Информационное письмо ЦБР от 6 августа 2007 г. N 36
"Обобщение практики применения нормативных актов Банка России
по вопросам валютного контроля"
Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам
документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета
уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"
(далее - Инструкция N 117-И).
1. Требуется ли оформление паспорта сделки (далее - ПС) при
совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от
имени юридического лица - резидента его зарубежным представительством
(филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета
представительства (филиала) юридического лица - резидента, открытые в
банке-нерезиденте?
Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция
N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления
ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты
заключены с нерезидентами от имени юридического лица - резидента его
зарубежными представительствами (филиалами).
Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что
представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае
осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в
банках-нерезидентах, юридическому лицу - резиденту следует оформить
паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей
государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в
уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом,
осуществляются валютные операции по контрактам.
2. Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при
оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной
собственности (далее - ВОИС) за регистрацию товарных знаков?
Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию
товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона
от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) является валютной операцией, которая
в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между
резидентами и нерезидентами без ограничений.
На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного
разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в
частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом,
заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента,
открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте
за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на
таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые
работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по
внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом
(юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и
нерезидентом.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации
под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий).
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от
10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых
действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака,
регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места
происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьи 8
Налогового кодекса Российской Федерации).
Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует
международным договорам, участником которых является Россия, - Парижской
конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной
кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.
Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения,
регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных
операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за
международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке
резидентом не оформляется.
Вопрос по применению Инструкции Банка России от 30.04.2004 N 111-И
"Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И).
3. Необходимо ли в настоящее время при списании денежных средств с
транзитных валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов
или поверенных) в пользу резидентов-комитентов, принципалов или
доверителей проставлять в платежных документах отметки, предусмотренные
пунктами 4.3-4.5 Инструкции N 111-И?
В связи с тем, что статья 21 Федерального закона N 173-ФЗ утратила
силу с 01.01.2007, положения Инструкции N 111-И применяются в части, не
противоречащей действующему законодательству и указанному Федеральному
закону N 173-ФЗ.
С учетом изложенного необходимость в проставлении в платежных
документах в соответствии с главой 4 Инструкции N 111-И отметок
"Обязательная продажа произведена" и "Обязательная продажа не произведена"
в настоящее время отсутствует.
Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И
"О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и
порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских
операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской
Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее -
Инструкция N 113-И).
4. Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала
уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять
Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение
рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их
внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и
чеками не совершались?
В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной
валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.
На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления
операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим
лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков,
платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой
и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2
статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма") одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8
Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие
физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и
чеками.
Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления
операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр
операций с наличной валютой и чеками (далее - Реестр).
В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено
необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим
лицом операции с наличной валютой и чеками.
В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом
уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями
операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И
не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала
уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений
обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего
информации об операциях с наличной валютой и чеками.
Материал подготовлен
Департаментом финансового мониторинга
и валютного контроля
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510