложены функции в соответствии со статьей 76
Закона N 86-ФЗ (в действующей редакции), являются разными институтами.
     Кроме  того,  в соответствии с главой 2 "Порядок назначения временной
администрации"  Положения  N 279-П  в состав временной администрации могут
входить  лица  (за  исключением  руководителя временной администрации), не
являющиеся сотрудниками Банка России.
     Таким  образом,  исключение  из  статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции
Законопроекта)  норм  статьи  76  Закона  N 86-ФЗ (в действующей редакции)
лишает  Банк  России  альтернативы  в  выборе  органа, на который он может
возложить функции по защите интересов вкладчиков и кредиторов после отзыва
у кредитной организации лицензии.
     5.  С учетом того, что в части 5 статьи 76 Закона N 86-ФЗ (в редакции
Законопроекта) установлена возможность применения к кредитным организациям
мер,  предусмотренных  статьей  74  Закона  N 86-ФЗ, в случае невыполнения
требований    статьи    76  Закона  N 86-ФЗ  (в  редакции  Законопроекта),
представляется  необходимым  исключить  из  текста  предлагаемой  редакции
статьи  76 любые неопределенные положения, не позволяющие четко определить
событие  правонарушения  (например,  положение  части  3  статьи 76 Закона
N 86-ФЗ  (в  редакции  Законопроекта)  -  "не  препятствовать иным образом
деятельности уполномоченного представителя Банка России").

     Исполнительный
     вице-президент АРБ
     по правовым вопросам А.В. Емелин



АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510