Соглашение о сотрудничестве между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Национальным банком Украины в области банковского надзора Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Национальный банк Украины, именуемые в дальнейшем "органы банковского надзора", достигли взаимопонимания в вопросе о необходимости обмена информацией для эффективного выполнения своих функций и содействия надежности и стабильному функционированию поднадзорных организаций в своих странах, руководствуясь рекомендациями Базельского Комитета по банковскому надзору о принципах осуществления консолидированного и всестороннего надзора и сотрудничества между органами банковского надзора. 1. Полномочия органов банковского надзора 1.1. Российская Федерация В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами (банковскими холдингами) банковского законодательства, требований нормативных актов Банка России, установленных Банком России обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры к кредитным организациям, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 1.2. Украина Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, к функциям которого отнесено осуществление банковского регулирования и надзора в формах, определенных Законом Украины "О банках и банковской деятельности", как непосредственно, так и через созданный им орган банковского надзора. Национальный банк Украины осуществляет постоянный надзор за соблюдением банковского законодательства, законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, нормативно-правовых актов Национального банка и экономических нормативов банками, их подразделениями, аффилированными и связанными лицами банков на территории Украины и за границей, банковскими объединениями, представительствами и филиалами иностранных банков в Украине, а также другими юридическими и физическими лицами. Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе, направляет банкам обязательные к исполнению письменные требования об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры воздействия, предусмотренные Законом Украины "О банках и банковской деятельности". 2. В настоящем Соглашении термины и понятия употребляются в следующем значении: 2.1. Поднадзорная организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять банковские операции, деятельность которого подлежит лицензированию и банковскому надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Украины. 2.1.1. В Российской Федерации: Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. 2.1.2. В Украине: Банк - это юридическое лицо, которое имеет исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. 2.2. Материнская поднадзорная организация - поднадзорная организация, расположенная на территории одной из стран и имеющая трансграничное учреждение. 2.3. Трансграничные учреждения: 2.3.1. На территории Российской Федерации иностранные кредитные организации могут участвовать в уставных капиталах кредитных организаций, в том числе создавать дочерние кредитные организации, деятельность которых подлежит лицензированию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также открывать представительства. В соответствии с законодательством Российской Федерации: Дочерняя кредитная организация - юридическое лицо, в котором материнская поднадзорная организация в силу преобладающего участия в уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней кредитной организацией. Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство кредитной организации не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшей его кредитной организацией. 2.3.2. В Украине: На территории Украины возможна деятельность иностранного банка в форме юридического лица - резидента Украины, такого, как дочерний банк, или в иной форме участия в уставном капитале банка - резидента Украины, а также в форме филиала или представительства иностранного банка. В соответствии с законодательством Украины: Дочерний банк - это банк, в котором материнский банк непосредственно или опосредованно, единолично или вместе с другими лицами владеет долей, представляющей эквивалент 50 или более процентов уставного капитала или голосов этого банка, либо имеет возможность оказывать решающее влияние на управление или деятельность этого банка на основании договора или каким-либо иным способом. Филиал банка - обособленное структурное подразделение банка, не имеющее статуса юридического лица и осуществляющее деятельность от имени банка. Представительство - это территориально обособленное структурное подразделение банка, которое выполняет функции представления и защиты интересов банка и не осуществляет банковскую деятельность. 2.4. Страна происхождения - страна регистрации материнской поднадзорной организации. 2.5. Страна пребывания - страна регистрации трансграничного учреждения. 3. Обмен информацией 3.1. В целях поддержания стабильности, развития и укрепления банковских систем Российской Федерации и Украины органы банковского надзора осуществляют сотрудничество в области банковского надзора за деятельностью материнских поднадзорных организаций и их трансграничных учреждений на основе положений настоящего Соглашения с соблюдением требований национального законодательства. Органы банковского надзора обмениваются информацией о состоянии и развитии банковского сектора, основных нормах и требованиях в области банковского регулирования и надзора, а также об их изменениях. 3.2. В Российской Федерации обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым Банк России вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства информацию или документы, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, не содержащие сведения об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, полученных от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством этих иностранных государств. 3.3. В Украине обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируется Законом Украины "О банках и банковской деятельности", согласно которому Национальный банк Украины в соответствии с международным договором Украины или по принципу взаимности имеет право предоставлять информацию, полученную при осуществлении надзора за деятельностью банков, органу банковского надзора другого государства, если есть гарантии того, что предоставленная информация будет использована исключительно для целей банковского надзора или предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. 3.4. При необходимости органы банковского надзора оказывают друг другу содействие в получении информации: о резидентах Российской Федерации и Украины - юридических и физических лицах, являющихся учредителями (участниками) кредитных организаций; о подтверждении соответствия квалификационным требованиям руководителей кредитных организаций (кандидатов на должности руководителей кредитной организации); иной информации. 3.5. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется по инициативе одного из органов банковского надзора на основании его запроса об оказании содействия (далее - запрос). 3.6. Запрос направляется в письменном виде. Для передачи запроса могут использоваться любые средства связи. 3.7. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемый орган банковского надзора полагает, что выполнение запроса противоречит законодательству его государства или государственным интересам. В этом случае запрашивающий орган банковского надзора письменно уведомляется об отказе с указанием причин. 3.8. Каждый орган банковского надзора принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного ответа на запрос другого органа банковского надзора или уведомляет последний об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих исполнение запроса. 3.9. Каждый орган банковского надзора самостоятельно несет расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Соглашения, если не будет согласован иной порядок. 4. Обеспечение конфиденциальности информации 4.1. Органы банковского надзора принимают соответствующие меры по обеспечению конфиденциальности информации или документов при ее хранении, использовании и передаче друг другу любыми средствами связи. 4.2. Конфиденциальная информация, предоставленная в рамках данного Соглашения, без согласия предоставившего ее органа банковского надзора не может быть использована в иных целях, чем те, в связи с которыми она запрашивалась и была предоставлена. 4.3. Предоставление конфиденциальной информации или документов третьим лицам допускается в каждом конкретном случае на основании письменного согласия органа банковского надзора, предоставившего конфиденциальную информацию, кроме случаев, когда обязанность предоставить конфиденциальную информацию предусмотрена законом. 4.4. В случае прекращения действия данного Соглашения надзорная информация, полученная в рамках данного Соглашения, продолжает считаться конфиденциальной. 5. Лицензирование 5.1. Обращение поднадзорной организации страны происхождения о выдаче лицензии (разрешения) на открытие трансграничных учреждений в орган банковского надзора страны пребывания (далее - обращение) рассматривается в пределах сроков и в соответствии с требованиями национального законодательства. 5.2. Орган банковского надзора страны пребывания, получивший обращение, информирует другой орган банковского надзора страны происхождения о его содержании. Органы банковского надзора письменно информируют друг друга о результатах рассмотрения обращения. 5.3. По запросу органа банковского надзора страны пребывания орган банковского надзора страны происхождения предоставляет следующую информацию о материнской поднадзорной организации для принятия решения по обращению: о дате государственной регистрации; о деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление банковских операций; о составе банковской группы (банковского холдинга), органов управления материнской поднадзорной организации, сведения об акционерах (участниках), дочерних кредитных организациях, аффилированных лицах, а также представительствах; о структуре управления и системе внутреннего контроля; иную информацию, необходимую для принятия решения об открытии трансграничного учреждения, в том числе сведения о финансовом состоянии материнской поднадзорной организации и о соблюдении материнской поднадзорной организацией законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, которая может быть предоставлена в рамках настоящего Соглашения. 6. Сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения акций (долей) поднадзорной организации 6.1. Органы банковского надзора уведомляют друг друга о выдаче поднадзорной организации или отказе в выдаче согласия на приобретение акций (долей) поднадзорной организации, зарегистрированной в другой стране. Орган банковского надзора страны происхождения поднадзорной организации, обратившейся за выдачей такого согласия, предоставляет по запросу другой стороны имеющуюся информацию об этой поднадзорной организации, необходимую для принятия решения. 6.2. Приобретением в целях настоящего Соглашения считается сделка, в результате которой приобретаются акции (доли) поднадзорной организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации или Украины, приобретение которых в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны требует предварительного согласования с органом банковского надзора. 7. Сотрудничество в области надзора за текущей деятельностью трансграничных учреждений 7.1. Орган банковского надзора страны пребывания осуществляет банковский надзор за деятельностью трансграничных учреждений в соответствии с национальным законодательством. 7.2. Орган банковского надзора страны пребывания не будет препятствовать представлению трансграничными учреждениями информации и отчетности материнской поднадзорной организации, необходимой для консолидированного надзора и составления консолидированной отчетности по формам, установленным в стране происхождения. 7.3. Орган банковского надзора страны происхождения в отношении материнских поднадзорных организаций и орган банковского надзора страны пребывания в отношении трансграничных учреждений на основании соответствующих запросов представляют на взаимной основе следующую информацию: о показателях, характеризующих финансовое состояние материнских поднадзорных организаций и их трансграничных учреждений; о допущенных материнскими поднадзорными организациями и их трансграничными учреждениями нарушениях банковского законодательства, в том числе законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о мерах, примененных органами банковского надзора в отношении материнских поднадзорных организаций или их трансграничных учреждений. 8. Сотрудничество при проведении инспекций 8.1. Орган банковского надзора страны происхождения самостоятельно регулирует отношения с трансграничными учреждениями по вопросам допуска своих представителей для проведения инспекций. 8.2. Орган банковского надзора страны происхождения заблаговременно сообщает органу банковского надзора страны пребывания о намерении провести инспекцию трансграничного учреждения в стране пребывания с указанием наименования трансграничного учреждения, цели, вопросов и сроков проведения инспекции, инспектируемого периода, фамилий и имен проверяющих. 8.3. Органы банковского надзора своевременно и в допускаемых национальным законодательством рамках информируют друг друга о результатах инспекций, если они представляют интерес для органа банковского надзора страны пребывания. 9. Сотрудничество в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9.1. В целях осуществления надзорных функций органы банковского надзора обмениваются информацией: о требованиях законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность банковских учреждений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также об их изменениях; о практике по идентификации и изучению клиентов и выгодоприобретателей, выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; о соблюдении материнскими поднадзорными организациями или трансграничными учреждениями требований законодательства страны происхождения или страны пребывания соответственно в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а также о примененных мерах воздействия в случае нарушения соответствующего законодательства; о типовых схемах и методах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. 10. Прочие положения 10.1. При необходимости органы банковского надзора проводят встречи в целях обсуждения и решения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также вопросов совершенствования банковского надзора за деятельностью материнских поднадзорных организаций и их трансграничных учреждений. В ходе таких встреч также могут обсуждаться вопросы, связанные с реализацией Соглашения. 10.2. Разногласия, возникающие по вопросам соблюдения положений данного Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров. 10.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до момента, когда один из органов банковского надзора предварительно (за 30 дней) не уведомит другой орган банковского надзора в письменном виде о своем желании отказаться от участия в нем. В этом случае Соглашение продолжает действовать в течение 30 дней с даты получения уведомления. Запросы об оказании содействия, направленные до даты указанного уведомления, подлежат исполнению органами банковского надзора на условиях настоящего Соглашения. 10.4. Органы банковского надзора предусматривают возможность внесения изменений и дополнений в данное Соглашение для обеспечения соответствия требованиям национального законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих банковскую деятельность. 10.5. Информация о Банке России, банковской системе Российской Федерации, а также нормативно-правовая база размещается на сайте Банка России в сети Интернет по адресу: http://www.cbr.ru/. Информация о Национальном банке Украины, банковской системе, а также о законах и нормативно-правовых актах размещается на сайте Национального банка Украины в сети Интернет по адресу: http://www.bank.gov.ua/. 10.6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах на русском языке и двух экземплярах на украинском языке, являющихся идентичными и имеющих статус оригинала. За Национальный банк За Центральный банк Украины Российской Федерации ________________________ ________________________ В.С. Стельмах С.М. Игнатьев Председатель Председатель Национального банка Банка России Украины 11 июня 2008 года 11 июня 2008 года
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510