Сомнительные операции
Безналичные переводы
денежных средств в крупных размерах резидентами
- клиентами КО в пользу нерезидентов
по договорам о поставке товаров, приобретаемых у
нерезидентов на территории РФ,
а также о поставке товаров, приобретаемых
резидентами за пределами РФ и не пересекающих
таможенную границу.
В 2008 году
существенно возросло количество паспортов
сделок, оформляемых по внешнеторговым договорам
(контрактам), предусматривающим ввоз товаров на
таможенную территорию РФ, по которым стоимость
товаров, отражаемых уполномоченными банками в
ведомостях банковского контроля на основании
представляемых подтверждающих документов, в
частности, таможенных деклараций, включая
грузовые таможенные декларации, значительно
превышает аналогичные данные о стоимости
ввезенных товаров, имеющиеся в информационной
базе ФТС России.
Характер операции | Перевод денежных средств юридическими лицами - резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (в банковской отчетности такие операции отражаются по коду вида операции 61150). |
1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами платежей уставный капитал. 2. Операции по счетам юридических лиц - резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте РФ от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов. 3. Контрагентами юридических лиц - резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков. 4. Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах. Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям уделять особое внимание указанным выше операциям, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами - резидентами. |
|
Рекомендации Кредитным организациям | При выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, кредитным организациям рекомендуется в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России. Порядок направления в ФТС России запросов [1] кредитной организации о проверке достоверности сведений таможенной декларации, представляемой клиентом кредитной организации в качестве подтверждающего документа по внешнеторговому договору (контракту), на который распространяется требование об оформлении паспорта сделки и получения заключений по ним доводится ФТС России до кредитных организаций после получения от кредитной организации письменного обращения на подключение к системе проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях. В случае получения от ФТС России отрицательных заключений [2], указывающих на возможное использование юридическими лицами - резидентами несуществующих (фиктивных) таможенных деклараций, якобы подтверждающих ввоз ими товаров на таможенную территорию Российской Федерации, кредитным организациям рекомендуется рекомендуется после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету, а также направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган. 1. Запрос, 2. Заключение ФТС |
Рекомендации Территориальным учреждениям Банка России | Уделять особое внимание выявлению указанных выше операций в деятельности КО. При выявлении фактов проведения кредитными организациями по поручению клиентов таких операций систематически и (или) в значительных объемах тТУ Банка России рекомендуется проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по их прекращению. Информацию о фактах проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных операций систематически и (или) в значительных объемах, а также о работе ТУ с кредитными организациями и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России. |
(Письмо Банка России от 01.11.2008 № 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций")
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510