ОТМЕНЕНО - Указанием оперативного характера ЦБ РФ от 28 октября 2002 г. N 144-Т.
              Письмо Банка России от 13 февраля 2002 г. N 18-Т
                 "О планировании инспекционной деятельности"

     Банк  России  рассмотрел предложения территориальных учреждений Банка
России  (далее  по  тексту  -  территориальные учреждения)  по  проведению
инспекционных  проверок  кредитных  организаций на 2002 год и предлагает в
срок до 15 марта внести в них уточнения, исходя из следующего.
     1.  План инспекционных проверок следует рассматривать как инструмент,
служащий    задаче    наиболее   эффективной   организации   инспекционной
деятельности.
     Исходя из этого план должен:
     1.1.  Предусматривать  проведение  инспекционных  проверок  кредитных
организаций, необходимость осуществления которых определяется:
     1.1.1.  результатами  текущего  анализа  их   финансового  состояния,
включающих оценку:
     -общей финансовой устойчивости;
     - степени подверженности банка различным рискам;
     - качества функционирования систем управления рисками;
     - качества функционирования системы внутреннего контроля;
     - достоверности отчетности;
     - выполнения  требований  действующего законодательства и нормативных
актов Банка России;
     1.1.2. установленной периодичностью проверок кредитных организаций;
     1.1.3. результатами предшествующих инспекционных проверок.
     1.2. Составляться на финансовый год.
     1.3. Базироваться на принципе концентрации ресурсов  текущего надзора
(инспектирования и документарного надзора) на:
     1.3.1.  выявлении в процессе текущего анализа сфер повышенного риска,
угрожающих, в том числе потенциально, устойчивости кредитных организаций;
     1.3.2.   проверке  на  месте  характера  и  уровня  рисков,  качества
управления ими,  уровня  организации  и  степени эффективности внутреннего
контроля;
     1.3.3. проверке состояния учета и достоверности отчетности, исходя из
приоритета содержания над формой;
     1.3.4.  общей  оценке  ситуации  в кредитной организации,  содержащей
выводы  и  предложения  по характеру надзорного реагирования и(или) режиму
надзора.
     1.4.  Обеспечивать  проведение  проверки  всех   сфер   деятельности,
подверженных  повышенным  рискам,  в  каждой  кредитной  организации,  как
правило,  не  реже 1 раза в год,  а в кредитных организациях, отнесенных в
соответствии  с  Указанием Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях
определения финансового состояния кредитных организаций" ко 2 категории по
финансовой устойчивости, - в более частые сроки.
     1.5.     Предусматривать   резерв   рабочего     времени    персонала
инспектирования  для  проведения   внеплановых   проверок,   необходимость
осуществления которых выявляется в течение года.
     1.6. Предусматривать единый временной период проверок головного офиса
и филиалов  кредитной  организации  в  случаях,  когда  филиалы включены в
состав  проверяемых  объектов  кредитной  организации.  При  том  проверки
головных офисов и филиалов кредитных организаций должны проводиться в одни
и те же сроки.

     Примечание. Комплексная инспекционная проверка кредитных организаций,
имеющих филиалы,  должна охватывать по количеству не менее 20% действующих
филиалов.  При  этом инспекционные проверки филиалов, удельный вес активов
которых  в  суммарных  активах  кредитной  организации составляет менее 3%
проверяются по усмотрению территориального учреждения,  при  удельном весе
активов филиалов  от  3% до 5%  их  рекомендуется  проверять,  а  филиалы,
удельный вес  активов  которых  в  активах  кредитной  организации в целом
составляет 5% и более, подлежат проверке в обязательном порядке.

     2. Планы  инспекционных  проверок  не  должны  содержать  пунктов  по
проведению "комплексных" проверок филиалов,  а  также проверок филиалов на
предмет  их  "финансового  состояния",   поскольку   попытки   "комплексно
проверить"  или  отдельно  оценить  финансовое состояние филиала кредитной
организации являются методически несостоятельными.
     В  то  же  время  в  ходе  текущего   анализа  деятельности  филиалов
необходимо    обращать    внимание    на   выявление   недостатков   и/или
неблагоприятных    тенденций    в   их    деятельности,    которые   могут
свидетельствовать  как  о  состоянии дел непосредственно в филиале,  так и
проблемах  в  деятельности  банка  в  целом.   Соответствующая  информация
направляется  проверяющим  территориальным  учреждением  в территориальное
учреждение  по  месту нахождения головного офиса кредитной организации для
принятия надзорных решений.
     3.   Инициатива   планирования   инспекционных   проверок   кредитных
организаций,  головные  офисы  и  филиалы  которых  расположены  в  разных
регионах (далее по тексту - межрегиональные проверки),  может исходить как
от территориальных  учреждений по месту нахождения головного офиса,  так и
от  территориальных учреждений  по  месту  нахождения  филиалов.  При этом
решение   о   включении   кредитной   организации  в  план  проверок может
приниматься   только   территориальным  учреждением  по  месту  нахождения
головного офиса.  В  связи  с этим план межрегиональных проверок кредитных
организаций  должен  быть  согласован между территориальным учреждением по
месту нахождения  головного офиса и территориальным(и) учреждением(ями) по
месту нахождения филиала(ов).
     О  возникших  в  ходе  согласования  нерешенных  вопросах,  а также о
необходимости  привлечь  к  проверкам  специалистов других территориальных
учреждений  следует  информировать  Банк  России  (Департамент банковского
регулирования и контроля)  для  принятия  решения по организации проверок.
При  этом  Банком  России  может  быть  принято решение о целесообразности
привлечения к проверкам кредитных организаций и(или) филиалов специалистов
инспектирования     любых     территориальных    учреждений    (далее    -
прикомандированные специалисты).

     Примечание:   Участие  прикомандированных  специалистов  в  проверках
допускается с соблюдением гарантий,  установленных  статьей 259  Трудового
кодекса  Российской  Федерации  для  отдельных  категорий  работников  при
направлении их в служебные командировки.

     4.  Планы  инспекционных проверок должны включать проверки выполнения
требований  Федерального  закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным путем" и быть в
максимально  возможной  степени  скоординированы  с  проверками соблюдения
кредитными   организациями   требований   валютного   законодательства   и
требований Банка России по обязательному резервированию.
     5.  Изложенные  в  пунктах 1 - 4 подходы  должны использоваться и при
организации  проверок  Сбербанка  России. При этом целесообразно проводить
одновременно  инспекционные  проверки  территориальных  банков   Сбербанка
России   и  подотчетных   им   отделений   по  направлениям  деятельности,
рекомендованным    Московским   главным   территориальным   управлением  и
территориальным  учреждением  по  месту  нахождения территориального банка
Сбербанка России.
     6. Информация о филиалах кредитных организаций,  в которых намечены к
проведению  проверки  в  рамках межрегиональных  инспекционных проверок, а
также  о сроках  их  проведения доводится до территориальных учреждений по
месту нахождения соответствующих филиалов территориальными учреждениями по
месту  нахождения  головного офиса.  В  тех  случаях,  когда  Банк  России
принимает  решение  по  организации  проверок,  соответствующая информация
доводится  до   заинтересованных   территориальных   учреждений,   включая
информацию    о   привлечении   специалистов    инспектирования    данного
территориального учреждения к проверкам кредитных организаций  (филиалов),
расположенных  в  других  регионах  (по  предварительному  согласованию  с
территориальным   учреждением,    специалисты   которого   привлекаются  к
проверке),  а  также  об  участии  специалистов   других   территориальных
учреждений  Банка  России  в  проверках  кредитных  организаций (филиалов)
данного региона.
     7.  После получения всей необходимой информации для составления плана
инспекционных  проверок,  включая  в соответствующих случаях информацию из
Банка  России,   территориальным   учреждением  формируется  проект  плана
инспекционных проверок  на  год.  Работа  по  формированию  проекта  плана
проводится  территориальными  учреждениями  в IV квартале отчетного года и
должна  быть  завершена  до  начала  планируемого  года.  Указанный проект
высылается  в  Банк  России   (Департамент  банковского   регулирования  и
контроля)  на  согласование.   Согласованный  проект  плана  инспекционных
проверок  утверждается  руководителем  территориального  учреждения. Копия
утвержденного  плана  не  позднее 20 января очередного года направляется в
Банк России (Департамент банковского регулирования и контроля).
     Контроль   за  выполнением   плана   осуществляется   территориальным
учреждением  Банка  России  и  Департаментом  банковского  регулирования и
контроля.
     8.   В   течение   года  территориальные  учреждения  вправе  вносить
мотивированные  изменения  в  утвержденные  планы  инспекционных проверок.
Информация  о  внесении  изменения  в  план  инспекционной проверки должна
направляться  в  Банк  России  (Департамент  банковского  регулирования  и
контроля)  в течение 5 дней с момента принятия территориальным учреждением
такого решения и содержать краткие обоснования изменения плана.
     Если  возникает  необходимость в проведении не предусмотренной планом
межрегиональной проверки,  ее  проведение  согласовывается территориальным
учреждением  по  месту  нахождения головного офиса кредитной организации с
территориальным(ми)  учреждением(ями)  по  месту нахождения филиала(ов). В
экстренных случаях допускается согласование такой проверки непосредственно
с Банком России.  В  этом  случае вместе с предложением о проведении такой
проверки в Банк России  (Департамент банковского регулирования и контроля)
представляется обоснование необходимости ее проведения.

     Примечание:  В  отдельных  случаях,  когда проведение межрегиональной
проверки   не  терпит  отлагательств  допускается  начало  ее   проведения
территориальным  учреждением  по  месту  нахождения  головного  офиса  без
предварительного  согласования  с  территориальными  учреждениями по месту
нахождения филиалов,  в  том  числе  без  решения  вопросов  синхронизации
проверок  по  времени  проведения.  В  таких  случаях информация о решении
руководителя  территориального  учреждения  провести проверку доводится до
Банка  России  (Департамента  банковского  регулирования  и  контроля)   с
соответствующим обоснованием.  Решение  о  проведении таких проверок может
быть принято  только руководителем территориального учреждения либо лицом,
исполняющим его обязанности.

     9.  Акты  проверок  филиалов  в  пятидневный срок после их подписания
направляются  с  сопроводительным  письмом в территориальное учреждение по
месту нахождения головного офиса кредитной организации для рассмотрения по
существу,  подготовки сводной справки  (общего акта)  по итогам проверки и
принятия надзорных решений.  В  сопроводительном письме должны содержаться
выводы о результатах проверки,  информация  об  устранении  (неустранении)
филиалом   выявленных  в  ходе  проверки  нарушений,   а  также  возможные
предложения надзорного характера.
     Территориальное  учреждение  по  месту  нахождения  головного   офиса
кредитной  организации  несет  полную  ответственность  за   адекватное  и
своевременное принятие надзорных решений.
     Территориальное  учреждение  по  месту  нахождения   головного  офиса
кредитной организации  в  течение  двух недель со дня получения последнего
акта инспекционной проверки филиала,  включенного  в  план,  составляет на
основании   актов   инспекционных  проверок  головного  офиса  и  филиалов
кредитной организации сводную справку  (общий акт) по результатам проверки
кредитной организации в целом,  определяет  финансовое состояние кредитной
организации,  режим  надзора  на перспективу и применяет при необходимости
меры надзорного  реагирования.  Копия  сводной  справки  (общего  акта)  и
краткая  информация  об основных результатах проверки, сделанных оценках и
принятых  решениях  направляется  Банку  России  (Департаменту банковского
регулирования и контроля). Сведения о мерах воздействия направляются также
в  территориальные  учреждения по месту нахождения всех филиалов кредитной
организации в общеустановленном порядке.
     Уточненные  с  учетом  настоящего  письма  проекты  планов проведения
инспекционных проверок кредитных организаций на апрель - декабрь 2002 года
просим направить  до  15 марта 2002  года  по системе  Ремарт в библиотеку
Komb-IN с использованием архиватора САЭД для абонентов 00PBNKSP, 00PBNAMA.
Одновременно  территориальное учреждение информирует о неурегулированных в
ходе  согласования  между  территориальными  учреждениями  предложениях по
межрегиональным проверкам.
     Для уточнения планов рекомендуем использовать информацию, размещенную
в системе Ремарт (библиотека Kombase/INSP файл inspplxx.lck,  где xx - код
территориального учреждения).
     Требования   к  порядку  передачи  планов  проведения   инспекционных
проверок и информации  о неурегулированных предложениях по межрегиональным
проверкам будут доведены по системе Ремарт дополнительно.
     До  утверждения  планов  проверок  кредитных  организаций на 2002 год
инспекционные  проверки  кредитных  организаций  и  их филиалов проводятся
исходя  из  утвержденных  руководителями  территориальных  учреждений на I
квартал  текущего  года  планов  проверок  с  учетом  возможных изменений,
внесенных в соответствии с настоящим письмом.

Заместитель Председателя 	
Банка России             	В.Н.Горюнов

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510