ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
   
                                    ПИСЬМО
                      от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И
   
           О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
              ПО СБОРУ И УЧЕТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
                           МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
   
          В связи с поступающими многочисленными  запросами  и  с  целью
      дальнейшего совершенствования  работы  по  сбору и учету страховых
      взносов  (платежей)  на  обязательное  медицинское  страхование  и
      контролю за  своевременным и полным их перечислением плательщиками
      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет
      для  руководства  в  работе  прилагаемые  "Разъяснения по вопросам
      организации работы по сбору и учету страховых  взносов  (платежей)
      на обязательное медицинское страхование".
          "Разъяснения по вопросам организации работы по сбору  и  учету
      страховых взносов    (платежей)    на   обязательное   медицинское
      страхование" подготовлены в соответствии  с  Гражданским  кодексом
      Российской   Федерации,   а  также  Положением  о  порядке  уплаты
      страховых  взносов   в   Федеральный   и   территориальные   фонды
      обязательного  медицинского страхования,  Положением о Федеральном
      фонде  обязательного  медицинского   страхования,   Положением   о
      территориальном   фонде  обязательного  медицинского  страхования,
      утвержденными   Постановлением   Верховного   Совета    Российской
      Федерации  от 24 февраля 1993 г.  N 4543-1,  Инструкцией о порядке
      взимания и учета  страховых  взносов  (платежей)  на  обязательное
      медицинское   страхование,   утвержденной   Постановлением  Совета
      Министров - Правительства   Российской  Федерации  от  11  октября
      1993 г. N 1018, и другими нормативно - законодательными актами.
   
                                                 Исполнительный директор
                                                              В.В.ГРИШИН

   
   
                                                              Приложение
                                             к письму Федерального фонда
                                  обязательного медицинского страхования
                                       от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И
   
                                 РАЗЪЯСНЕНИЯ
          ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СБОРУ И УЧЕТУ СТРАХОВЫХ
          ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
   
          1. Вопрос:  Начисляются  ли  страховые  взносы  на фонд оплаты
      труда штатных работников, а также на выполнение работ по договорам
      подряда и поручения жилищно - строительными,  садовыми обществами,
      гаражно - строительными и другими кооперативами?
          Ответ: Согласно ст.  116 Гражданского кодекса  потребительским
      кооперативом   признается   добровольное   объединение  граждан  и
      юридических  лиц  на  основе  членства  с   целью   удовлетворения
      материальных и иных потребностей участников,  осуществляемое путем
      объединения его членами  имущественных  паевых  взносов.  К  числу
      потребительских    кооперативов   относятся   разнообразные   виды
      кооперативов:  садоводческие   общества,   жилищные,   жилищно   -
      строительные, гаражные и др. кооперативы.
          В соответствии  с  пунктом  8 Инструкции "О порядке взимания и
      учета страховых взносов  (платежей)  на  обязательное  медицинское
      страхование", утвержденной   Постановлением   Совета  Министров  -
      Правительства   Российской    Федерации   от  11  октября  1993 г.
      N 1018   <*>,  страховые   взносы    начисляются    предприятиями,
      организациями,  учреждениями  и  иными хозяйствующими субъектами в
      установленных законодательством Российской Федерации  размерах  по
      отношению  к  начисленной  оплате  труда  по  всем  основаниям,  в
      денежной и натуральной форме,  в том числе по договорам подряда  и
      поручения,   из   которой   в   соответствии  с  законодательством
      Российской Федерации осуществляются отчисления на  государственное
      социальное страхование.
          --------------------------------
          <*> В дальнейшем будет именоваться Инструкция.
   
          Согласно Закону    Российской    Федерации    "О   медицинском
      страховании граждан  в  Российской  Федерации" от уплаты страховых
      взносов  на  обязательное  медицинское  страхование  освобождаются
      общественные    организации   инвалидов   и   находящиеся   в   их
      собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для
      осуществления  уставных целей этих общественных организаций,  а на
      потребительские кооперативы указанная льгота не распространяется.
          В связи  с вышесказанным,  страховые взносы должны начисляться
      как на фонд оплаты труда штатных работников так  и  на  выполнение
      работ по договорам подряда и поручения,  заключаемым с физическими
      лицами жилищно - строительными,  садовыми  обществами,  гаражно  -
      строительными и другими кооперативами.
   
          2. Вопрос:  Каков  порядок  начисления  страховых  взносов  на
      оплату труда безработных граждан, привлеченных органами статистики
      для проведения временных работ?
          Ответ: Согласно  совместному  письму  Госкомстата   России   и
      Федеральной службы занятости России от 27.11.95 N 17-1-18/2074, от
      28.11.95 N М-12346 органы статистики обязаны с каждым привлеченным
      работником (счетчиком,   инструктором   -  контролером)  заключить
      "Трудовое соглашение".  Оплата работы счетчиков и  инструкторов  -
      контролеров производится  органами  статистики  в  соответствии  с
      условиями "Трудового соглашения".  При этом   привлечение  средств
      Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на
      организацию  и  проведение  временных  и  общественных  работ   по
      выполнению   этих  мероприятий  органы  занятости  осуществляют  в
      соответствии  с  Положением  об  организации  общественных  работ,
      утвержденным  Министерством труда и занятости Российской Федерации
      от 11 июня 1992 г. N 21 и с учетом наличия запланированных средств
      по соответствующим статьям бюджета.
          В соответствии  с  пунктом  8  Инструкции   страховые   взносы
      начисляются на  средства,  предназначенные  для оплаты труда,  без
      вычета соответствующих  налогов   и   независимо   от   источников
      финансирования.
          Исходя из   изложенного,   органы   статистики    с    выплат,
      произведенных в   качестве  оплаты  труда  безработным  гражданам,
      привлеченным для выполнения указанных работ через центры занятости
      населения, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское
      страхование в общеустановленном порядке.
   
          3. Вопрос: Подлежат ли регистрации в Ингушском республиканском
      фонде ОМС  предприятия  и  организации,  зарегистрированные в зоне
      экономического благоприятствования Республики "Ингушетия"?
          Ответ: Правительство  Российской  Федерации  Постановлением от
      19 июня  1994 г.  N 740 "О зоне экономического благоприятствования
      на  территории  Ингушской   Республики"   установило,   что   зона
      экономического  благоприятствования  "Ингушетия"  функционирует на
      территории Ингушской Республики с 1 июля 1994 г. до 1 июля 1995 г.
          В вышеназванном Положении предусмотрено, что:
          - на   территории   зоны   экономического  благоприятствования
      "Ингушетия" действует  законодательство  Российской  Федерации   и
      Ингушской Республики;
          - органы и должностные лица исполнительной  власти  Российской
      Федерации и  Ингушской  Республики осуществляют свои полномочия на
      территории зоны экономического благоприятствования  "Ингушетия"  в
      соответствии с  действующим  законодательством  в  пределах  своей
      компетенции;
          - на   территории   зоны   экономического  благоприятствования
      "Ингушетия" применяется таможенное  и  налоговое  законодательство
      Российской Федерации.
          Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января
      1996 г.   N   36   срок   функционирования   зоны   экономического
      благоприятствования "Ингушетия" продлен до 31 декабря 1996 года.
          Указ  Президента   Республики Ингушетия от  11 ноября  1994 г.
      N 229   освобождает   предприятия,   зарегистрированные   в   зоне
      экономического   благоприятствования   "Ингушетия",   от    уплаты
      страховых  взносов в фонды обязательного медицинского страхования,
      тогда  как  установление  размера  и  порядка  взимания  указанных
      страховых взносов в компетенцию республики Ингушетия не входит.
          Тариф, условия  и  порядок  взимания страховых взносов в фонды
      обязательного медицинского страхования в  соответствии  с  Законом
      Российской Федерации   "О   медицинском   страховании   граждан  в
      Российской Федерации"   устанавливаются   высшей   законодательной
      властью Российской Федерации.
          В соответствии  со  ст.  72  Конституции  Российской Федерации
      координация вопросов здравоохранения и социальной защиты населения
      находятся  в  совместном  ведении Российской Федерации и субъектов
      Российской Федерации.
          Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные
      нормативные акты Конституции  Российской  Федерации,  изданные  по
      предметам совместного ведения,  не могут противоречить федеральным
      законам,  следовательно  Указ  Президента  республики Ингушетия от
      11 ноября 1994 г.  N 229  в части, касающейся фондов обязательного
      медицинского страхования, неправомочен.
          В связи   с    изложенным,    организации    и    предприятия,
      зарегистрированные на   правах  вхождения  в  зону  экономического
      благоприятствования "Ингушетия",   должны    регистрироваться    в
      Ингушском   республиканском   фонде   обязательного   медицинского
      страхования и  уплачивать  страховые  взносы  в  общеустановленном
      порядке.
   
          4. Вопрос:  Являются  ли  в  1996 году плательщиками страховых
      взносов на обязательное медицинское страхование иные хозяйствующие
      субъекты (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью
      без образования  юридического  лица,  граждане,   занимающиеся   в
      установленном порядке    частной   практикой   (деятельностью)   -
      адвокаты, нотариусы, частные охранники, частные детективы и другие
      аналогичные категории плательщиков)?
          Ответ: Статьей 3  Федерального  закона  "О  тарифах  страховых
      взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации,  Фонд социального
      страхования Российской Федерации,  Государственный фонд  занятости
      населения Российской    Федерации    и   в   фонды   обязательного
      медицинского страхования на 1996 год" от 21.12.95 N 207-ФЗ  тарифы
      страховых взносов  на  1996  год  установлены  для работодателей -
      организаций в размере 1,5%  исключительно в  Государственный  фонд
      занятости  населения Российской Федерации, а в фонды обязательного
      медицинского  страхования  -  в  размере  3,6%  (из  них  0,2%   в
      Федеральный   фонд   обязательного  медицинского  страхования)  по
      отношению к начисленной оплате труда по всем  основаниям,  включая
      выполнение работ по договорам подряда и поручения.
          Таким образом,  указанный   Федеральный   закон   не   изменил
      действующий порядок  уплаты  страховых  взносов  в  Федеральный  и
      территориальные фонды  обязательного   медицинского   страхования,
      предусмотренный Законом   Российской   Федерации   "О  медицинском
      страховании граждан   в   Российской   Федерации",    утвержденным
      Верховным Советом РСФСР  от  28.06.91  N  1499-1  с  изменениями и
      дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от  02.04.93
      N 4741-1,  а также Положением о порядке уплаты страховых взносов в
      Федеральный и  территориальные  фонды  обязательного  медицинского
      страхования, утвержденным    Постановлением    Верховного   Совета
      Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1.
          Кроме того,  федеральные законы о тарифах страховых взносов во
      внебюджетные фонды   на   1993,   1994,   1995   годы    сохранили
      предусмотренный указанными   законодательными    актами   порядок,
      размеры и условия уплаты страховых взносов в фонды ОМС.
          Согласно пункту 2 Инструкции установлен единый тариф страховых
      взносов, уплачиваемый  работодателями  и  иными  плательщиками,  к
      которым относятся   граждане,   занимающиеся   предпринимательской
      деятельностью без   образования   юридического   лица,   граждане,
      занимающиеся в     установленном   порядке    частной    практикой
      (деятельностью) - адвокаты,  частные детективы, частные охранники,
      нотариусы и другие аналогичные категории плательщиков.
          Исходя из изложенного,  вышеуказанные  категории  плательщиков
      обязаны в   1996   г.   уплачивать   страховые   взносы   в  фонды
      обязательного медицинского страхования в установленном  порядке  и
      размере.
   
          5. Вопрос:  Начисляются ли  страховые  взносы  на  выплаты  по
      дополнительным отпускам,  предоставляемым гражданам,  подвергшимся
      воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?
          Ответ: Страховые    взносы    на    обязательное   медицинское
      страхование не начисляются на выплаты,  предусмотренные пунктом  9
      Инструкции,   в   том   числе   на  выплаты  единовременного  либо
      компенсационного характера.
          В соответствии  с  Законом  Российской Федерации "О социальной
      защите граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации   вследствие
      катастрофы на    Чернобыльской    АЭС"     получение   гражданами,
      подвергшимися воздействию  радиации  вследствие   катастрофы    на
      Чернобыльской АЭС, дополнительного оплачиваемого отпуска относится
      к льготам, предоставляемым соответствующей категории граждан, а не
      к выплатам, носящим компенсационный характер.
          В связи с изложенным,  с сумм,  выплаченных за  дополнительный
      отпуск, предоставляемый  в  соответствии  с вышеуказанным Законом,
      должны производиться  отчисления   на   обязательное   медицинское
      страхование.
   
          6. Вопрос:  Имеют  ли льготы по уплате взносов на обязательное
      медицинское страхование предприятия, имеющие в штатной численности
      персонала более 50 процентов пенсионеров и инвалидов?
          Ответ: В  соответствии с п.  7 Постановления Верховного Совета
      Российской Федерации от 24 февраля 1993  г.  N  4543-1  от  уплаты
      взносов  на  обязательное  медицинское  страхование  освобождались
      общественные организации инвалидов и пенсионеров,  в том числе  их
      предприятия  и  учреждения,  созданные  для осуществления уставных
      целей указанных организаций,  а также  предприятия,  учреждения  и
      организации,   в   которых   работники,  являющиеся  инвалидами  и
      пенсионерами,  составляют не менее 50 процентов  от  общего  числа
      работников.   Указанный   порядок  действовал  только в I квартале
      1993 года,  так  как  Законом  Российской  Федерации  "О  внесении
      изменений  и  дополнений  в Закон РСФСР "О медицинском страховании
      граждан в РСФСР" от 2 апреля 1993 г.  N 4741-1 установлено, что от
      уплаты  страховых  взносов на обязательное медицинское страхование
      освобождаются общественные организации инвалидов и  находящиеся  в
      их собственности предприятия,  объединения и учреждения, созданные
      для осуществления уставных целей этих организаций.
   
          7. Вопрос:  Имеют  ли  право  фонды обязательного медицинского
      страхования применять  к  плательщику   страховых   взносов   меры
      административного воздействия в случае его отказа в предоставлении
      документов, необходимых  для  проведения  документальной  проверки
      полноты и  правильности  уплаты  страховых взносов на обязательное
      медицинское страхование или в отказе от ее проведения?
          Ответ: В  соответствии  с  п. 15 Положения  о  порядке  уплаты
      страховых взносов   в   Федеральный   и   территориальные    фонды
      обязательного медицинского        страхования,       утвержденного
      Постановлением  Верховного    Совета   Российской   Федерации   от
      24 февраля 1993 г. N 4543-1 , предприятия, учреждения, в том числе
      банки,  организации и иные хозяйствующие  субъекты  независимо  от
      форм  собственности  обязаны  представлять  лицам,  уполномоченным
      Федеральным и территориальными фондами обязательного  медицинского
      страхования,  необходимые  документы  и  сведения,  относящиеся  к
      деятельности этих фондов,  за исключением  сведений,  составляющих
      коммерческую     тайну,     перечень    которых    устанавливается
      законодательством Российской Федерации.
          Действующим законодательством    Российской    Федерации    не
      предусмотрено применение  мер  административного   воздействия   к
      плательщикам страховых  взносов  при  их  отказе  в предоставлении
      документов, необходимых для  проведения  документальной  проверки,
      либо в отказе от ее проведения.
          В подобных случаях   территориальный  фонд  ОМС  на  основании
      совместного письма  Госналогслужбы  России  и  Федерального  фонда
      обязательного   медицинского    страхования  от 13  июня  1996  г.
      N N  2469/23-И,  ВГ-6-07/411  может  обратиться  за  содействием в
      налоговый орган для проведения совместной документальной  проверки
      плательщика  взносов или,  в зависимости от обстоятельств дела,  в
      органы прокуратуры Российской Федерации.
   
          8. Вопрос:  Каков  порядок  предоставления  льгот  по   уплате
      страховых взносов    на   обязательное   медицинское   страхование
      общественным организациям инвалидов и до  какого  срока  он  будет
      действовать?
          Ответ: Законом Российской Федерации "О  внесении  изменений  и
      дополнений в  Закон  РСФСР  "О  медицинском  страховании граждан в
      РСФСР" от  2  апреля 1993 г.  N 4741-1 установлено,  что от уплаты
      страховых  взносов   на   обязательное   медицинское   страхование
      освобождаются  общественные  организации инвалидов и находящиеся в
      их собственности предприятия,  объединения и учреждения, созданные
      для осуществления уставных целей этих организаций.  Принадлежность
      предприятия,  объедения,  учреждения к   общественной  организации
      инвалидов  определяется  на основании их учредительных документов,
      при  этом  особое   внимание   следует   обращать   на   выявление
      собственника имущества предприятия, объединения, организации.
          При решении  вопроса  о  праве  предприятия на освобождение от
      уплаты взносов необходимо соблюдение двух условий:
          - предприятие   должно   находиться   в  собственности  только
      общественной организации инвалидов.
          Собственник обладает    правами    владения,   пользования   и
      распоряжения имуществом и доходами от его использования.  При этом
      право   распоряжения   входит   в    исключительную    компетенцию
      собственника, а права владения и пользования он может делегировать
      третьему лицу;
          - предприятия,  объединения и учреждения  должны  осуществлять
      уставные цели  той  общественной  организации  инвалидов,  которой
      принадлежат на праве собственности,  что должно  отражаться  в  их
      уставах.
          Кооперативы на  основании  их  правового  статуса   не   могут
      принадлежать только  одному  учредителю  (общественной организации
      инвалидов) и следовательно не освобождаются  от  уплаты  страховых
      взносов.
          На основании  ст.  30  Федерального  закона  "Об  общественных
      объединениях"  от  19.05.95  N  82-ФЗ  общественное   объединение,
      являющееся  юридическим  лицом,  может иметь в своей собственности
      земельные участки,  здания, сооружения, жилищный фонд, транспорт и
      иное   имущество,   необходимое   для   материального  обеспечения
      деятельности этого  общественного  объединения,  указанное  в  его
      уставе.
          В собственности    общественного   объединения   могут   также
      находиться учреждения, издательства, средства массовой информации,
      создаваемые и   приобретаемые   за   счет   данного  общественного
      объединения в соответствии с его уставными целями.
          В ст.  30  вышеназванного   Закона   дан   закрытый   перечень
      организаций,  в  который  не  включены предприятия и хозяйственные
      товарищества.  Однако на основании ст.  6 Федерального  закона  "О
      введении  в  действие части первой Гражданского кодекса Российской
      Федерации" от 30.11.94 N 52-ФЗ индивидуальные  (семейные)  частные
      предприятия,   а   также   предприятия,  созданные  хозяйственными
      товариществами  и   обществами,   общественными   и   религиозными
      организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие
      не находящиеся в государственной или  муниципальной  собственности
      предприятия,  основанные  на праве полного хозяйственного ведения,
      подлежат до  1  июля  1999  года  преобразованию  в  хозяйственные
      товарищества,  общества или кооперативы либо ликвидации в судебном
      порядке  по  требованию  органа,  осуществляющего  государственную
      регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или
      прокурора.
          Таким образом,   до   момента   преобразования    общественные
      организации инвалидов могут иметь в собственности предприятия.
          К указанным предприятиям до их преобразования  или  ликвидации
      применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанные на
      праве оперативного управления (ст.  ст. 113, 115, 296, 297 ГК РФ),
      с  учетом  того,  что  собственниками  их  имущества  являются  их
      учредители.
          Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.  17 Закона РФ  "О
      медицинском   страховании   граждан   в   Российской   Федерации",
      общественные организации инвалидов и находящиеся  в  собственности
      этих организаций предприятия,  объединения и учреждения, созданные
      для осуществления их уставных целей, будут пользоваться льготой по
      уплате  страховых  взносов на обязательное медицинское страхование
      до 1 июля 1999 года.
   
          9. Вопрос:   Начисляются   ли   страховые  взносы  с  доходов,
      получаемых членами   избирательных    комиссий,    непосредственно
      связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации?
          Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.10.94
      N  29-ФЗ  "О  внесении  изменений  и дополнений в отдельные законы
      Российской  Федерации  о  налогах  и   об   особенностях   порядка
      отчислений   в   отдельные   государственные  внебюджетные  фонды"
      страховые взносы в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд
      социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
      занятости населения Российской  Федерации  и  фонды  обязательного
      медицинского страхования не начисляются на:
          средства избирательных   фондов    кандидатов    в    депутаты
      федеральных органов  государственной  власти,  представительных  и
      исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
      Федерации и   органов   местного   самоуправления,   полученные  и
      израсходованные на  проведение  избирательных  кампаний,  а  также
      учтенные в установленном порядке;
          доходы получаемые   от    избирательных    комиссий    членами
      избирательных комиссий,   осуществляющими   свою   деятельность  в
      указанных комиссиях не на постоянной основе;
          доходы, получаемые   физическими   лицами   от   избирательных
      комиссий, а также от избирательных фондов кандидатов в депутаты  и
      избирательных фондов   избирательных   объединений  за  выполнение
      указанными лицами работ,  непосредственно связанных с  проведением
      избирательных кампаний.
          Освобождение от уплаты страховых взносов с доходов, получаемых
      членами избирательных   комиссий  не  на  постоянной  основе, и  с
      доходов, получаемых физическими лицами от  избирательных  комиссий
      за выполнение  ими работ,  непосредственно связанных с проведением
      выборов Президента Российской Федерации, в вышеуказанном Законе не
      предусмотрено.
          В связи с изложенным, указанные категории плательщиков обязаны
      начислять и    уплачивать   страховые   взносы   на   обязательное
      медицинское страхование в общеустановленном порядке.
   
          10. Вопрос:  являются ли плательщиками  страховых  взносов  на
      обязательное медицинское страхование учреждения Центрального Банка
      России?
          Ответ: В   соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О
      медицинском страховании   граждан   в    Российской    Федерации",
      обязательное медицинское  страхование  определяется  как составная
      часть государственного социального страхования и обеспечивает всем
      гражданам Российской  Федерации  равные  возможности  в  получении
      медицинской помощи,  предоставляемой за счет средств обязательного
      медицинского страхования  в объеме и на условиях,  соответствующих
      программам обязательного медицинского страхования.
          Фонды обязательного   медицинского   страхования  относятся  к
      внебюджетным фонам социального назначения,  носят  строго  целевой
      характер и формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к
      оплате труда.  В  соответствии  со  ст.  12  вышеназванного Закона
      финансовые средства фондов обязательного медицинского  страхования
      находятся в государственной собственности Российской Федерации, не
      входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
          На основании  вышеизложенного  с  учетом  письма  Центрального
      Банка России  от  08.12.95  N  011-5-95,  а  также  руководствуясь
      Постановлением Совета   Министров   -   Правительства   Российской
      Федерации от  11.10.93  N  1018  "О  мерах  по  выполнению  Закона
      Российской Федерации "О внесении изменений и  дополнений  в  Закон
      РСФСР "О  медицинском  страховании  граждан в РСФСР",  Центральный
      Банк России и  его  учреждения  являются  плательщиками  страховых
      взносов на обязательное медицинское страхование.
   
          11. Вопрос:    Взимается    ли   комиссионное   вознаграждение
      учреждениями Сберегательного   банка   Российской   Федерации   за
      совершение операций   по   перечислению   плательщиками  страховых
      взносов на обязательное медицинское страхование?
          Ответ: В  соответствии  с  пунктом 10 Постановления Верховного
      Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г.  N 4543-1  банки
      осуществляют операции  по приему страховых взносов на обязательное
      медицинское страхование от плательщиков и  органов  исполнительной
      власти без взимания комиссионного вознаграждения за эти операции.
          В целью  недопущения  необоснованного  взимания   комиссионных
      вознаграждений, Федеральный    фонд   обязательного   медицинского
      страхования обратился в Сберегательный банк Российской Федерации с
      предложением дать соответствующее  разъяснение  по данному вопросу
      подведомственным учреждениям.  Согласно   письму   Сберегательного
      банка Российской  Федерации  от  06.06.96  N  01-2501  необходимые
      разъяснения направлены подчиненным ему учреждениям.
   
          12. Вопрос:  Начисляются  ли  страховые  взносы  на выплаты за
      подвижной и разъездной  характер  работы,  за  производство  работ
      вахтовым   методом,   полевое  довольствие  и  другие  аналогичные
      выплаты?
          Ответ: В  соответствии   п.  9  Инструкции  на компенсационные
      выплаты  (суточные по командировкам  и  выплаты  взамен  суточных,
      выплаты  в возмещение ущерба,  причиненного трудящимся увечьем или
      иным повреждением здоровья,  связанным с их  работой)  в  пределах
      норм,   установленных   законодательством,   страховые  взносы  не
      начисляются.
          В данном  случае   к компенсационным выплатам следует относить
      выплаты, нормативы и источники которых оговариваются нормативно  -
      правовыми актами  Российской  Федерации.  Так,  в  соответствии  с
      Постановлениями Министерства   труда   Российской   Федерации   от
      29.06.94  N 51  (в  редакции  от 15.06.95),  от 15.07.94 N 56,  от
      30.03.95 N 18 (в редакции  от  05.07.96)  работникам  предприятий,
      организаций и  учреждений,  направляемым для выполнения монтажных,
      наладочных и строительных работ,  на курсы повышения квалификации,
      а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство
      работ вахтовым методом и полевых  работ,  за постоянную  работу  в
      пути на  территории  Российской  Федерации  выплачиваются  полевое
      довольствие, компенсационные  надбавки  и  надбавки  к  заработной
      плате взамен суточных, на которые страховые взносы не начисляются.
          Нормы    и   порядок    возмещения    полевого    довольствия,
      компенсационных  надбавок  и надбавок  к заработной  плате  взамен
      суточных  определены  вышеуказанными  Постановлениями Министерства
      труда Российской Федерации.
          Руководители предприятий, организаций и учреждений имеют право
      выплачивать компенсационные   выплаты   в   размере,   превышающем
      установленные законодательством нормы.
          На суммы    компенсационных    выплат,    выплаченных    сверх
      установленных законодательством, норм страховые взносы начисляются
      в общеустановленном порядке.
   
          13. Вопрос:   Распространяется   ли   решение  Государственной
      комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы  Чеченской
      Республики от  18  сентября  1995 г.  N 113 на фонды обязательного
      медицинского страхования?
          Ответ: Фонды    обязательного   медицинского   страхования   в
      соответствии с Положениями  о  них,  утвержденными  Постановлением
      Верховного Совета   Российской  Федерации  от  24.02.93  N 4543-1,
      являются самостоятельными     государственными     некоммерческими
      финансово -   кредитными   учреждениями,   а  страховые  взносы на
      обязательное медицинское  страхование   не   являются   бюджетными
      поступлениями и  не  входят в перечень налогов,  сборов,  пошлин и
      других налоговых платежей,  определенных статьями 19 -  21  Закона
      Российской Федерации  "Об  основах  налоговой системы в Российской
      Федерации", утвержденного Верховным Советом  Российской  Федерации
      от 27.12.91 N 2118-1.
          На основании вышеизложенного  решение Государственной комиссии
      по восстановлению   экономики   и   социальной   сферы   Чеченской
      Республики от  18  сентября  1995  г.  N  113,   предусматривающее
      освобождение подрядных организаций,  выполняющих восстановительные
      работы в   Чеченской   Республике,   от   штрафных   санкций    за
      несвоевременную уплату  налогов и разрешающее перечисление налогов
      в Федеральный  бюджет  после  поступления   денег   заказчика   на
      расчетный счет   подрядной  организации,  на  фонды  обязательного
      медицинского страхования не распространяется.
   
          14. Вопрос: Освобождаются ли органы Управления и подразделения
      Государственной   противопожарной   службы   от  уплаты  страховых
      взносов?
          Ответ: Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации
      от  21.12.94 N 69-ФЗ (в  редакции  Федерального закона от 22.08.95
      N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" личный состав  Государственной
      противопожарной    службы    включает    в   себя   состоящих   на
      соответствующих штатных должностях:
          лиц рядового  и начальствующего состава органов внутренних дел
      (далее - сотрудники);
          военнослужащих;
          лиц, не имеющих  специальных  или  воинских  званий  (далее  -
      работники).
          В соответствии   со  ст.  29  Федерального  закона  Российской
      Федерации от 21.12.94 N 69-ФЗ (в редакции Федерального  закона  от
      22.08.95  N  151-ФЗ) "О пожарной безопасности" органы Управления и
      подразделения   Государственной   противопожарной    службы    при
      осуществлении   своих   функций,  установленных  законодательством
      Российской Федерации, освобождались от уплаты всех  видов налогов,
      сборов,  пошлин  и  других платежей в соответствующие бюджеты и во
      внебюджетные фонды.
          В соответствии с Федеральным  законом  от  18.04.96 N 32-ФЗ "О
      внесении изменений  в  статью  29  Федерального закона "О пожарной
      безопасности" органы Управления  и  подразделения  Государственной
      противопожарной службы    при    осуществлении    своих   функций,
      установленных законодательством        Российской       Федерации,
      освобождаются от уплаты  всех  видов  налогов,  сборов,  пошлин  и
      других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды,
      за  исключением  уплаты  страховых  взносов  в   Пенсионный   фонд
      Российской  Федерации,  Фонд  социального  страхования  Российской
      Федерации,  Государственный фонд  занятости  населения  Российской
      Федерации   и  в  фонды  обязательного  медицинского  страхования,
      установленных по отношению к начисленной оплате  труда  работников
      (т.е.   лиц,   не   имеющих   специальных   или  воинских  званий)
      Государственной противопожарной службы.
          Кроме того,  согласно  ст.  5  указанного  Федерального закона
      орган Государственной противопожарной службы является  структурным
      подразделением Министерства внутренних дел, которое в свою очередь
      на основании федеральных законов о федеральных бюджетах  на  1994,
      1995,  1996  годы  освобождается  от  уплаты  страховых взносов по
      денежному   довольствию    военнослужащих,    лиц    рядового    и
      начальствующего состава во внебюджетные фонды.
          Таким образом,     органы     Управления    и    подразделения
      Государственной противопожарной   службы   освобождены  от  уплаты
      страховых взносов на денежное  довольствие  военнослужащих  и  лиц
      рядового   и   начальствующего   состава  органов  внутренних  дел
      (сотрудников),  кроме работников (т.е. лиц, не имеющих специальных
      или воинских званий) Государственной противопожарной службы.
   
          15. Вопрос:  Имеют  ли пенсионеры,   инвалиды,   в том   числе
      пострадавшие в   результате   аварии   на   Чернобыльской  АЭС,  и
      зарегистрированные в  качестве   индивидуальных   предпринимателей
      льготы по  уплате  страховых  взносов  на обязательное медицинское
      страхование?
          Ответ: В   соответствии   со   статьей  17  Закона  Российской
      Федерации "О  медицинском   страховании   граждан   в   Российской
      Федерации" от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское
      страхование освобождаются  общественные  организации  инвалидов  и
      находящиеся в   их   собственности   предприятия,   объединения  и
      учреждения, созданные  для  осуществления  уставных   целей   этих
      организаций, остальные категории плательщиков уплачивают страховые
      взносы на обязательное  медицинское  страхование  в  установленном
      законодательством Российской Федерации порядке.
          В связи с изложенным  освобождение от уплаты страховых взносов
      на обязательное медицинское страхование пенсионеров и инвалидов, в
      том числе   пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС,
      и зарегистрированных  в  качестве  индивидуальных предпринимателей
      действующим законодательством не предусмотрено.
   
          16. Вопрос:  Начисляются ли страховые взносы на суммы расходов
      депутатов,   связанные   с    осуществлением    ими    депутатской
      деятельности?
          Ответ:   На   суммы   материального   обеспечения   депутатов,
      выплачиваемые   в   виде   среднего   заработка    или   денежного
      вознаграждения,   начисление   страховых  взносов  производится  в
      установленном законодательством порядке.
          Кроме того,   депутатам   ежемесячно   возмещаются    расходы,
      связанные с   осуществлением   ими   депутатской  деятельности.  В
      соответствии со статьями  26  и  27  Закона  "О  статусе  депутата
      Государственной Думы  Федерального  Собрания Российской Федерации"
      от 8 мая 1994 г.  N 3-ФЗ  указанные расходы не включаются в состав
      фонда заработной платы и не облагаются подоходным налогом.
          В связи с вышеизложенным   расходы, связанные с осуществлением
      депутатской деятельности, относятся  к  компенсационным выплатам и
      страховые взносы на них не начисляются.
   
          17. Вопрос:  Какими  законодательно  -   нормативными   актами
      следует руководствоваться  при определении праздничных и юбилейных
      дат?
          Ответ: В соответствии со ст.  4 КЗОТ на территории  России  до
      принятия  соответствующих  законодательных актов применяются нормы
      бывшего  СССР  в   части,   не   противоречащей   законодательству
      Российской Федерации.
          Согласно разъяснениям Министерства труда Российской  Федерации
      (N  по/2410 от 26.06.96) юбилейные даты установлены Постановлением
      ЦК  КПСС  и  Совета  Министров  СССР  "О   наведении   порядка   в
      праздновании юбилеев" от 12 декабря 1958 г. N 1361, в соответствии
      с  которым  юбилейными  датами  для  юридических   лиц   являются:
      пятидесятилетия,  столетия  и  далее  через  пятьдесят  лет со дня
      существования юридического лица.
          Юбилейной датой для отдельных лиц считать  пятидесятилетие  со
      дня рождения или другое последующее затем десятилетие.
          Что касается праздничных дат,  в которые работа в организациях
      не производится,  то их перечень дан  в  ст.  65  КЗОТ  Российской
      Федерации.  Кроме  того, Указом Президента Российской Федерации от
      9 декабря 1994 г.  N 2167 в связи с принятием 12 декабря 1993 года
      Конституции    Российской   Федерации,  объявлением   12   декабря
      государственным   праздником  и впредь  до  принятия  Федерального
      закона постановлено считать 12 декабря - День принятия Конституции
      Российской Федерации - нерабочим днем.
   
          18. Вопрос: Распространяется ли действие письма Госналогслужбы
      Российской Федерации и Министерства финансов Российской  Федерации
      N N ВГ-4-05/35н, 40 от 22.04.96 "О неприменении штрафных санкций к
      коммерческим   банкам"   на   фонды   обязательного   медицинского
      страхования?
          Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
      от 5 декабря 1991 г. N 261 нормативные акты министерств и ведомств
      Российской Федерации,  затрагивающие  права  и  законные  интересы
      граждан или носящие межведомственный характер,  то есть являющиеся
      обязательными для других  министерств  и  ведомств,  иных  органов
      управления, а  также  для учреждений,  организаций,  не входящих в
      систему министерства,   ведомства,   утвердившего   акт,  подлежат
      государственной регистрации  в   Министерстве  юстиции  Российской
      Федерации. Указанные нормативные акты,  прошедшие  государственную
      регистрацию, вступают  в  силу со дня официального опубликования в
      газете "Российские вести".
      ------------------------------------------------------------------
          КонсультантПлюс: примечание.
          Указом  Президента РФ  от  23.05.96  N  763  установлено,  что
      нормативные  правовые  акты   федеральных  органов  исполнительной
      власти вступают в силу одновременно  на всей территории Российской
      Федерации  по истечении  десяти дней  после  дня  их  официального
      опубликования,  если  самими  актами  не установлен другой порядок
      вступления их в силу.
      ------------------------------------------------------------------
          В  соответствии  с  Указом  Президента Российской Федерации от
      23 мая  1996  г.  N  763  нормативно  -  правовые акты федеральных
      органов  исполнительной  власти,  кроме  актов  и   отдельных   их
      положений,   содержащих   сведения,  составляющие  государственную
      тайну,  или сведения  конфиденциального  характера,  не  прошедшие
      государственную  регистрацию,  а  также зарегистрированные,  но не
      опубликованные  в  установленном  порядке,  не   влекут   правовых
      последствий  как  не  вступившие  в  силу    и  не  могут  служить
      основанием  для  регулирования   соответствующих   правоотношений,
      применения  санкций к гражданам,  должностным лицам и организациям
      за невыполнение содержащихся в них предписаний.  На указанные акты
      нельзя ссылаться при разрешении споров.
          Министерством юстиции    Российской   Федерации   отказано   в
      регистрации вышеуказанного письма (источник - газета "Экономика  и
      жизнь" N 37, 1996 г.).
          Учитывая вышеизложенное, а также то, что письмо Госналогслужбы
      Российской Федерации  и Министерства финансов Российской Федерации
      N N  ВГ-4-05/35н,  40   "О   неприменении   штрафных   санкций   к
      коммерческим   банкам"   не  прошло  государственную  регистрацию,
      совместные  указания   Госналогслужбы   Российской   Федерации   и
      Министерства  финансов Российской Федерации на фонды обязательного
      медицинского страхования не распространяются.
   
          19. Вопрос:   Является   ли   день   представления   платежных
      документов на   перечисление  страховых  взносов  на  обязательное
      медицинское страхование сроком уплаты страховых взносов?
          Ответ: Сроком  уплаты  страховых  взносов  согласно  пункту 10
      Инструкции является   срок,   установленный   самим   плательщиком
      страховых  взносов  для  получения  заработной  платы  за истекший
      месяц,   который   утверждается   приказом   руководителя     либо
      оговаривается  в  коллективном  договоре  плательщика  с  трудовым
      коллективом.
          По истечении  установленных  сроков  уплаты  страховых взносов
      (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается  с
      начислением пеней.   Начисление  пеней  производится   начиная  со
      следующего дня  по  истечении  сроков  уплаты  страховых   взносов
      (платежей) и по день уплаты включительно (п. 22 Инструкции).   
   
      ------------------------------------------------------------------

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510