ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 34
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы по применению Инструкции Банка России
от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам документов
и информации при осуществлении валютных операций,
порядке учета уполномоченными банками валютных
операций и оформления паспортов сделок"
(далее - Инструкция N 117-И)
1. Какая сумма должна быть указана резидентом в пункте 6.2 листа 2
паспорта сделки (далее - ПС) (Приложение 4 к Инструкции N 117-И) при
переоформлении ПС по кредитному договору (договору займа), оформленному
после 18.06.2004 (дата вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ "О
валютном регулировании и валютном контроле"): сумма задолженности по
основному долгу, сложившаяся на день переоформления ПС с учетом денежных
средств, которые были получены (предоставлены) и/или возвращены резидентом
до переоформления ПС, или сумма задолженности, указанная в первоначально
оформленном ПС?
Какая информация указывается в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС при
переоформлении ПС (Приложение 4 к Инструкции N 117-И) по кредитному
договору (договору займа)?
При переоформлении резидентом ПС по кредитному договору (договору
займа) информация, указанная в пункте 6.2 листа 2 ПС, переносится из
первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС без изменения.
Информация, указанная в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС, при
переоформлении ПС переносится из первоначально оформленного ПС также без
изменения. Однако в случае если в графики предстоящих платежей по
получению (предоставлению) и/или по возврату средств, которые будут
осуществляться после даты переоформления ПС, были внесены изменения, при
переоформлении ПС указанные изменения должны быть учтены при заполнении
пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.
2. Какой код вида валютной операции следует указывать в справке о
валютных операциях при переводе страховой компанией - резидентом страховых
выплат нерезиденту при наступлении страхового случая?
При переводе страховой компанией - резидентом страхового возмещения
нерезиденту при наступлении страхового случая рекомендуем указывать в
справке о валютных операциях код 70080 "прочие платежи резидентов в пользу
нерезидентов по неторговым операциям" (Приложение 2 к Инструкции N 117-И).
3. Требуется ли оформление ПС по валютной операции между резидентом и
нерезидентом за бункеровку топливом судов нерезидентов в российских
портах, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации в
таможенном режиме "перемещение припасов"?
На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного
разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления паспорта сделки
распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и
нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов за вывозимые с
таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому
договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и
физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003
N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) под внешнеторговой
деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области
внешней торговли, в частности, товарами. При этом в соответствии с
пунктами 7 и 28 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ под внешней
торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз
товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об
обратном ввозе.
Вместе с тем Таможенным кодексом Российской Федерации (статья 264)
установлен специальный таможенный режим - "перемещение припасов", при
котором товары, предназначенные, в частности, для использования на морских
(речных) судах, а также товары, предназначенные для продажи членам
экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, перемещаются через
таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения
запретов и ограничений экономического характера, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности.
Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в российских
портах указанное топливо вывозится с таможенной территории Российской
Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", а не в таможенном
режиме "экспорт", оформления паспорта сделки при осуществлении расчетов
между резидентом и нерезидентом за бункеровку судов нерезидентов не
требуется.
Вопросы по применению Инструкции
Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке
открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов
и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных
видов банковских операций и иных сделок с наличной
иностранной валютой и валютой Российской Федерации,
чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, с участием физических лиц"
(далее - Инструкция N 113-И)
4. Необходимо ли заполнять Реестр операций с наличной валютой и
чеками (Приложение 4 к Инструкции N 113-И) при проведении операций с
использованием платежных карт, предусмотренных пунктами 3.1.16 - 3.1.19
Инструкции N 113-И, в случае если у кредитной организации отсутствует
возможность достоверно установить, что счет клиента открыт в валюте
Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции N 113-И оформление операций
по приему (выдаче) наличной иностранной валюты и валюты Российской
Федерации с использованием платежных карт осуществляется в соответствии с
нормативными актами Банка России, регулирующими указанные операции.
В настоящее время операции, совершаемые с использованием платежных
карт, регулируются Положением Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об
эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием
платежных карт" (далее - Положение N 266-П).
Пунктом 3.8 Положения N 266-П установлена специальная норма, в
соответствии с которой Реестр операций с наличной валютой и чеками, а
также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и
чеками, предусмотренный Инструкцией N 113-И, не оформляются при выдаче
(приеме) в пункте выдачи наличных кредитной организацией клиентам -
физическим лицам (от клиентов - физических лиц) с использованием платежных
карт наличных денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов (на
счета) в валюте Российской Федерации, открытых в данной кредитной
организации.
Вместе с тем в случае если кредитная организация не устанавливает в
связи с невозможностью достоверно установить, что счет клиента кредитной
организации, по которому совершается операция с использованием платежной
карты, открыт в валюте Российской Федерации, в Реестр операций с наличной
валютой и чеками включаются все операции, совершаемые в пункте выдачи
наличных кредитной организации, предусмотренные пунктами 3.1.16 - 3.1.19
Инструкции N 113-И, в том числе операции с наличной валютой Российской
Федерации, осуществляемые с использованием платежных карт, а также
оформляется документ, подтверждающий проведение операции с наличной
валютой и чеками.
5. Может ли на стенде обменного пункта уполномоченного банка
размещаться информация о том, что им проводятся (не проводятся) операции с
монетами иностранных государств (группы государств)?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 1
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в
понятие "иностранная валюта" входит также монета, находящаяся в обращении
и являющаяся законным средством наличного платежа соответствующего
иностранного государства, а также изымаемая либо изъятая из обращения, но
подлежащая обмену.
Пунктом 3.7 Инструкции N 113-И установлено, что уполномоченный банк
(филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о
необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств)
при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.
В соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом 2.1.3 Инструкции N 113-И
обменный пункт уполномоченного банка должен быть оборудован стендом,
находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и
содержащим информацию о перечне отдельных видов банковских операций и иных
сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации и
чеками, осуществляемых данным обменным пунктом.
С учетом изложенного уполномоченный банк вправе поместить на стенде
своего обменного пункта вместе с перечнем банковских операций информацию о
том, что данный обменный пункт проводит (или не проводит) операции с
монетами иностранных государств (группы государств).
Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и
валютного контроля
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510