Порядок оценки качества обслуживания заемщиком долга по ссуде

Категории качества обслуживания долга по ссуде

Признаки

Хорошее платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме

имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

  • по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до 30 календарных дней включительно
  • по ссудам, предоставленным физическим лицам, - до 60 календарных дней включительно
Не может быть признано хорошим платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику кредитной организацией - ссудодателем прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо кредитная организация - ссудодатель прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества, кроме случаев, когда ссуда предоставлена кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде заемщику, финансовое положение которого на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено как хорошее
ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора (например, в случае плавающей процентной ставки, если ее изменение осуществляется в соответствии с условиями первоначального договора, в том числе в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России, иной базовой процентной ставки), увеличение суммы основного долга, изменение графика уплаты процентов по ссуде, изменение порядка расчета процентной ставки, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено не хуже, чем среднее

имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

  • по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до 60 календарных дней включительно
  • по ссудам, предоставленным физическим лицам, - 90 календарных дней включительно
ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее
Неудовлетворительное

имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней:

  • по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 60 календарных дней
  • по ссудам, предоставленным физическим лицам, - свыше 90 календарных дней
ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое
ссуда предоставлена заемщику кредитной организацией прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде
качество обслуживание долга не может быть признано хорошим или средним или качество обслуживания долга не оценивается

При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и (или) суммы основного долга обслуживание долга может быть оценено следующим образом:

Хорошее Не лучше, чем среднее Неудовлетворительное
при оценке финансового положения как хорошего при оценке финансового положения заемщика как среднего при оценке финансового положения заемщика как плохого

Порядок оценки финансового положения заемщика до выдачи ссуды

По ссуде,   реструктурированной  (например,  в случае изменения валюты,  в  которой   номинирована  ссуда,  изменения срока погашения ссуды (основного  долга  и  (или)   процентов),  размера  процентной   ставки) с 1 октября   2008  года,   кредитная  организация  вправе   принять  решение  о признании  такой   ссуды  реструктурированной без ухудшения оценки качества обслуживания долга.

По ссуде, предоставленной кредитной организацией заемщику и направленной с 1 октября  2008 года на погашение долга по ранее предоставленной ссуде этому заемщику, кредитная организация вправе не ухудшать оценку качества обслуживания долга.

(Указание от 23 декабря 2008 г. № 2156 -У  "Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", п. 1.1, п. 1.2., п.1.3)

(Положение Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", п.3.7.1., 3.7.2., 3.7.3., 3.8.)

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510