Письмо
  Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России
                    от 16 декабря 2004 г. N 12-4-7/3968

                "О порядке применения отдельных положений
                       Федерального закона N 115-ФЗ"

     Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России
рассмотрел запрос о порядке применения Федерального закона от 28 июля 2004
г.  N 88-ФЗ  "О внесении  изменений в Федеральный закон "О противодействии
легализации    (отмыванию)    доходов,   полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма"  и  сообщает  следующее.  По первому и второму
вопросам.
     В  соответствии  со  статьей 5 Федерального закона "О противодействии
легализации    (отмыванию)    доходов,   полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма"  от  07.08.2001  N 115-ФЗ  (далее  по   тексту
- Федеральный  закон)  кредитные  организации  относятся  к  организациям,
осуществляющим  операции  с  денежными средствами или иным имуществом и на
основании  пункта 1  статьи  7  Федерального  закона обязаны документально
фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня,
следующего    за    днем   совершения  операции,  сведения  по  подлежащим
обязательному    контролю   операциям  с  денежными  средствами  или  иным
имуществом,  в  том  числе,  вид  операции и основания ее совершения, дату
совершения  операции  с  денежными средствами или иным имуществом, а также
сумму, на которую она совершена.
     Согласно п. 1.1 статьи 6 Федерального закона, в редакции Федерального
закона  "О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  "О противодействии
легализации    (отмыванию)    доходов,   полученных  преступным  путем,  и
финансированию   терроризма",  сделка  с  недвижимым  имуществом  подлежит
обязательному  контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или
превышает  3 000 000 рублей  либо  равна  сумме   в  иностранной   валюте,
эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
     В  соответствии  с п. 4 указанной статьи Федерального закона сведения
об  операциях  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом, подлежащих
обязательному  контролю,  представляются  непосредственно в уполномоченный
орган  организациями,  осуществляющими операции с денежными средствами или
иным    имуществом.    Данную   норму  следует  рассматривать  как  общую,
адресованную   всем  организациям,  осуществляющим  операции  с  денежными
средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.
     Следовательно,    по  нашему  мнению,  кредитная  организация  должна
сообщать    в   уполномоченный  орган  сведения  о  сделках  с  недвижимым
имуществом,  предусмотренных  п. 1.1 статьи 6 Федерального закона, если из
представленных  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации
клиентом  документов  кредитной  организации  стало  известно о совершении
такой сделки.
     Также следует иметь в виду, что Положением Банка России от 20 декабря
2002  года  N 207-П  "О  порядке представления  кредитными организациями в
уполномоченный  орган  сведений,  предусмотренных  Федеральным  законом "О
противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным
путем,  и  финансированию терроризма", с изменениями, внесенными Указанием
Банка  России  от 17.08.2004 N 1490-У, установлен код вида такой операции,
подлежащей обязательному контролю, как сделка с недвижимым имуществом (код
8001).
     При  этом  анализ  пункта 1.1 статьи 6  Федерального закона позволяет
сделать  вывод  о  том, что обязательному контролю подлежат любые сделки с
недвижимым имуществом, в том числе сделки, в которых кредитная организация
выступает  стороной  по договору и предметом договора является обременение
недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.). По третьему вопросу.
     Согласно  статье 5 Федерального закона кредитные организации отнесены
к  организациям,  осуществляющим  операции с денежными средствами или иным
имуществом.  При  этом  в  соответствии  со  статьей 7 Федерального закона
(подпункт 4  пункта  1  и пункт 3) организации,  осуществляющие операции с
денежными  средствами  или  иным  имуществом,  обязаны, по общему правилу,
представлять  в  уполномоченный  орган  сведения  по операциям, подлежащим
обязательному    контролю,   т.е.  по  операциям,  указанным  в  статье  6
Федерального закона.
     Статья 7.1 Федерального закона устанавливает права и обязанности иных
лиц,  не  являющихся  организациями,  осуществляющими операции с денежными
средствами  и иным имуществом, и распространяется на адвокатов, нотариусов
и  лиц,  осуществляющих  предпринимательскую деятельность в сфере оказания
юридических  или  бухгалтерских  услуг.  При  этом статья 7.1 Федерального
закона  содержит  перечень операций, сведения о которых указанные лица при
наличии  оснований  полагать,  что  указанные  операции осуществляются или
могут    быть   осуществлены  в  целях  легализации  (отмывания)  доходов,
полученных   преступным  путем,  или  финансирования  терроризма,  обязаны
направлять в уполномоченный орган. Таким образом, кредитные организации не
обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, указанных
в статье 7.1 Федерального закона.
     В  то  же  время  следует отметить, что такая обязанность у кредитных
организаций  возникает,  когда  в результате применения правил внутреннего
"противолегализационного"    контроля  кредитная  организация  приходит  к
выводу,  что  проводимая  операция  является  подозрительной  и  принимает
решение о направлении о ней сведений в уполномоченный орган. По четвертому
вопросу.
     В    соответствии    с   Федеральным  законом  кредитные  организации
осуществляют  внутренний  контроль  -  деятельность по выявлению операций,
подлежащих  обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами
или  иным  имуществом,  связанных  с  легализацией  (отмыванием)  доходов,
полученных  преступным  путем,  и  финансированием  терроризма  (статья  3
Федерального закона).
     Полагаем,  что днем выявления подозрительной операции следует считать
день,    в    который    в    результате   применения  правил  внутреннего
"противолегализационного"    контроля    кредитной   организацией  принято
окончательное  решение  о  признании  операции  клиента  подозрительной. В
соответствии  с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона не позднее рабочего
дня,  следующего  за  днем выявления таких операций, кредитная организация
обязана представить соответствующие сведения в уполномоченный орган.

     Заместитель директора Департамента 	Т.А. Артамонова

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510