Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
                        от 3 июня 2002 г. N 613/р
"О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками 
рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О 
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем"

     В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 
N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным 
путем" согласно пункту 15 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ 
"О рынке ценных бумаг" в целях надлежащей реализации требований Федерального 
закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, 
полученных преступным путем" (далее - Закон) рекомендовать:
     1. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг - брокерам, дилерам, 
управляющим ценными бумагами, осуществляющим операции с денежными средствами 
и ценными бумагами, включая заключение фьючерсных контрактов и приобретение 
(отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг (далее - организации - профессиональные 
участники), осуществлять обязательный контроль любой вышеназванной операции, 
если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, 
а по своему характеру данная операция является:
     приобретением физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
     зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или 
получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя 
бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно 
регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), 
в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве 
наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем 
счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
     зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или 
получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя 
бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно 
регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), 
в котором (которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации 
при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся 
владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной 
территории);
     переводом денежных средств, осуществляемых по поручению клиента (только 
для некредитных организаций),
     и одновременно документально фиксировать и представлять в Комитет Российской 
Федерации по финансовому мониторингу (далее - КФМ России) установленные Законом 
сведения по таким операциям не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения 
операции.
     2. Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России 
сведения об иных операциях, в отношении которых у работников на основании 
реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, 
что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных 
преступным путем (далее - необычные операции).
     Признаками таких необычных операций считать:
     запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического 
смысла или очевидной законной цели;
     несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными 
документами этой организации;
     выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых 
дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от 
процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом;
     отсутствие или невозможность проверки в общепринятом порядке информации 
о клиенте и/или предоставляемых им учредительных и иных документах и сведениях 
и/или невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам 
и телефонам;
     проведение операции за наличный расчет;
     явная поспешность в проведении операции клиентом;
     пренебрежение клиентом более выгодных условий исполнения его поручений 
(тарифа комиссионного вознаграждения, существующей цены покупки/продажи финансовых 
инструментов).
     К критериям выявления необычных операций (сделок) относить:
     совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600 000 рублей 
за счет внесенных клиентом в кассу организации - профессионального участника 
единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или 
большем 600 000 рублей;
     совершение на основании адресных заявок кросс-сделок на сумму не менее 
200 000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок (одновременно и покупателем 
и продавцом) являются сами организации - профессиональные участники или их 
клиенты;
     совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок (профессиональные 
участники или их клиенты) регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, 
то покупателей, приобретая/продавая при этом единовременно или по частям один 
и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;
     регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных бумаг, 
особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним 
или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход 
или убыток клиента;
     совершение единичных покупок/продаж клиентом крупных пакетов на сумму 
не менее 300 000 рублей, не обращающихся через организаторов торговли ценных 
бумаг, по ценам, существенно отличающимся от рыночных цен;
     осуществление регулярных операций на сумму не менее 100 000 рублей каждая 
по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих рыночных котировок 
и не обращающихся через организаторов торговли ценных бумаг, с направлением 
дохода на приобретение высоколиквидных ценных бумаг;
     одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных 
бумаг по ценам, существенно отличающимся от текущих рыночных цен (за исключением 
периода открытия торговой сессии при совершении операций через организатора 
торговли);
     иные критерии, установленные Правилами внутреннего контроля организации 
- профессионального участника.
     3. Организациям - профессиональным участникам документально фиксировать 
и хранить сведения о всех операциях, условия совершения которых совпадают 
с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций.
     Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России 
сведения о всех операциях, условия совершения которых одновременно совпадают 
как с вышеназванными признаками, так и критериями выявления необычных операций.
     Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России 
сведения об операциях, условия совершения которых совпадают с вышеназванными 
признаками или критериями выявления необычных операций, если у работников 
возникают подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) 
доходов, полученных преступным путем, по решению специального должностного 
лица, ответственного за соблюдение соответствующих правил внутреннего контроля 
(далее - ответственный сотрудник).
     4. Организациям - профессиональным участникам в случае невозможности 
представления в установленном порядке в КФМ России по его письменному запросу 
сведений в отношении контрагента по сделке, совершенной через организатора 
торговли на рынке ценных бумаг, вместо таких сведений указывать уникальный 
код этого контрагента согласно полученному от организатора торговли отчету 
о сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами организации - профессионального 
участника в течение торгового дня и/или присвоенный в торговой системе уникальный 
(идентификационный) номер этой сделки.
     5. Организациям - профессиональным участникам разработать нижеуказанные 
программы осуществления внутреннего контроля:
     5.1. Программу идентификации и изучения клиентов, включающую:
     5.1.1. Идентификацию клиента - физического лица на основании документа, 
удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:
     фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального 
обычая);
     сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и 
номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);
     дата и место рождения;
     место жительства (регистрации);
     место пребывания;
     идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
     образец подписи.
     5.1.2. Идентификацию клиента - юридического лица на основании учредительных 
документов, документов о государственной регистрации и иных документов, действительных 
на дату их предъявления с фиксацией следующих данных:
     наименование (полное и сокращенное);
     регистрационный номер, место и дата регистрации;
     место нахождения;
     почтовый адрес;
     идентификационный номер налогоплательщика;
     коды форм государственного статистического наблюдения.
     5.1.3. Идентификацию представителя клиента - физического или юридического 
лица, с фиксацией данных, установленных подпунктом 5.1.1.
     5.1.4. Изучение клиентов и их представителей, для чего:
     проводить анкетирование клиента и его представителя путем составления 
анкеты, содержащей сведения о клиенте и его представителе, его деятельности, 
аффилированных лицах и иные сведения;
     выявлять состав учредителей (участников) юридического лица и определять 
лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического 
лица;
     устанавливать структуру органов управления юридического лица и их полномочия;
     периодически, но не реже 1 раза в год, обновлять имеющиеся сведения о 
клиентах и их представителях.
     5.2. Программу выявления операций - программу выделения собственных операций 
и операций клиентов, подлежащих обязательному контролю, а также выявления 
собственных операций и операций клиентов, условия совершения которых совпадают 
с установленными Правилами внутреннего контроля признаками или критериями 
выявления операций, в отношении которых у работников возникают подозрения, 
что они осуществляются в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, 
полученных преступным путем (далее - необычные операции), включающую:
     5.2.1. Установление в соответствии с рекомендациями ФКЦБ России признаков 
и критериев выявления необычных сделок.
     5.2.2. Установление (в случае выделения работниками операции, подлежащей 
обязательному контролю, или выявления необычной операции) процедуры незамедлительного 
составления специального документа (далее - Сообщение об операции), направляемого 
ответственному сотруднику для квалификации операции и принятия решения о необходимости 
извещения КФМ России. Сообщение должно содержать следующие реквизиты:
     а) тип операции (подлежащая обязательному контролю или необычная);
     б) вид операции (покупка, продажа, мена ценных бумаг, заключение фьючерсных 
контрактов или приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг, другие);
     в) в отношении ценных бумаг:
     полное наименование эмитента;
     вид, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных 
бумаг;
     количество ценных бумаг;
     цена операции (сделки);
     г) в отношении фьючерсных контрактов или опционов:
     наименование и обозначение;
     вид, количество, цена;
     базовый актив;
     д) сведения о лице (лицах), совершающих операцию;
     е) причины, на основании которых операция квалифицируется как необычная;
     ж) должность и ФИО сотрудника, составившего сообщение;
     з) подпись сотрудника, составившего сообщение;
     и) дата и время составления сообщения.
     Ответственный сотрудник не позднее следующего дня получения Сообщения 
об операции обязан представлять сведения о такой операции руководителю организации 
- профессионального участника с приложением к необычной сделке мотивированного 
заключения о необходимости представления сведений о ней в КФМ России. Руководителю 
организации - профессионального участника следует по получении вышеуказанных 
сведений принять окончательное решение по представлению сведений о нем в КФМ 
России.
     5.3. Программу документального фиксирования и хранения документов и информации, 
полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля 
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным 
путем, позволяющую в любой момент времени воспроизводить все имеющиеся сведения 
о зафиксированной операции, в том числе ее существенных условиях, порядке 
исполнения, контрагентах по сделке.
     Организации - профессиональному участнику не менее 5 лет хранить:
     имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или косвенно связанные 
с зафиксированными операциями, подлежащими обязательному контролю, и необычными 
операциями;
     документы, включая копии, содержащие сведения о клиенте, его представителях;
     сообщения об операциях;
     мотивированные заключения ответственного сотрудника по Сообщениям о необычных 
операциях относительно необходимости представления сведений о них в КФМ России.
     5.4. Программу обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации 
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по направлениям:
     ознакомления с нормативно-законодательной базой по вопросам противодействия 
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
     ознакомления с Правилами внутреннего контроля;
     практических занятий по реализации Правил внутреннего контроля и программ 
его осуществления.
     Рекомендуется организовать участие каждого сотрудника организации (с 
учетом круга его должностных обязанностей) не реже одного раза в год в данной 
программе.
     5.5. Программу оценки и снижения рисков совершения по поручениям клиентов 
операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным 
путем, включающую оценку таких рисков по направлениям:
     5.5.1. деятельности клиента (прежде всего на предмет связи с интенсивным 
переводом/оборотом наличных денег);
     5.5.2. регистрации, места жительства или места нахождения соответственно 
физического или юридического лица в государстве (на территории), где согласно 
международным источникам:
     незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также 
разрешается их свободный оборот (кроме использования наркотических веществ 
исключительно в медицинских целях);
     не соблюдаются общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием) 
доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
     не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении 
финансовых операций.
     5.6. Программу проверки (аудита) системы внутреннего контроля в целях 
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, 
включающую вопросы организации и ведения как внутреннего, так и внешнего аудита, 
а также порядок принятия решений по выявленным аудиторами недостаткам и контроля 
их исполнения.

Председатель 	И.В.Костиков


АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510