ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                            ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                           от 20 марта 2003 г. N 3
   
                 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
              ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
                    ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
                        И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
   
          1.  Вправе  ли  кредитные  организации для выявления операций,
      указанных    в  пункте   2  статьи   6  Федерального   закона   "О
      противодействии   легализации   (отмыванию)  доходов,   полученных
      преступным   путем,   и   финансированию   терроризма"   (далее  -
      Федеральный закон),  использовать перечни лиц, признанных имеющими
      отношение  и причастными к террористической деятельности,  которые
      были  доведены  до  их  сведения указаниями оперативного характера
      Банка  России от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах,  предпринимаемых США
      по  предотвращению  финансирования  терроризма"  и  от  01.02.2002
      N 12-Т "О мерах,  предпринимаемых  во  исполнение резолюций Совета
      Безопасности ООН"?
          Пунктом   2 статьи  6 Федерального  закона  установлено,   что
      операции  с денежными  средствами  или  иным  имуществом  подлежат
      обязательному  контролю  в случае,  если  хотя  бы одной из сторон
      является  организация  или  физическое  лицо,  в отношении которых
      имеются  полученные  в установленном  в соответствии с Федеральным
      законом   порядке   сведения   об   их   участии  в экстремистской
      деятельности,   либо   юридическое   лицо,   прямо   или  косвенно
      находящееся  в собственности  или  под контролем таких организации
      или  лица,  либо  физическое или юридическое лицо,  действующее от
      имени или по указанию таких организации или лица.
          Порядок   определения  и доведения  до  сведения  организаций,
      осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
      (в  том числе кредитных организаций),  перечня таких организаций и
      лиц  устанавливается  Правительством  Российской Федерации.  Такой
      порядок    определен   Постановлением   Правительства   Российской
      Федерации  от  18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке
      определения  перечня  организаций  и физических  лиц,  в отношении
      которых   имеются   сведения   об   их   участии  в экстремистской
      деятельности,  и  доведения этого перечня до сведения организаций,
      осуществляющих   операции   с  денежными   средствами   или   иным
      имуществом" (далее - Положение).
          В   соответствии   с  пунктом   2  Положения  полномочиями  по
      составлению  вышеназванного  перечня,   а  также  внесению  в него
      изменений и дополнений наделен КФМ России.
          Перечень,   составленный  КФМ  России,   доведен  до  сведения
      территориальных    учреждений   Банка   России   Главным   центром
      информатизации Банка России 21 марта 2003 года.
          Перечни  лиц,  признанных  имеющими  отношение и причастными к
      террористической  деятельности,  которые  доводились  до  сведения
      кредитных   организаций   Банком   России  (указания  оперативного
      характера  от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах,  предпринимаемых США по
      предотвращению  финансирования  терроризма" и от 01.02.2002 N 12-Т
      "О   мерах,   предпринимаемых   во   исполнение  резолюций  Совета
      Безопасности  ООН"),   могут  использоваться  ими  при  реализации
      программ по выявлению необычных сделок.
          2.  Как  в целях выявления операций,  указанных в абзаце пятом
      подпункта  3 пункта  1 статьи  6 Федерального  закона,  определить
      период  деятельности  юридического лица,  которое прошло процедуру
      реорганизации?
          В  соответствии с пунктом 1 и абзацем пятым подпункта 3 пункта
      1 статьи  6 Федерального закона операция с денежными средствами или
      иным  имуществом подлежит обязательному контролю,  если сумма,  на
      которую  она совершается,  равна или превышает 600 000 рублей либо
      эквивалентную  сумму  в иностранной валюте,  а по своему характеру
      данная  операция  относится  к операциям  по  зачислению  денежных
      средств  на  счет  (вклад)  или  их  списанию  со  счета  (вклада)
      юридического лица,  период деятельности которого не превышает трех
      месяцев со дня его регистрации.
          Согласно   пункту   2  статьи   11   Федерального   закона  "О
      государственной     регистрации    юридических    лиц"    моментом
      государственной  регистрации  признается  внесение  регистрирующим
      органом  соответствующей записи в государственный реестр.  В то же
      время следует принимать во внимание, что  в соответствии с пунктом
      2  статьи  15  указанного  Закона в случае,  если юридическое лицо
      подверглось реорганизации и в результате этой процедуры прекращена
      деятельность одного или нескольких юридических лиц, регистрирующие
      органы   вносят   в государственный  реестр  записи  о прекращении
      деятельности  таких  юридических лиц и государственной регистрации
      вновь возникших юридических лиц.
          Таким образом,  требования Федерального закона об обязательном
      контроле  распространяются  на  операции юридических лиц,  которые
      вновь   возникли   в  результате  реорганизации  в форме  слияния,
      разделения, выделения или преобразования.
          Следовательно,  при рассмотрении вопроса об отнесении операции
      юридического лица,  вновь возникшего в результате реорганизации, к
      операциям,  указанным в абзаце пятом подпункта 3 пункта 1 статьи 6
      Федерального  закона,  отсчет  периода  его  деятельности  следует
      начинать  с даты внесения регистрирующим органом в государственный
      реестр  записи  о государственной  регистрации  этого юридического
      лица (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
          3.    Федеральный   закон   "О   государственной   регистрации
      юридических   лиц"   установил   требование   о  представлении   в
      регистрирующие органы юридическими лицами,  зарегистрированными до
      его вступления в силу, документов, необходимых для внесения записи
      в  государственный  реестр.  Следует  ли  кредитной  организации в
      соответствии  с  пунктом  1 и   абзацем пятым  подпункта  3 пункта
      1 статьи  6   Федерального    закона    распространять   процедуры
      обязательного контроля на указанных юридических лиц?
          В  соответствии  с пунктом 2  статьи 11 Федерального закона "О
      государственной     регистрации    юридических    лиц"    моментом
      государственной  регистрации  признается  внесение  регистрирующим
      органом соответствующей записи в государственный реестр.  При этом
      пунктом   3  статьи   5  Федерального  закона  "О  государственной
      регистрации  юридических  лиц"  определено,  что записи вносятся в
      государственный  реестр  на  основании документов,  представленных
      заявителями  при  государственной  регистрации  юридических  лиц и
      внесении изменений в государственный реестр.
          Согласно   пункту   3  статьи   26   Федерального   закона  "О
      государственной  регистрации  юридических лиц" уполномоченное лицо
      юридического   лица,   зарегистрированного  до  вступления  в силу
      указанного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со
      дня  его  вступления  в силу  представить  в регистрирующий  орган
      сведения,  предусмотренные  Федеральным законом "О государственной
      регистрации  юридических  лиц".  При этом в обращении Министерства
      Российской   Федерации  по  налогам  и сборам  "О  государственной
      регистрации  юридических  лиц"  ("Парламентская  газета",  N  134,
      18.07.2002, "Российская Бизнес-газета", N 28, 23.07.2002) указано,
      что  "это  не  переоформление  свидетельства,  не  перерегистрация
      юридического лица, а именно сообщение сведений о юридическом лице,
      на  основании которого в Единый государственный реестр юридических
      лиц  будет  внесена запись и выдано свидетельство,  подтверждающее
      факт внесения записи в государственный реестр".
          Таким   образом,   операции  юридических  лиц,   которые  были
      зарегистрированы  до  вступления  в силу  Федерального  закона  "О
      государственной    регистрации    юридических    лиц"   и  с  даты
      государственной  регистрации  которых  прошло  более трех месяцев,
      согласно  абзацу пятому подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального
      закона обязательному контролю не подлежат.
          4.  В соответствии с требованиями статьи 4 и пункта 6 статьи 7
      Федерального   закона   кредитные   организации,    представляющие
      соответствующую  информацию  в уполномоченный  орган,   не  вправе
      информировать  об этом клиентов или иных лиц.  Вправе ли кредитная
      организация представлять информацию о принимаемых ею мерах в целях
      противодействия   легализации  (отмыванию)  преступных  доходов  и
      финансированию  терроризма  проверяющим  Банка  России,   а  также
      обращаться   к  клиенту   за   разъяснениями  или  дополнительными
      документами,   необходимыми   ей   для  осуществления  внутреннего
      контроля?
          В   соответствии   с пунктом  9 статьи  7 Федерального  закона
      контроль   за   исполнением   физическими   и юридическими  лицами
      Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления
      информации  об  операциях,  подлежащих  обязательному контролю,  а
      также   за   организацией   внутреннего   контроля  осуществляется
      соответствующими   надзорными   органами   в  соответствии   с  их
      компетенцией   и  в  порядке,    установленном   законодательством
      Российской  Федерации,  а  также  уполномоченным  органом в случае
      отсутствия   надзорных   органов  в сфере  деятельности  отдельных
      организаций,  осуществляющих  операции  с денежными средствами или
      иным имуществом.
          В   соответствии   со   статьей   56  Федерального  закона  "О
      Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России
      является    органом    банковского    регулирования    и  надзора.
      Руководствуясь статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке
      Российской  Федерации  (Банке России)",  а также Инструкцией Банка
      России,  устанавливающей  порядок  проведения  проверок  кредитных
      организаций   и  их   филиалов   уполномоченными   представителями
      Центрального банка Российской Федерации,  представители (служащие)
      Банка  России имеют право получать и проверять отчетность и другие
      документы  кредитных организаций (их филиалов),  при необходимости
      снимать   копии  с соответствующих  документов  для  приобщения  к
      материалам проверки.
          Подпунктом   2  пункта   1  статьи  7 Федерального  закона  на
      кредитную    организацию   возложена   обязанность   документально
      зафиксировать  и представить  сведения  о подлежащих обязательному
      контролю    и   необычных   операциях   в  уполномоченный   орган.
      Соответственно,  в рамках исполнения Федерального закона кредитная
      организация  вправе обратиться к клиенту за получением необходимых
      ей  для осуществления внутреннего контроля в целях противодействия
      легализации   (отмыванию)   преступных   доходов  и финансированию
      терроризма  разъяснений и (или) документов при условии,  что такой
      запрос  не  будет мотивирован принятием кредитной организацией мер
      по  противодействию  легализации  (отмыванию) доходов,  полученных
      преступным путем, и финансированию терроризма.
          Материал  подготовлен  Департаментом валютного регулирования и
      валютного контроля.
   
                                    * * *
   
          Департамент   валютного   регулирования  и валютного  контроля
      сообщает   названия  сайтов  Интернета,   содержащих  сведения  об
      иностранном законодательстве и международных инициативах в области
      противодействия   легализации   (отмыванию)  доходов,   полученных
      преступным путем, и финансированию терроризма:
          -  Группы  разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
      (ФАТФ) - www.fatf-gafi.org,  а также новый сайт по вопросам борьбы
      с             финансированием             терроризма             -
      www.fatf-gafi.org/TerFinance_en.htm,
          - Международного валютного фонда - www.imf.org,
          - Всемирного банка - www.worldbank.ru,
          -    Международной    информационной   системы   по   вопросам
      противодействия   легализации   (отмыванию)  доходов,   полученных
      преступным путем, - www.imolin.org,
          - Европарламента - www.europarl.eu.int,
          - Организации Объединенных Наций - www.un.org,
          - Вольфсбергской группы - www.wolfsberg-principles.com,
          - Сети по борьбе с преступлениями США - www.fincen.gov,
          - Казначейства США - www.treas.gov,
          -  Азиатско-Тихоокеанской группы по вопросам отмывания денег -
      www.apgml.org,
          -  Карибской группы финансовых действий против отмывания денег
      - www.cfatf.org,
          -      Международной     комплаенс-системы     Complinet     -
      www.complinet.com,  на  котором  представлены  информационная база
      данных  по  клиентам  отдельных  банков  и актуальные  сведения  о
      международных  инициативах  в области  противодействия легализации
      (отмыванию) доходов и финансированию терроризма,
          - Журнала "Money laundering Alert" - www.moneylaundering.com.
   
   
      ------------------------------------------------------------------

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510