ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 9
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ
В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ БАНКА РОССИИ
1. Распространяется ли на кредитные организации обязанность по
выявлению сделок с недвижимым имуществом, относящихся к операциям,
подлежащим обязательному контролю, и направлению сведений об указанных
сделках в уполномоченный орган?
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) сделка с
недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на
которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна
сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает
ее.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях
с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному
контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным
имуществом. Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную
всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе и кредитным организациям.
Следовательно, кредитная организация должна представлять в
уполномоченный орган сведения о любых сделках с недвижимым имуществом
(купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых равна или превышает 3
000 000 рублей, если кредитная организация является стороной по сделке
либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.
В случае если кредитная организация при проведении расчетной операции
своего клиента по сделке с недвижимым имуществом не располагает всей
необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о
проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и
указанная операция при реализации правил внутреннего
"противолегализационного" контроля не отнесена к операции, в отношении
которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма,
обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган
у кредитной организации не возникает.
2. Необходимо ли кредитной организации предпринимать меры по
установлению и идентификации выгодоприобретателя при осуществлении
клиентом платежей по договору финансирования под уступку денежного
требования?
Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об
идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N
262-П), под выгодоприобретателем следует понимать лицо, которое, не
являясь непосредственно участником операции, получает выгоду от ее
проведения. При этом, совершая в интересах другого лица банковские
операции и иные сделки, клиент может действовать на основании различных
договоров, в частности, агентского договора, договоров поручения,
комиссии, доверительного управления (то есть перечень гражданско-правовых
договоров, указанных в пункте 1.2 Положения N 262-П, не является
исчерпывающим).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона и
Положения N 262-П кредитные организации должны предпринять обоснованные и
доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации
выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований
совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса Российской
Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна
сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне
(клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента
(кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления
клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а
клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное
требование.
Учитывая, что в рамках договора финансирования под уступку денежного
требования клиент уступает финансовому агенту денежное требование, а
должник должен произвести платеж финансовому агенту (исполнить его
денежное требование), в данном случае клиента как сторону по договору
финансирования под уступку денежного требования, по нашему мнению, не
следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя.
3. Какие квалификационные требования предъявляются к ответственному
сотруднику по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) филиала
кредитной организации?
Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными
актами Банка России, в том числе Указанием Банка России от 09.08.2004 N
1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам,
ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в
кредитных организациях" (далее - Указание N 1486-У), не установлены
непосредственно квалификационные требования к ответственному сотруднику по
ПОД/ФТ филиала кредитной организации.
Однако в случае, если внутренними документами кредитной организации,
регламентирующими процедуру формирования и направления в уполномоченный
орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, филиалу кредитной
организации предоставлены полномочия по передаче отчетов в виде
электронного сообщения (ОЭС) напрямую в уполномоченный орган, минуя
головной офис кредитной организации, полагаем, что ответственный сотрудник
по ПОД/ФТ филиала кредитной организации должен соответствовать
квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственному сотруднику
кредитной организации Указанием N 1486-У.
4. Соответствует ли квалификационным требованиям к ответственному
сотруднику по ПОД/ФТ кандидат, имеющий высшее юридическое или
экономическое образование, а также опыт работы в сфере ПОД/ФТ, при
отсутствии у него опыта руководства отделом (подразделением) кредитной
организации, связанным с осуществлением банковских операций?
В соответствии с пунктом 2 Указания N 1486-У ответственный сотрудник
должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт
руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным
с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при
отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее
двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации,
связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
Из указанной выше нормы следует, что кандидат на должность
ответственного сотрудника по ПОД/ФТ, имеющий опыт работы в сфере ПОД/ФТ не
менее двух лет, даже при отсутствии высшего юридического или
экономического образования считается соответствующим квалификационным
требованиям, предъявляемым к ответственным сотрудникам по ПОД/ФТ.
Таким образом, по нашему мнению, кандидат на должность ответственного
сотрудника по ПОД/ФТ кредитной организации, имеющий высшее юридическое или
экономическое образование, при отсутствии у него опыта руководства отделом
или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением
банковских операций, может быть признан соответствующим квалификационным
требованиям к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ при наличии у него опыта
работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.
5. Обязана ли кредитная организация проводить обучение своих
сотрудников по вопросам ПОД/ФТ в образовательных учреждениях, имеющих
лицензии на ведение образовательной деятельности?
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Указания Банка России от
09.08.2004 N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в
кредитных организациях" (далее - Указание N 1485-У) кредитным организациям
предоставляется право самостоятельно с учетом требований данного указания
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а
также особенностей деятельности своих клиентов и степени (уровня) риска
совершения клиентами операций в целях ПОД/ФТ разрабатывать и утверждать
программу подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ (включая порядок
проведения обучения и его формы), а также план ее реализации.
Учитывая, что каких-либо требований в отношении организаторов
обучающих мероприятий Указание N 1485-У не содержит, кредитная организация
вправе самостоятельно определить, каким образом осуществлять обучение
своих сотрудников: путем использования "внутренних ресурсов" или путем
направления своих сотрудников на обучение в образовательные учреждения,
имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности, а также
банковские ассоциации (союзы), банковские школы, центры и курсы
переподготовки банковских кадров.
Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и
валютного контроля
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510