ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПИСЬМО от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СБОРУ И УЧЕТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В связи с поступающими многочисленными запросами и с целью дальнейшего совершенствования работы по сбору и учету страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование и контролю за своевременным и полным их перечислением плательщиками Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для руководства в работе прилагаемые "Разъяснения по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование". "Разъяснения по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование" подготовлены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, и другими нормативно - законодательными актами. Исполнительный директор В.В.ГРИШИН Приложение к письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СБОРУ И УЧЕТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 1. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на фонд оплаты труда штатных работников, а также на выполнение работ по договорам подряда и поручения жилищно - строительными, садовыми обществами, гаражно - строительными и другими кооперативами? Ответ: Согласно ст. 116 Гражданского кодекса потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относятся разнообразные виды кооперативов: садоводческие общества, жилищные, жилищно - строительные, гаражные и др. кооперативы. В соответствии с пунктом 8 Инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 <*>, страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной форме, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование. -------------------------------- <*> В дальнейшем будет именоваться Инструкция. Согласно Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих общественных организаций, а на потребительские кооперативы указанная льгота не распространяется. В связи с вышесказанным, страховые взносы должны начисляться как на фонд оплаты труда штатных работников так и на выполнение работ по договорам подряда и поручения, заключаемым с физическими лицами жилищно - строительными, садовыми обществами, гаражно - строительными и другими кооперативами. 2. Вопрос: Каков порядок начисления страховых взносов на оплату труда безработных граждан, привлеченных органами статистики для проведения временных работ? Ответ: Согласно совместному письму Госкомстата России и Федеральной службы занятости России от 27.11.95 N 17-1-18/2074, от 28.11.95 N М-12346 органы статистики обязаны с каждым привлеченным работником (счетчиком, инструктором - контролером) заключить "Трудовое соглашение". Оплата работы счетчиков и инструкторов - контролеров производится органами статистики в соответствии с условиями "Трудового соглашения". При этом привлечение средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на организацию и проведение временных и общественных работ по выполнению этих мероприятий органы занятости осуществляют в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным Министерством труда и занятости Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21 и с учетом наличия запланированных средств по соответствующим статьям бюджета. В соответствии с пунктом 8 Инструкции страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда, без вычета соответствующих налогов и независимо от источников финансирования. Исходя из изложенного, органы статистики с выплат, произведенных в качестве оплаты труда безработным гражданам, привлеченным для выполнения указанных работ через центры занятости населения, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке. 3. Вопрос: Подлежат ли регистрации в Ингушском республиканском фонде ОМС предприятия и организации, зарегистрированные в зоне экономического благоприятствования Республики "Ингушетия"? Ответ: Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 июня 1994 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики" установило, что зона экономического благоприятствования "Ингушетия" функционирует на территории Ингушской Республики с 1 июля 1994 г. до 1 июля 1995 г. В вышеназванном Положении предусмотрено, что: - на территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" действует законодательство Российской Федерации и Ингушской Республики; - органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации и Ингушской Республики осуществляют свои полномочия на территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции; - на территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" применяется таможенное и налоговое законодательство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 36 срок функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" продлен до 31 декабря 1996 года. Указ Президента Республики Ингушетия от 11 ноября 1994 г. N 229 освобождает предприятия, зарегистрированные в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия", от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, тогда как установление размера и порядка взимания указанных страховых взносов в компетенцию республики Ингушетия не входит. Тариф, условия и порядок взимания страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" устанавливаются высшей законодательной властью Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты Конституции Российской Федерации, изданные по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, следовательно Указ Президента республики Ингушетия от 11 ноября 1994 г. N 229 в части, касающейся фондов обязательного медицинского страхования, неправомочен. В связи с изложенным, организации и предприятия, зарегистрированные на правах вхождения в зону экономического благоприятствования "Ингушетия", должны регистрироваться в Ингушском республиканском фонде обязательного медицинского страхования и уплачивать страховые взносы в общеустановленном порядке. 4. Вопрос: Являются ли в 1996 году плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование иные хозяйствующие субъекты (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью) - адвокаты, нотариусы, частные охранники, частные детективы и другие аналогичные категории плательщиков)? Ответ: Статьей 3 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" от 21.12.95 N 207-ФЗ тарифы страховых взносов на 1996 год установлены для работодателей - организаций в размере 1,5% исключительно в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а в фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6% (из них 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения. Таким образом, указанный Федеральный закон не изменил действующий порядок уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, предусмотренный Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", утвержденным Верховным Советом РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 02.04.93 N 4741-1, а также Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1. Кроме того, федеральные законы о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды на 1993, 1994, 1995 годы сохранили предусмотренный указанными законодательными актами порядок, размеры и условия уплаты страховых взносов в фонды ОМС. Согласно пункту 2 Инструкции установлен единый тариф страховых взносов, уплачиваемый работодателями и иными плательщиками, к которым относятся граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью) - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы и другие аналогичные категории плательщиков. Исходя из изложенного, вышеуказанные категории плательщиков обязаны в 1996 г. уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в установленном порядке и размере. 5. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на выплаты по дополнительным отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС? Ответ: Страховые взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются на выплаты, предусмотренные пунктом 9 Инструкции, в том числе на выплаты единовременного либо компенсационного характера. В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получение гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дополнительного оплачиваемого отпуска относится к льготам, предоставляемым соответствующей категории граждан, а не к выплатам, носящим компенсационный характер. В связи с изложенным, с сумм, выплаченных за дополнительный отпуск, предоставляемый в соответствии с вышеуказанным Законом, должны производиться отчисления на обязательное медицинское страхование. 6. Вопрос: Имеют ли льготы по уплате взносов на обязательное медицинское страхование предприятия, имеющие в штатной численности персонала более 50 процентов пенсионеров и инвалидов? Ответ: В соответствии с п. 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров, в том числе их предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей указанных организаций, а также предприятия, учреждения и организации, в которых работники, являющиеся инвалидами и пенсионерами, составляют не менее 50 процентов от общего числа работников. Указанный порядок действовал только в I квартале 1993 года, так как Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 установлено, что от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций. 7. Вопрос: Имеют ли право фонды обязательного медицинского страхования применять к плательщику страховых взносов меры административного воздействия в случае его отказа в предоставлении документов, необходимых для проведения документальной проверки полноты и правильности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование или в отказе от ее проведения? Ответ: В соответствии с п. 15 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 , предприятия, учреждения, в том числе банки, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны представлять лицам, уполномоченным Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено применение мер административного воздействия к плательщикам страховых взносов при их отказе в предоставлении документов, необходимых для проведения документальной проверки, либо в отказе от ее проведения. В подобных случаях территориальный фонд ОМС на основании совместного письма Госналогслужбы России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13 июня 1996 г. N N 2469/23-И, ВГ-6-07/411 может обратиться за содействием в налоговый орган для проведения совместной документальной проверки плательщика взносов или, в зависимости от обстоятельств дела, в органы прокуратуры Российской Федерации. 8. Вопрос: Каков порядок предоставления льгот по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование общественным организациям инвалидов и до какого срока он будет действовать? Ответ: Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 установлено, что от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций. Принадлежность предприятия, объедения, учреждения к общественной организации инвалидов определяется на основании их учредительных документов, при этом особое внимание следует обращать на выявление собственника имущества предприятия, объединения, организации. При решении вопроса о праве предприятия на освобождение от уплаты взносов необходимо соблюдение двух условий: - предприятие должно находиться в собственности только общественной организации инвалидов. Собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом и доходами от его использования. При этом право распоряжения входит в исключительную компетенцию собственника, а права владения и пользования он может делегировать третьему лицу; - предприятия, объединения и учреждения должны осуществлять уставные цели той общественной организации инвалидов, которой принадлежат на праве собственности, что должно отражаться в их уставах. Кооперативы на основании их правового статуса не могут принадлежать только одному учредителю (общественной организации инвалидов) и следовательно не освобождаются от уплаты страховых взносов. На основании ст. 30 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в своей собственности земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, транспорт и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанное в его уставе. В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями. В ст. 30 вышеназванного Закона дан закрытый перечень организаций, в который не включены предприятия и хозяйственные товарищества. Однако на основании ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 N 52-ФЗ индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. Таким образом, до момента преобразования общественные организации инвалидов могут иметь в собственности предприятия. К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанные на праве оперативного управления (ст. ст. 113, 115, 296, 297 ГК РФ), с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, будут пользоваться льготой по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 1 июля 1999 года. 9. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы с доходов, получаемых членами избирательных комиссий, непосредственно связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации? Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.10.94 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды" страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на: средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке; доходы получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе; доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также от избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний. Освобождение от уплаты страховых взносов с доходов, получаемых членами избирательных комиссий не на постоянной основе, и с доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации, в вышеуказанном Законе не предусмотрено. В связи с изложенным, указанные категории плательщиков обязаны начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке. 10. Вопрос: являются ли плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование учреждения Центрального Банка России? Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", обязательное медицинское страхование определяется как составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования относятся к внебюджетным фонам социального назначения, носят строго целевой характер и формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда. В соответствии со ст. 12 вышеназванного Закона финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. На основании вышеизложенного с учетом письма Центрального Банка России от 08.12.95 N 011-5-95, а также руководствуясь Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", Центральный Банк России и его учреждения являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование. 11. Вопрос: Взимается ли комиссионное вознаграждение учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации за совершение операций по перечислению плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование? Ответ: В соответствии с пунктом 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 банки осуществляют операции по приему страховых взносов на обязательное медицинское страхование от плательщиков и органов исполнительной власти без взимания комиссионного вознаграждения за эти операции. В целью недопущения необоснованного взимания комиссионных вознаграждений, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Сберегательный банк Российской Федерации с предложением дать соответствующее разъяснение по данному вопросу подведомственным учреждениям. Согласно письму Сберегательного банка Российской Федерации от 06.06.96 N 01-2501 необходимые разъяснения направлены подчиненным ему учреждениям. 12. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на выплаты за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом, полевое довольствие и другие аналогичные выплаты? Ответ: В соответствии п. 9 Инструкции на компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с их работой) в пределах норм, установленных законодательством, страховые взносы не начисляются. В данном случае к компенсационным выплатам следует относить выплаты, нормативы и источники которых оговариваются нормативно - правовыми актами Российской Федерации. Так, в соответствии с Постановлениями Министерства труда Российской Федерации от 29.06.94 N 51 (в редакции от 15.06.95), от 15.07.94 N 56, от 30.03.95 N 18 (в редакции от 05.07.96) работникам предприятий, организаций и учреждений, направляемым для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации выплачиваются полевое довольствие, компенсационные надбавки и надбавки к заработной плате взамен суточных, на которые страховые взносы не начисляются. Нормы и порядок возмещения полевого довольствия, компенсационных надбавок и надбавок к заработной плате взамен суточных определены вышеуказанными Постановлениями Министерства труда Российской Федерации. Руководители предприятий, организаций и учреждений имеют право выплачивать компенсационные выплаты в размере, превышающем установленные законодательством нормы. На суммы компенсационных выплат, выплаченных сверх установленных законодательством, норм страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке. 13. Вопрос: Распространяется ли решение Государственной комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики от 18 сентября 1995 г. N 113 на фонды обязательного медицинского страхования? Ответ: Фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Положениями о них, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово - кредитными учреждениями, а страховые взносы на обязательное медицинское страхование не являются бюджетными поступлениями и не входят в перечень налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей, определенных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", утвержденного Верховным Советом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1. На основании вышеизложенного решение Государственной комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики от 18 сентября 1995 г. N 113, предусматривающее освобождение подрядных организаций, выполняющих восстановительные работы в Чеченской Республике, от штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и разрешающее перечисление налогов в Федеральный бюджет после поступления денег заказчика на расчетный счет подрядной организации, на фонды обязательного медицинского страхования не распространяется. 14. Вопрос: Освобождаются ли органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы от уплаты страховых взносов? Ответ: Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.94 N 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). В соответствии со ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.94 N 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождались от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды. В соответствии с Федеральным законом от 18.04.96 N 32-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О пожарной безопасности" органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды, за исключением уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, установленных по отношению к начисленной оплате труда работников (т.е. лиц, не имеющих специальных или воинских званий) Государственной противопожарной службы. Кроме того, согласно ст. 5 указанного Федерального закона орган Государственной противопожарной службы является структурным подразделением Министерства внутренних дел, которое в свою очередь на основании федеральных законов о федеральных бюджетах на 1994, 1995, 1996 годы освобождается от уплаты страховых взносов по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава во внебюджетные фонды. Таким образом, органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы освобождены от уплаты страховых взносов на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (сотрудников), кроме работников (т.е. лиц, не имеющих специальных или воинских званий) Государственной противопожарной службы. 15. Вопрос: Имеют ли пенсионеры, инвалиды, в том числе пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей льготы по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование? Ответ: В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций, остальные категории плательщиков уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В связи с изложенным освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование пенсионеров и инвалидов, в том числе пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не предусмотрено. 16. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на суммы расходов депутатов, связанные с осуществлением ими депутатской деятельности? Ответ: На суммы материального обеспечения депутатов, выплачиваемые в виде среднего заработка или денежного вознаграждения, начисление страховых взносов производится в установленном законодательством порядке. Кроме того, депутатам ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением ими депутатской деятельности. В соответствии со статьями 26 и 27 Закона "О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ указанные расходы не включаются в состав фонда заработной платы и не облагаются подоходным налогом. В связи с вышеизложенным расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, относятся к компенсационным выплатам и страховые взносы на них не начисляются. 17. Вопрос: Какими законодательно - нормативными актами следует руководствоваться при определении праздничных и юбилейных дат? Ответ: В соответствии со ст. 4 КЗОТ на территории России до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации (N по/2410 от 26.06.96) юбилейные даты установлены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О наведении порядка в праздновании юбилеев" от 12 декабря 1958 г. N 1361, в соответствии с которым юбилейными датами для юридических лиц являются: пятидесятилетия, столетия и далее через пятьдесят лет со дня существования юридического лица. Юбилейной датой для отдельных лиц считать пятидесятилетие со дня рождения или другое последующее затем десятилетие. Что касается праздничных дат, в которые работа в организациях не производится, то их перечень дан в ст. 65 КЗОТ Российской Федерации. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2167 в связи с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, объявлением 12 декабря государственным праздником и впредь до принятия Федерального закона постановлено считать 12 декабря - День принятия Конституции Российской Федерации - нерабочим днем. 18. Вопрос: Распространяется ли действие письма Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации N N ВГ-4-05/35н, 40 от 22.04.96 "О неприменении штрафных санкций к коммерческим банкам" на фонды обязательного медицинского страхования? Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, то есть являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а также для учреждений, организаций, не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Указанные нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу со дня официального опубликования в газете "Российские вести". ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. ------------------------------------------------------------------ В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 нормативно - правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Министерством юстиции Российской Федерации отказано в регистрации вышеуказанного письма (источник - газета "Экономика и жизнь" N 37, 1996 г.). Учитывая вышеизложенное, а также то, что письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации N N ВГ-4-05/35н, 40 "О неприменении штрафных санкций к коммерческим банкам" не прошло государственную регистрацию, совместные указания Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации на фонды обязательного медицинского страхования не распространяются. 19. Вопрос: Является ли день представления платежных документов на перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование сроком уплаты страховых взносов? Ответ: Сроком уплаты страховых взносов согласно пункту 10 Инструкции является срок, установленный самим плательщиком страховых взносов для получения заработной платы за истекший месяц, который утверждается приказом руководителя либо оговаривается в коллективном договоре плательщика с трудовым коллективом. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. Начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении сроков уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно (п. 22 Инструкции). ------------------------------------------------------------------
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510