Письмо ЦБР от 19 сентября 2007 г. N 04-31-/4000
           "О применении абзаца 5 пп. 4  пункта 1 статьи 6 
   Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) 
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 
                 в отношении некредитных организаций"

     Центральный банк Российской Федерации рассмотрел обращение Ассоциации
российских банков от 08.05.2007 N А-02/5-236, касающееся применения абзаца
5   пп. 4  пункта  1  статьи  6  Федерального  закона  "О  противодействии
легализации    (отмыванию)    доходов,   полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма" и сообщает следующее.
     Информационное    письмо    от  15.06.2004  N 6  "Обобщение  практики
применения  Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию терроризма" было
подготовлено  до  принятия  Федерального  закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ "О
внесении    изменений    в   Федеральный  закон  "О  банках  и  банковской
деятельности"  и  статью  37  Закона  Российской  Федерации "О защите прав
потребителей".   Пункт  4  указанного  Информационного  письма  разъясняет
применение  абзаца  5  пп. 4  пункта  1  статьи  6  Федерального закона "О
противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" в редакции, которая действовала в 2004
году  и не учитывала изменения, внесенные в дальнейшем Федеральным законом
от 27.07.2006 Ш47-ФЗ.
     Таким  образом, Информационное письмо от 15.06.2004 N 6 не разъясняет
порядок  применения  Федерального  закона  "О  противодействии легализации
(отмыванию)    доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию
терроризма"  организациями,  не  являющиеся  кредитными  и осуществляющими
прием    от    физических    лиц  наличных  денежных  средств  в  случаях,
предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
     Учитывая  изложенное,  не  можем  согласиться  с  выводом  Ассоциации
российских  банков  о  том,  что  Информационным письмом от 15.06.2004 N 6
"Банк России вывел из под действия Закона N 115-ФЗ как раз тех нарушителей
закона,  деятельность  которых  связана  с  повышенным  риском легализации
доходов,  полученных  преступным  путем,  и может быть квалифицирована как
незаконная банковская деятельность".
     Статья    5    Федерального  закона  "О  противодействии  легализации
(отмыванию)    доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию
терроризма"  (в  редакции  Федерального  закона  от  27.07.2006  N 147-ФЗ)
относит    к   числу  организаций,  осуществляющих  операции  с  денежными
средствами  или  иным  имуществом,  организации,  не являющиеся кредитными
организациями,  осуществляющие  прием  от физических лиц наличных денежных
средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской
деятельности.
     В  соответствии  со  статьей  13.1  Федерального  закона  "О банках и
банковской деятельности" коммерческая организация, не являющаяся кредитной
организацией,  вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России,
банковские    операции,  указанные  в  пункте  9  части  первой  статьи  5
Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в части принятия
от  физических  лиц  наличных  денежных средств в качестве платы за услуги
электросвязи,  жилое  помещение  и  коммунальные  услуги при одновременном
соблюдении указанных в данной статье условий.
     Указанные  операции  отнесены  абзацем  5  пп. 4  пункта  1  статьи 6
Федерального  закона  "О  противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных  преступным  путем,  и  финансированию терроризма" к операциям,
подлежащим  обязательному  контролю, если сумма, на которую такая операция
совершается,  равна  или  превышает  600000  рублей  либо  равна  сумме  в
иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
     Следовательно,  с  момента  вступления  в силу Федерального закона от
27.07.2006  N 147-ФЗ  организации, не являющиеся кредитными организациями,
осуществляющие  прием  от  физических  лиц  наличных  денежных  средств  в
случаях,    предусмотренных    законодательством  о  банках  и  банковской
деятельности,   обязаны  направлять  сообщения  об  операциях,  подлежащих
обязательному контролю, в уполномоченный орган.
     Банк  России  не  наделен  полномочиями  по  контролю  за исполнением
Федерального  закона  "О  противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных  преступным  путем, и финансированию терроризма" организациями,
не    являющимися   кредитными  организациями,  осуществляющими  прием  от
физических  лиц  наличных  денежных  средств  в  случаях,  предусмотренных
законодательством о банках и банковской деятельности, и, следовательно, не
разъясняет    применение   норм  Федерального  закона  "О  противодействии
легализации    (отмыванию)    доходов,   полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма"  для  случаев  выполнения  требований  данного
закона указанными организациями.

     Г.Г.Меликьян

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510