Информационное письмо ЦБР от 6 августа 2007 г. N 36
      "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России 
                     по вопросам валютного контроля"

     Вопросы  по  применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам
документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета
уполномоченными  банками  валютных операций и оформления паспортов сделок"
(далее - Инструкция N 117-И).

     1.    Требуется  ли  оформление  паспорта  сделки  (далее -  ПС)  при
совершении  валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от
имени  юридического  лица -  резидента  его  зарубежным представительством
(филиалом)  с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета
представительства  (филиала)  юридического  лица -  резидента,  открытые в
банке-нерезиденте?
     Действующие  нормативные  акты  Банка  России, в том числе Инструкция
N 117-И,  не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления
ПС  по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты
заключены  с  нерезидентами  от  имени  юридического  лица - резидента его
зарубежными представительствами (филиалами).
     Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что
представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
     В  соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае
осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в
банках-нерезидентах,    юридическому  лицу -  резиденту  следует  оформить
паспорт  сделки  в  территориальном учреждении Банка России по месту своей
государственной    регистрации.    В иных    случаях    ПС  оформляется  в
уполномоченном    банке,  в  котором  через  счета,  открытые  резидентом,
осуществляются валютные операции по контрактам.

     2.  Необходимо  ли  резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при
оплате  международных  пошлин  во  Всемирную  организацию интеллектуальной
собственности (далее - ВОИС) за регистрацию товарных знаков?
     Уплата  резидентами  международной  пошлины  в  ВОИС  за  регистрацию
товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона
от  10.12.2003  N 173-ФЗ  "О валютном  регулировании  и валютном контроле"
(далее -  Федеральный закон N 173-ФЗ) является валютной операцией, которая
в  силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между
резидентами и нерезидентами без ограничений.
     На  основании  пункта  3.1 Инструкции N 117-И действие установленного
разделом II  Инструкции  N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в
частности,    на   валютные  операции  между  резидентом  и  нерезидентом,
заключающиеся  в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента,
открытые  в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте
за  вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на
таможенную  территорию  Российской  Федерации  товары, а также выполняемые
работы,    оказываемые    услуги,  передаваемую  информацию  и  результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по
внешнеторговому    договору  (контракту),  заключенному  между  резидентом
(юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и
нерезидентом.
     В  соответствии  со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации
под  сбором  понимается  обязательный  взнос,  взимаемый  с  организаций и
физических  лиц,  уплата  которого  является одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления,  иными  уполномоченными  органами  и  должностными  лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий).
     Согласно  Определению  Конституционного  суда Российской Федерации от
10 декабря  2002 года  N 283-О  пошлины  за совершение юридически значимых
действий,  связанных  с  патентом, а также с регистрацией товарного знака,
регистрацией  и  предоставлением  права  пользования  наименованием  места
происхождения  товара,  подпадают  под  понятие  сбора  (пункт 2  статьи 8
Налогового кодекса Российской Федерации).
     Характеристика    указанных    пошлин    как  сборов  корреспондирует
международным  договорам,  участником которых является Россия, - Парижской
конвенции  по  охране  промышленной  собственности,  Договору  о патентной
кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.
     Учитывая  правовую  природу указанных пошлин, а также правоотношения,
регулируемые  пунктом 3.1  Инструкции  N 117-И, при осуществлении валютных
операций    по    оплате   резидентами  международных  пошлин  в  ВОИС  за
международную  регистрацию  товарных  знаков  ПС  в  уполномоченном  банке
резидентом не оформляется.

     Вопрос  по  применению  Инструкции Банка России от 30.04.2004 N 111-И
"Об обязательной  продаже  части  валютной  выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И).
     3.  Необходимо  ли  в настоящее время при списании денежных средств с
транзитных  валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов
или    поверенных)    в   пользу  резидентов-комитентов,  принципалов  или
доверителей  проставлять  в  платежных документах отметки, предусмотренные
пунктами 4.3-4.5 Инструкции N 111-И?
     В  связи  с  тем, что статья 21 Федерального закона N 173-ФЗ утратила
силу  с  01.01.2007,  положения Инструкции N 111-И применяются в части, не
противоречащей  действующему  законодательству  и  указанному Федеральному
закону N 173-ФЗ.
     С   учетом  изложенного  необходимость  в  проставлении  в  платежных
документах    в   соответствии  с  главой  4  Инструкции  N 111-И  отметок
"Обязательная продажа произведена" и "Обязательная продажа не произведена"
в настоящее время отсутствует.

     Вопрос  по  применению  Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И
"О порядке  открытия,  закрытия,  организации  работы  обменных  пунктов и
порядке  осуществления  уполномоченными банками отдельных видов банковских
операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской
Федерации,  чеками  (в том  числе дорожными чеками), номинальная стоимость
которых  указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее -
Инструкция N 113-И).
     4.   Обязан  ли  кассовый  работник  уполномоченного  банка,  филиала
уполномоченного  банка и их внутренних структурных подразделений оформлять
Реестр  операций  с  наличной  валютой  и  чеками в случае, если в течение
рабочего  дня  уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их
внутренними  структурными  подразделениями  операции  с наличной валютой и
чеками не совершались?
     В  соответствии  с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной
валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.
     На  основании  пункта 4.10  Инструкции  N 113-И началом осуществления
операции  с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим
лицом   кассовому  работнику  обменного  пункта  наличной  валюты,  чеков,
платежных  карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой
и  чеками,  а  также  (за  исключением  случая, установленного пунктом 1.2
статьи 7   Федерального  закона  N 115-ФЗ  "О противодействии  легализации
(отмыванию)    доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию
терроризма")  одного  из  документов,  приведенных  в  пунктах 4.7  и  4.8
Инструкции   N 113-И.  Указанные  действия  рассматриваются  как  согласие
физического  лица  на  условия осуществления операции с наличной валютой и
чеками.
     Согласно   пункту 4.13  Инструкции  N 113-И  во  время  осуществления
операции  с  наличной  валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр
операций с наличной валютой и чеками (далее - Реестр).
     В  связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено
необходимостью  отражения  в  нем  информации об осуществляемой физическим
лицом операции с наличной валютой и чеками.
     В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом
уполномоченного   банка  и  их  внутренними  структурными  подразделениями
операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И
не   содержит  для  кассового  работника  уполномоченного  банка  (филиала
уполномоченного    банка)    и  их  внутренних  структурных  подразделений
обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего
информации об операциях с наличной валютой и чеками.

     Материал подготовлен
     Департаментом финансового мониторинга
     и валютного контроля

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510