Письмо МНС РФ от 10 сентября 2002 г. N 02-5-11/202-АД088
  "О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"

     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам,   рассмотрев 
запрос от 05.07.2002 N 02-04/11325, сообщает.

     По вопросу 1. Пунктом 2 статьи 318  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  установлено, что  сумма  косвенных  расходов  на производство
и реализацию, осуществленных  в  отчетном  (налоговом) периоде, в полном 
объеме относится к расходам текущего  отчетного (налогового)  периода  с
учетом требований, предусмотренных настоящим кодексом.
     Таким  образом,  налоговое  законодательство  не    предусматривает 
необходимости  распределения    признаваемых  в   целях  налогообложения 
косвенных расходов между  видами   деятельности. Вся сумма  признанных в
отчетном периоде косвенных расходов  подлежит учету в  составе расходов, 
которые будут  учтены  при  определении  размера  налоговой  базы  этого
отчетного периода, вне зависимости от того, что по какому-либо  из видов 
деятельности в этом   отчетном  периоде  доход  получен  не  был (вплоть 
до отсутствия в отчетном периоде доходов по всем видам деятельности).
     При этом в соответствии со статьями 252 и 270 Налогового  кодекса в
состав   косвенных   расходов   не  включаются   расходы,   связанные  с 
организацией деятельности,  по которой  доходы в отчетном периоде еще не
получены.

     По вопросу 2. Данный вопрос  не  является  актуальным, поскольку на 
практике такая ситуация невозможна (для этого нужно,  чтобы  организация 
имела дату государственной  регистрации  1  января 1999  года  -  всегда 
выходной).

     По вопросу 3. В соответствии   с  подпунктом 14 пункта 1 статьи 251
Налогового  кодекса Российской Федерации при определении налоговой  базы
бюджетных учреждений не учитываются средства целевого финансирования.
     Налогоплательщики - получатели  средств  целевого    финансирования
обязаны   вести   раздельный  учет   доходов   (расходов),    полученных
(произведенных) в рамках  целевого финансирования.
     Согласно  статье 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по 
налогу  на прибыль организаций является прибыль от  реализации  товаров, 
работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные
на   величину     произведенных   расходов,  определяемых   в   порядке,
установленном НК РФ. Соответственно, полученная  бюджетными учреждениями
прибыль  от   реализации  товаров,  работ,  услуг, имущественных   прав,
является объектом обложения налогом на прибыль организации.
     Согласно  Налоговому  кодексу   учет доходов (расходов), полученных 
(произведенных)  в рамках целевого финансирования, и доходов и  расходов,
связанных с производством  и реализацией, и внереализационных доходов  и 
расходов, ведется бюджетными учреждениями раздельно.
     Федеральным  законом  от  24.07.2002  N 110-ФЗ  в  Налоговый кодекс
введена  статья  321.1 "Особенности  ведения налогового учета бюджетными
учреждениями", которая вступает в силу по истечении одного месяца со дня
его официального опубликования.
     Согласно пункту  3  названной  статьи в тех случаях, когда в сметах 
доходов  и расходов бюджетного учреждения  предусмотрено  финансирование
расходов  по  оплате  коммунальных  услуг,  услуг  связи,   транспортных
расходов по обслуживанию административно - управленческого  персонала за 
счет двух источников, в целях налогообложения принятие таких расходов на
уменьшение доходов, полученных  от  предпринимательской  деятельности  и 
средств целевого  финансирования, производится  пропорционально   объему 
средств, полученных от предпринимательской деятельности  в  общей  сумме
доходов (включая средства целевого финансирования).

     По вопросу 4. Порядок    распределения   налога,   исчисленного   с
налоговой    базы   переходного   периода,   приведен   в   Методических 
рекомендациях по расчету  налоговой базы, исчисляемой в соответствии  со 
статьей 10  Федерального  закона  от  06.08.2001  N 110-ФЗ "О  внесении
изменений и дополнений в часть  вторую  Налогового   кодекса  Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской  Федерации 
о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов
(положений  актов)  законодательства  Российской  Федерации  о налогах и 
сборах" (с изменениями и дополнениями), утвержденных приказом МНС России 
от  21.08.2002 N БГ-3-02/458, который будет доведен до налоговых органов 
в установленном порядке.

     По вопросу 5. Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001  N 110-ФЗ
установлено   сохранение  предусмотренной  пунктом  4  статьи   6 Закона
Российской Федерации   от  27.12.1991  N  2116-1  "О  налоге  на прибыль
предприятий и организаций" льготы,  срок  действия  которой  не истек на 
день  вступления  в  силу   настоящего  федерального  закона, для  малых 
предприятий  до  истечения  срока,  на  который   такие   льготы    были
предоставлены.
     Указанной нормой  Закона N  2116-1  было предусмотрено, что в  первые
два  года  работы  не  уплачивают  налог  на  прибыль малые предприятия, 
осуществляющие   строительство  объектов  жилищного,  производственного, 
социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные 
работы), при   условии, если  выручка  от  указанных  видов деятельности
превышает  70  процентов  общей  суммы  выручки  от реализации продукции 
(работ, услуг). В третий и четвертый  годы  работы  указанные в   абзаце
первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог   в  размере 
соответственно  25  и  50  процентов  от  установленной ставки налога на 
прибыль,  если выручка от указанных видов деятельности составляет  свыше
90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     В  связи  с  введением  в действие с 01.01.2002 главы 25 Налогового 
кодекса  Российской Федерации и утратой силы   нструкции  МНС  России от
15.06.2000 N  62 "О  порядке  исчисления  и  уплаты  в  бюджет налога на 
прибыль   предприятий  и  организаций",  а  также  Типовых  методических 
рекомендаций по планированию и  учету  себестоимости строительных работ, 
утвержденных Минстроем России 04.12.1995  N БЕ-11-260/7, при определении
удельного веса выручки от строительной деятельности малыми предприятиями,
осуществляющими строительство, следует руководствоваться   установленным
пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса определением.
     Согласно указанной норме выручка от реализации определяется  исходя 
из  всех  поступлений,  связанных  с  расчетами за реализованные товары, 
работы, услуги.
     Таким  образом, стоимость  субподрядных  работ  следует учитывать в
общем  показателе  выручки  от  реализации   строительных     работ  при
определении права  организации на рассматриваемую льготу в условиях 2002
года и последующих лет.

Первый 	
заместитель министра РФ 	
по налогам и сборам - 	
Главный государственный советник 	
налоговой службы 	В.В.Гусев



АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510